15 мая 2014 г. в рамках расширенного заседания Совета Общественной палаты Ульяновской области отчет о деятельности в 2013 году представил первый заместитель Председателя Правительства региона Александр Смекалин. По словам докладчика, курируемое им Министерство стратегического развития и инноваций продемонстрировало хорошие результаты работы, что положительно сказалось на развитии области в целом.
«Основную задачу, которую мы ставили перед собой в начале прошлого года – увеличить объем привлеченных инвестиций до 81 млрд. рублей — в полном объеме выполнить не удалось. Тем не менее, данный показатель достиг 76,2 млрд. руб., на 3% превысив цифры 2012 г. Количество новых рабочих мест, созданных за счет инвестпроектов, составило 4357, запущено 5 новых предприятий, стартовало строительство еще 11-ти. По доле инвестиций в основной капитал субъектов малого бизнеса Ульяновская область в 2013 г. заняла первое место в Приволжском федеральном округе, а по объему инвестиций на душу населения – 8 место в ПФО, — так начал свое выступление Александр Смекалин. – Количество субъектов малого и среднего бизнеса в 2012 г., по отношению к предыдущему году, также несколько снизилось (на 6,6%), составив порядка 57,6 тысяч. Во многом благодаря поддержке Правительства в регионе создано более 6 тыс. новых субъектов предпринимательства, обеспечив занятость 11,5 тыс. ульяновцев».
Докладчик привел данные рейтинга Высшей школы экономики, согласно которому Ульяновская область занимает 10 место в стране по показателям инновационной активности. Совместно с ОАО «Роснано» в прошлом году был открыт Центр нанотехнологий, на базе которого запущено 25 стартапов. Предвосхитив федеральный тренд, власти региона ввели налоговые льготы для строящихся индустриальных парков, ведется работа по снижению административных барьеров.
По словам Александра Смекалина, мнение многих ульяновцев о том, что при ведении инновационной активности Правительство области отдает приоритет иностранным компаниям, не вполне соответствует действительности. Масштабная поддержка с целью технического перевооружения на общую сумму более 30 млрд. руб. оказывалась в 2013 г. действующим предприятиям: ОАО «Утес», ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», ОАО «Ульяновский механический завод», ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Ульяновский моторный завод», ФНПЦ ОАО «НПО Марс» и др.
С целью развития малого и среднего бизнеса Министерством стратегического развития и инноваций осуществлялись такие меры, как сопровождение и обеспечение финансированием бизнес-проектов, выработка и реализация предложений по созданию благоприятного бизнес-климата, развитие компетенций субъектов предпринимательства и т.д. Все это дало свои плоды: если в 2010 году субъекты малого и среднего бизнеса поставляли в региональный бюджет налоговые отчисления на сумму 1,13 млрд. руб., то в 2013 г. – 1,72 млрд. рублей. В 2010 году законодательством Ульяновской области сформулировано понятие «начинающий предприниматель». Для представителей данной категории максимально снижены ставки по Упрощенной системе налогообложения и Патентной системе. Сокращены сроки административных процедур при предоставлении услуг органами власти и естественными монополиями: технологического присоединения к газораспределительным и электросетям, оформлении разрешения на строительство и т.д. Ежеквартально в области проводится «Неделя предпринимательской инициативы, являющаяся удобной площадкой для налаживания взаимодействия между властью и бизнесом, выдвижения и обсуждения новых идей и проектов.
«Общий инвестиционный портфель Ульяновской области до 2018 года имеет объем 430 млрд. руб. В реестр включено 126 инвестпроектов в различных стадиях реализации с числом создаваемых рабочих мест, превышающим 30 тысяч. В качестве мер господдержки осуществляется сопровождение инвесторов в режиме «одного окна», предоставляются налоговые льготы, стимулируется развитие государственно-частного партнерства, строительство промышленных зон и технопарков. Учитывая то, что объем льгот, предоставляемых регионом 14 приоритетным проектам, составляет 0,67 млрд. руб. в год, а величина налоговых отчислений от них – 2,55 млрд. руб., очевидно, что Ульяновская область получает значительную выгоду от привлечения внешних инвестиций», — заявил первый заместитель Председателя Правительства.
Особое внимание уделяется Портовой особой экономической зоне вблизи аэропорта «Ульяновск-Восточный». Ее резидентами в настоящее время являются 6 компаний, еще 11 изъявили желание получить такой статус в будущем. К перспективным эффектам создания Портовой зоны относятся получение резидентами выручки в объеме 44,5 млрд. руб. ежегодно, поступление 1,2 млрд. руб. в региональный бюджет в виде НДФЛ и налога на прибыль, создание более 10 тысяч новых рабочих мест. К крупнейшим инвестиционным паркам в России относится и промышленная зона «Заволжье». На ее создание выделено порядка 280 млрд. руб. из Инвестиционного фонда РФ, 400 млрд. руб. из региональных источников, 300 млн. руб. составили внебюджетные средства. Полученные от резидентов налоги превысили затраты на инфраструктуру еще в 2010 году, а налоговые отчисления в бюджет области достигли в 2012 г. около 2 млрд. рублей. К новым промышленным зонам, создаваемым на территории Ульяновской области, относятся также промзоны «Карлинская», строящаяся в партнерстве со швейцарской компанией «DegaAG», «Новоульяновск» и «Новоспасское».
