12 августа 2014 года Комиссия Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления провела очередное заседание. Главными темами, обсуждавшимися на мероприятии, стали вопросы транспорта: организация пригородных железнодорожных перевозок и обеспечение их безопасности, состояние дорог в ряде муниципальных образований, условия движения по ним автотранспорта и др. Присутствовавшие также уделили внимание перспективе установки Триумфальной арки в областном центре и возможности участия представителей региона во Всероссийском конкурс «Открытый муниципалитет – 2014».
В своем выступлении заместитель начальника Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Олег Усанов отметил, что обязательства по транспортному обслуживанию населения Ульяновской области выполняет ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания». «Заложенный в договоре на 2014 год объем перевозок (1865,8 тыс. ваг. км.) предприятие выполняет в полном объеме. По итогам работы за 7 месяцев 2014 г. расходы компании-перевозчика составили 93,1 млн. рублей, в то время, как из бюджета Ульяновской области выплачено 42,5 млн. руб. (100% денежных средств, предусмотренных по договору), что позволяет компенсировать выпадающие доходы Башкортостанской компании лишь на 45,7%. Таким образом, задолженность регионального бюджета перед перевозчиком составляет 50,6 млн. руб.», — проинформировал докладчик.
По его словам, выпадающие доходы ОАО «Башкортостанская ППК» в 2014 году ожидаются в размере 151,8 млн. рублей, или 80,7% к 2013 году. С учетом дотации субъекта непокрытые убытки от пригородных перевозок составят 109,3 млн. руб. со снижением к уровню прошлого года на 25% Недостаток финансирования ведет к росту кредиторской задолженности пассажирской компании перед ОАО «РЖД». И, как следствие, оно будет вынуждено прекратить предоставление подвижного состава и инфраструктуры перевозчику.
«В связи с вышеуказанным, ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» принят ряд мер по снижению размера выпадающих доходов. Так, с 15 августа 2014 года отменены электропоезда сообщением Барыш–Сызрань и Кузнецк–Сызрань, а с 1 сентября прекратится движение составов сообщением Инза–Сызрань и Кузнецк–Сызрань. В сложившейся ситуации я прошу Общественную палату обратиться к Правительству Ульяновской области с призывом ходатайствовать в Правительстве РФ об увеличении финансирования регионального бюджета до уровня Государственного заказа на транспортное обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения», — подчеркнул Олег Усанов.
Тему продолжил директор Департамента транспорта Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Игорь Бычков, сообщив, что в 2013 году железнодорожным пригородным сообщением было перевезено 1 млн. 56 тыс. пассажиров — на 200 тысяч меньше, чем в 2012 году. Отвечая на вопрос члена Комиссии ОПУО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Александра Потапова о том, зависит ли расписание поездов от сезонности, чиновник пояснил, что в летнее время — в период садоводческого сезона — увеличивается количество и регулярность движения составов, а зимой, напротив, сокращается, и это прописано в государственном контракте.
Председатель профильной комиссии региональной Палаты Вячеслав Ярош поинтересовался, кто и каким образом обеспечивает безопасность движения железнодорожного транспорта и следит за правопорядком в вагонах поездов. «Первая обязанность возлагается на ОАО «Башкортастанская пригородная пассажирская компания». С целью обеспечения безопасности пассажиров в поездах заключены договора со службой вневедомственной охраны, в каждом составе работает сотрудник службы безопасности. На вокзалах действуют системы досмотра, имеются рамки-металлоискатели», – добавил Игорь Бычков.
Далее с комментариями выступили члены Общественной палаты Михаил Круглов и Геннадий Слюсаренко. Первый поделился мнением о нецелесообразности реализации еще одного предложения Олега Усанова – о заключении Правительством Ульяновской области долгосрочного транспортного контракта сроком на 15 лет, поскольку объем движения, пассажирооборот, стоимость билетов, требования к уровню и качеству обслуживания, инвестиционные обязательства перевозчика и другие факторы за это время могут претерпеть значительные изменения. Геннадий Слюсаренко, в свою очередь, подчеркнул, что покрытие выпадающих расходов перевозчика не должно осуществляться за счет роста цен на проезд в пригородном железнодорожном транспорте.
