С 6 по 8 августа на базе агротуристического комплекса «Русский берег» проходит Международный молодежный юридический форум «ЮрВолга-2014». В одном из живописнейших мест Ульяновской области – в сосновом бору на берегу Старомайнского залива р. Волги – собрались около 300 студентов и молодых юристов из разных регионов России и стран СНГ. Во время проведения форума ребята получили возможность напрямую пообщаться с корифеями юридической науки и практики. Одной из приглашенных гостей стала Елена Шапкина – член Общественной палаты РФ, доцент кафедры Государственного аудита Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова. Для участников «Юрволги» она провела мастер-класс, рассказав об изменениях, которые затронут российское общество в связи с принятием федерального закона об основах общественного контроля. Представители Общественной палаты Ульяновской области в составе председателя ОПУО Тамары Девяткиной, одного из ее заместителей Марата Аряпова, председателя Комиссии по развитию информационного общества, СМИ и общественного контроля Дмитрия Соснина, а также членов Палаты Юрия Старостина, Владимира Кузьмина и Рамиля Покрова не смогли пропустить столь важное мероприятие. Они решили лично посетить форум и встретиться с Еленой Шапкиной. К делегации присоединились представители Общественной палаты Старомайнского района Татьяна Гаврилова и Ирина Тимофеева, а также члены ОП Чердаклинского района Галина Починова и Геннадий Голяшов.
Свое выступление московский эксперт начала с разъяснения того, что подразумевает собой понятие «общественный контроль». «Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» вступил в силу совсем недавно — 2 августа. Он устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления и иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия. Целью общественного контроля является создание условий для диалога между властью и гражданским обществом. Он направлен, в первую очередь, на выявление и устранение несовершенств законодательства, обеспечение прав и законных интересов граждан России, защиту от нарушения их конституционных прав. В связи с этим, основной формой осуществления общественного контроля становится общественная экспертиза законопроектов и иных нормативных правовых актов. Именно этим занимается Комиссия по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами ОПРФ, членом которой я являюсь», — проинформировала Елена Шапкина.
Представитель федеральной Палаты уведомила, что экспертиза НПА может вестись сразу по нескольким направлением. Правовая экспертиза проверяет нормативные правовые акты на предмет соответствия положениям Конституции РФ и других уже действующих законов, финансовая призвана выявлять, насколько эффективным будет расходование средств, сопровождающее реализацию НПА, антикоррупционная определяет наличие или отсутствие в тексте законопроекта потенциальных коррупциогенных факторов. Как сообщила Елена Шапкина, экспертиза, которую будут проводить органы, определенные, в соответствии с новым законом, в качестве субъектов общественного контроля, объединит в себе все указанные направления.
«ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» регламентирует, что субъектами общественного контроля являются Общественная палата РФ, Палаты субъектов РФ и муниципальных образований, а также общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти регионов России. Кроме того, могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы и иные организационные структуры общественного контроля. Механизмы и критерии отбора экспертов для включения в состав подобных дополнительных структур, однако, пока законодательно не урегулированы», — продолжила Елена Шапкина. Она озвучила и формы осуществления общественного контроля, указанные в федеральном законе. К ним относятся общественный мониторинг (постоянное или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, местного самоуправления или иных объектов контроля), общественная проверка (совокупность действий по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности ОГВ и МСУ, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных НКО), общественная экспертиза (анализ и оценка нормативных правовых актов), общественное обсуждение социально значимых вопросов и проведение общественных (публичных) слушаний.
Среди задач общественного контроля ФЗ выделяет следующие: формирование и развитие гражданского правосознания, повышение уровня доверия граждан к деятельности государства и обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества, содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов, реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных НКО, обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов власти, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению и повышение эффективности деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, и иных организаций, осуществляющих публичные полномочия.
«В соответствии с новым законом, результаты мероприятий общественного контроля должны широко освещаться и размещаться в сети Интернет. В связи с этим возникает вопрос: как могут получать доступ к этой информации граждане, не владеющие компьютерными технологиями, скажем, пожилые люди или жители отдаленных деревень. Вероятно, данная проблема будет обсуждаться законодателями в ближайшее время», — добавила член Общественной палаты РФ.