«В задачи инвестиционной политики в регионе на 2014 год я включаю привлечение не менее 80 млрд. руб. инвестиций, создание 4300 новых рабочих мест в результате реализации инвестпроектов, создание инженерной и деловой инфраструктуры, совершенствование правовой базы, регулирующей условия ведения предпринимательской деятельности, стимулирование модернизации действующих предприятий и т.д.», — проинформировал Александр Смекалин.
Докладчик отдельно упомянул о результатах деятельности Правительства Ульяновской области по управлению государственным имуществом и земельными отношениями. Он подчеркнул, что объем доходов от распоряжения и управления госимуществом в 2013 году достигли 60,6 млн. руб., что на 10,4% превысило показатели предыдущего года. В рамках повышения эффективности работы внедрен институт профессиональных директоров и независимых экспертов в органы управления ОАО, разработаны методические рекомендации по применению хозяйственными обществами ключевых показателей эффективности и типовое положение об условиях оплаты труда. К актуальным задачам на 2014 г. относятся снижение задолженности по арендной плате за использование муниципального имущества и земельных участков, завершение комплекса мероприятий для перехода с 1 января 2015 года к взиманию налога на имущество организаций от кадастровой стоимости, внедрение в акционерных обществах системы ключевых показателей эффективности, единой земельно-имущественной политики и автоматизированного программного комплекса.
«Что касается отрасли финансов, информирую, что в 2013 г. общий объем доходов консолидированного бюджета Ульяновской области составил 41,5 млрд. руб. (99,1% к прошлому году), при этом поступления налоговых и неналоговых доходов возросли до 31,7 млрд. руб. (на 4,4%). Расходы регионального бюджета также увеличились на 2,4%, достигнув величины 47,5 млрд. руб., причем около 70% были направлены на социально ориентированные отрасли: образование, здравоохранение, социальную политику, культуру и спорт. Среди приоритетных задач на будущее отмечу достижение сбалансированности бюджета, выявление резервов роста доходной части, сокращение задолженности по налогам, совершенствование межбюджетных отношений, реализацию проекта «Открытый бюджет» и др. К актуальным направлениям социально-экономического развития Правительство Ульяновской области относит устойчивое повышение доходов и качества жизни населения, увеличение объемов производства как минимум на 3% в промышленности и 7% в сельском хозяйстве, развитие жилищного строительства, доведение общей безработицы до уровня не более 5,2%, улучшение демографической ситуации», — подытожил Александр Смекалин.
Далее члены Общественной палаты региона перевели мероприятие в формат «вопрос-ответ». Напомнив о прошлогоднем конфликте, имевшем место в Ульяновске в связи с перспективой строительства на склоне р. Свияги отеля «Мариотт», против которого выступила значительная часть городской общественности, руководитель Комиссии ОП по вопросам развития институтов гражданского общества Дмитрий Соснин поинтересовался, извлекли ли первые лица региона уроки из того случая. Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области ответил утвердительно, заявив, что готов всеми силами противодействовать возникновению подобных ситуаций, вызывающих недовольство населения, в дальнейшем. По его словам, впредь Министерство стратегического развития и инноваций намерено внимательно проверять документацию, относящуюся к инвестиционным проектам, на предмет соответствия федеральному и региональному законодательству. Все инвестпроекты уже сегодня подлежат вынесению на рассмотрение регионального Совета по инвестициям, а каждый этап их реализации является максимально открытым и широко освещается в СМИ.
На вопрос Дмитрия Соснина о дальнейшей судьбе проекта по сбору народных инициатив к «Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года» присутствовавший на мероприятии министр экономики и планирования Ульяновской области Олег Асмус пояснил, что текст Стратегии сегодня разрабатывают специалисты ВШЭ, которые по условиям госконтракта обязаны включить в текст раздел «Народные инициативы». В нем будут отражены результаты опроса населения о том, какие объекты, по мнению граждан, должны появиться в регионе в 2020 г., а также реестр инициатив, который будет обязателен к исполнению Правительством.
«Хотелось бы уточнить, достигла ли Ульяновская область показателей 1990 года по валовому региональному продукту. Отмечу, что еще в 2010 г. на конференции «Социокультурный портрет региона» упоминалось о том, что наш регион достаточно разбалансирован: некоторые из отраслей уже перешли на постиндустриальную стадию развития, другие являются отстающими», — отметила член ульяновской палаты Нина Дергунова. В ответ на ее высказывание Олег Асмус заверил, что по большинству показателей регион достиг цифр начала 1990-х еще в 2009 году, а сегодня успешно движется вперед. Чиновник согласился, что неравномерное развитие отдельных отраслей и территорий действительно имеет место – к примеру, 5 передовых муниципалитетов производят столько же продукции, сколько 17 остальных, существуют и различия в производительности труда населения. По его мнению, ликвидация такого разрыва является одной из основных задач областных властей.
В завершение слушаний прозвучало несколько коротких высказываний. Руководитель Комиссии ОП по вопросам защиты прав граждан, национальным и этноконфессиональным вопросам Олег Ломакин призвал обсудить перспективу перехода со следующего года к взиманию налога на имущество организаций от кадастровой стоимости с привлечением экспертов Торгово-промышленной палаты Ульяновской области. Нина Дергунова призвала создавать больше высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест в ходе реализации инвестиционных проектов. Председатель Общественной палаты Тамара Девяткина, в свою очередь, попросила Александра Смекалина и его коллег исчерпывающе раскрыть в официальном письме вопрос о направлениях расходования средств, ежегодно выделяемых на социальную поддержку лиц с психическими заболеваниям, и перспективах строительства в регионе реабилитационного центра для данной категории граждан.