Переходя к вопросу об обеспечении безопасности движения на железнодорожных переездах, Игорь Бычков уведомил, что ряд муниципальных образований: Инзенский, Цильнинский, Сенгилеевский и Чердаклинский районы — не выполнили поручение привести средства дорожного регулирования в надлежащее состояние в срок. На это присутствовавший на заседании первый заместитель Главы администрации МО «Инзенский район» Михаил Волков заверил, что пояснения по данному вопросу будут направлены в Общественную палату в течение двух недель. Заместитель начальника Куйбышевской дирекции инфраструктуры — начальник Волго-Камского отдела Михаил Кардаш поднял проблему отсутствия на переездах Ульяновской области фото- и видеофиксаторов, что способствует безнаказанности недобросовестных водителей.
Первую часть дискуссии закрыл начальник отдела надзора УГИБДД УМВД России по Ульяновской области Ринат Алимов: «Согласно ст. 21 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», данные функции разделены между тремя сторонами: ГИБДД, владельцами железных и автомобильных дорог. В 2014 году зарегистрировано 3 дорожно-транспортных происшествия на железнодорожных переездах, в результате которых один человек погиб, четверо получили травмы различной степени тяжести. В целях предупреждения такого рода ДТП, ГИБДД проводит профилактические мероприятия, в частности, акцию «Внимание, железнодорожный переезд», которые освещаются в СМИ. Нарядами ДПС осуществляются целевые мероприятия по фиксации нарушений, совершаемых водителями автотранспорта. В 2014 году пресечено 139 нарушений правил дорожного движения на железнодорожных переездах». Представитель ГИБДД считает, что снизить число ДТП на железнодорожных переездах поможет их оборудование устройствами фото- и видеофиксации, устройствами заграждения переезда (УЗП), разделение железнодорожных и транспортных потоков (строительство развязок), увеличение финансирования на информационную работу с населением и др.
По результатам обсуждения в решение Общественной палаты решено включить обращение к Главе администрации МО «Инзенский район» предоставить ОПУО информацию об исполнении поручений, данных на заседании Комиссии при Губернаторе Ульяновской области по обеспечению безопасности дорожного движения от 31.01.2014 г. Главам администраций муниципалитетов и ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» рекомендовано привести средства дорожного регулирования в надлежащее состояние, уделить особое внимание ремонту твердого покрытия и установке недостающих дорожных знаков у переездов «731 км, перегон Инза-Дубенки» и «761 км, станция Глотовка». Члены региональной Палаты также обратятся к Министерству строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области о рассмотрении просьбы Олега Усанова обратиться в Правительство РФ с предложением об увеличении финансирования бюджета региона до уровня Государственного заказа на транспортное обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения.
Заседание продолжилось докладом Игоря Бычкова на тему: «О внесении изменений в государственную программу «Развитие транспортной системы Ульяновской области» на 2014-2018 годы». «На реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие системы дорожного хозяйства Ульяновской области на 2014-2019 годы» из регионального бюджета планируется выделить более 18 миллиардов рублей, из них в 2014 году – около 2,2 млрд. руб., в 2015 г. – 2,76 млрд. руб. На строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в период 2014-2019 годов из облбюджета будет направлено 1,4 млрд. руб., на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение населения Ульяновской области качественными услугами пассажирского транспорта в 2015-2018 годах» — более 624 млн. рублей», — рассказал он.
Далее собравшиеся перешли к обсуждению частных вопросов, актуальных для ряда муниципальных образований. Члены Общественной палаты напомнили о недавно поступившем в ОПУО письме от жителей с. Богдашино МО «Чердаклинский район». Граждане обратились к ОПУО за содействием в решении следующих вопросов: оборудование остановочных павильонов автотранспорта в селе и на трассе при въезде в него, составление графика движения автобусов, увеличение периодичности заезда пассажирских автобусов во всех направлениях, открытие официальных остановок на Бряндинском повороте по трассе Чердаклы–Самара, нанесение там дорожной разметки и др.
Наличие всех вышеобозначенных проблем подтвердил Глава администрации МО «Богдашкинское сельского поселение» Александр Родионов, при этом отметив, что их решение затрудняет отсутствие у муниципалитета финансовых средств и низкий пассажиропоток в указанном направлении. Игорь Бычков, в свою очередь, заявил о необходимости удовлетворить просьбу жителей и проработать вопрос об установке остановочных комплексов в с. Богдашкино в срок до 1 сентября 2014 года.