Вторая часть мастер-класса прошла в формате свободной дискуссии, в рамках которой Елена Шапкина ответила на несколько вопросов из зала. Студенты-юристы из г. Балашиха Московской области и Республики Крым отметили, что ряд экспертов, вошедших в состав местных Общественных палат, не известны широкой общественности, а часть членов ОП, утверждаемых представителями органов власти, обнаруживают зависимость от последних. «Я согласна с тем, что граждане, которые будут осуществлять общественный контроль, в том числе и представители Палат, должны быть компетентными и объективными. На случай возникновения противоречий с чиновниками, иными лицами или организациями, являющимися объектами контроля, в федеральный закон включена статья 11 «Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля», которая и регулирует такие ситуации. В Москве недавно начала работу Российская ассоциация общественного контроля, которая также будет заниматься подобными вопросами, — подчеркнула Елана Шапкина. — Что касается узнаваемости членов Общественных палат, возможно, они получили свой статус благодаря известности не широкому кругу общественности, а представителям профессионального сообщества, где они имеют высокий авторитет».
Далее студент из Кирова поделился мнением, что в России в последнее время появилось излишне много структур, контролирующих деятельность органов власти, что препятствует их работе, как и обилие единичных обращений от граждан, ставящих перед собой целью не столько решить конкретную проблему, сколько обругать чиновников. Вмешавшись в дискуссию, председатель Общественной палаты Ульяновской области Тамара Девяткина отметила, что противопоставлять государство и общество ни в коем случае не следует, т.к. их существование отдельно друг от друга невозможно. «Как бы ни было сложно представителям органов власти выслушивать людей, любящих пожаловаться на жизнь, выслушивать их проблемы и искать компромиссы все равно необходимо. Взаимодействие с населением – самое сложное и одновременно самое важное в деятельности чиновников. Если кому-то не хочется этим заниматься, они вольны свободно отказаться от должностей», — подчеркнула она.
На вопрос Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области Людмилы Крутилиной о том, каким образом рядовые граждане и общественные объединения могут принимать участие в мероприятиях общественного контроля, Елена Шапкина пояснила, что для этого заинтересованным лицам следует обращаться в Общественные палаты или общественные советы при органах власти по месту жительства.
Несколько молодых юристов подняли тему о возможности расширения полномочий Общественных палат как субъектов общественного контроля с тем, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления обязаны были бы исполнять их решения. Они также предложили изучить возможность законодательного регулирования сроков предоставления Палатами официальных ответов на обращения граждан. Первой свое мнение высказала московский эксперт: устанавливать конкретные сроки ответов на обращения по аналогии с таковыми у органов власти, обязанных реагировать на запросы граждан в 30-дневный срок, не представляется возможным, поскольку общественным экспертам зачастую требуется длительное время, чтобы разобраться в проблеме и уже затем оповестить заявителя. «В Европейском суде по правам человека, где я работала в 2011-2012 годах, существует практика промежуточного ответа, в котором юристы подтверждают, что приняли обращение на рассмотрение, однако введение подобной меры в Общественных палатах кажется мне пустой формальностью», — заявила Елена Шапкина.
Собственным видением поделилась и Тамара Девяткина, отметив, что ускорить процедуру рассмотрения обращений граждан может направление от имени Палат запросов в соответствующие государственные или муниципальные органы, а после получения о них официальных ответов оперативная пересылка их заявителям. «Наделение Общественных палат возможностями оказывать давление на принятие властных решений считаю неуместным, поскольку Палаты являются не уполномоченными для этого организациями, да и госструктурами как таковыми. При этом способы мотивировать чиновников прислушиваться к рекомендациям Общественных палат все-таки имеются. Губернатор Сергей Морозов поддержал наше предложение включить в рейтинг эффективности работы глав муниципальных образований критерий «взаимодействие с Общественными палатами», где будет отражено, учитывает ли конкретный чиновник рекомендации и решения областной Палаты и общественной палаты возглавляемого им муниципалитета. Уверена, данная мера будет способствовать укреплению сотрудничества между местными органами власти и общественниками», — сообщила Тамара Девяткина.
После завершения мастер-класса в рамках круглого стола Елена Шапкина порекомендовала присутствовавшим членам Общественной палаты Ульяновской области задуматься об инициировании разработки регионального законопроекта об основах общественного контроля. По ее словам, подобные нормативные правовые акты совсем недавно были приняты в двух субъектах РФ: Пермском крае и Республике Саха-Якутия. Московский эксперт посоветовала ульяновской Палате изучить тексты этих документов и заверила, что готова оказать любую необходимую помощь при подготовке проекта областного закона об общественном контроле.
Для справки:
В тот же день в рамках Международного молодежного юридического форума «ЮрВолга-2014» председатель Комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений и духовно-нравственному развитию, президент Нотариальной палаты Ульяновской области, член оргкомитета форума Венеря Браташова провела учебно-деловую игру на тему: «Суррогатное материнство». Целью игры стали пробуждение у молодого поколения юристов интереса к проблемным вопросам российского законодательства в данной сфере, выработка умения вести дискуссию и принимать и ее ходе правильные решения.