Представитель администрации Инзенского района Михаил Волков, говоря о ситуации с дорогами в МО, заверил, что все ремонтные работы, которые ведутся у пяти поселений: с. Большое Шуватово, с. Аристовка, дер. Белая Горка, с. Оськино и р.п. Глотовка, — будут завершены к началу нового учебного года. «7 августа совместно с районным Советом депутатов, членами муниципальной Общественной палаты мы осуществили выезд с целью оценки качества ремонта участка дороги у села Коржевка. Оно был признано вполне хорошим и готовым к 1 сентября», — подчеркнул он.
В связи с началом учебного года проблемы имеются в Вешкаймском районе. Как сообщил сотрудник Департамента транспорта Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Игорь Мельников, из 14 имеющихся школьных маршрутов на сегодняшний день отремонтированы всего 2, при том, что стоимость работ подрядчику оплачена в полном объеме.
Подводя итоги дискуссии, председатель Комиссия Общественной палаты по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Вячеслав Ярош предложил коллегам одобрить внесение изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/419-П «Об утверждении государственной программы «Развитие транспортной системы Ульяновской области» на 2014-2019 годы». Региональному Министерству строительства, ЖКХ и транспорта он счел нужным рекомендовать провести переговоры с главой муниципального образования «Чердаклинский район» по вопросу организации регулярного транспортного обслуживания автобусами по маршруту № 613 «Ульяновск – Малая Кандала», а также изучить возможность установки дополнительных остановочных пунктов в селе Богдашкино. Кроме того, в адрес ведомства будет направлен запрос о графике ремонта дорожного покрытия в Вешкаймском районе. Профильная комиссия ОПУО взяла на контроль вопрос реконструкции, ремонта и содержанияв 2015 г. сети автодорог в МО «Инзенский район». Все вышеуказанные пункты были включены в решение по результатам заседания.
Участники мероприятия обсудили и актуальный для жителей областного центра вопрос об установке в УльяновскеТриумфальной арки. «Министерством строительства, ЖКК и транспорта региона был проведен конкурс на лучший проект сооружения, победителями которого были признаны скульптор Александр Попов и архитектор Сергей Муратов. Рассматривались следующие места для установки Триумфальной арки: зеленая зона бульвара Гончарова (напротив площади 30-летия Победы), транспортная развязка Пушкаревского кольца, площадь перед Железнодорожным вокзалом, центральный вход в парк Победы и у расположенного рядом памятника «Танк». Все предложенные варианты разбирались на заседаниях президиума Единого градостроительного совета Ульяновской области с 29 мая по 30 июля 2014 г., в результате чего оптимальным был признан первый из них», — сообщил заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска Роман Тимофеев.
Член региональной палаты Геннадий Слюсаренко озвучил мнение членов ульяновского Совета ветеранов, большинство из которых согласны с предложением городских властей установить Триумфальную арку на бульваре Гончарова. В качестве оппонента выступил Ринат Алимов, отметивший, что, с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, возведение арки на участке от ул. К. Либкнехта до начала бульвара Гончарова затруднит проезжающим мимо водителям обзор, что приведет к росту числа ДТП, которых на данном отрезке дороги и так происходит немало.
Прислушавшись к мнению сотрудника ГИБДД, Вячеслав Ярош и его коллеги предложили новый вариант размещения Триумфальной арки в г. Ульяновске: на перекрестке улиц Гончарова и К. Либкнехта (между гостиницей «Волга» и аптекой «УльяновскФармация»).
В завершение председатель профильной комиссии ОПУО поделился информацией о стартовавшем Всероссийском конкурсе «Открытый муниципалитет» 2014 года. Основной задачей конкурса, одним из организаторов которого выступает Общественная палата РФ, является привлечение дополнительного внимания к открытости в работе органов местного самоуправления и обобщение примеров успешного внедрения новых информационных технологий в практику. Члены Общественной палаты призвали муниципальные власти Ульяновской области принять участие в конкурсе (заявки принимаются с 1 августа по 31 октября 2014 года), что будет способствовать повышению эффективности их работы в указанном направлении и обеспечению широкого гражданского участия в реализации программ и проектов местного значения. Они также договорились еще раз поднять эту тему на одном из ближайших заседаний Комиссии ОПУО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления.