8 апреля 2014 года состоялось первое заседание Согласительной комиссии по вопросам реструктуризации образовательных организаций Ульяновской области. Комиссия под руководством председателя Общественной палаты региона Тамары Девяткиной сформирована при ОП с целью формулировки рекомендаций о дальнейшей судьбе малокомплектных школ в сельской местности.
Открывая заседание, Тамара Девяткина подчеркнула, что главной задачей комиссии является содействие оптимизации системы образования, чтобы каждый учащийся, вне зависимости от места проживания, смог получить хорошие знания. Не секрет что во многих малокомплектных школах педагоги не обладают достаточной квалификацией, а один учитель ведет сразу несколько предметов, что снижает качество образования. «Первый этап реструктуризации в Ульяновской области проходил в 2007-2009 гг. В ходе второго мы попытаемся найти новые формы работы образовательных организаций, как то: перевод средних общеобразовательных школ с небольшим количеством детей в основные или начальные, вхождение в состав близкорасположенных базовых школ в качестве филиалов, что позволит избежать закрытия, формирование на базе СОШ сельских социокультурных центров, где в одном помещении могут располагаться детский сад, библиотека, клуб, спортивные секции, культурно-досуговые учреждения, почтовое отделение и др.», — сообщила она.
Председатель ОП проинформировала, что в состав Согласительной комиссии вошли 75 человек, в том числе заместители глав администраций всех МО, члены региональной и муниципальных Общественных палат, представители Министерства образования и науки, Палаты справедливости и общественного контроля в Ульяновской области, районных родительских комитетов, учреждений основного и дополнительного образования, профильных общественных организаций и движений, гражданские активисты. Из их числа будут формироваться рабочие группы в составе порядка 10 человек для выезда в муниципальные образования с целью личного осмотра школ, подлежащих реструктуризации. Первое подобное мероприятие пройдет 10-11 апреля в Чердаклинском районе. По итогам выезда рабочая группа подготовит материалы, содержащие данные о материально-технической базе, количестве учащихся, педагогического состава и вспомогательного персонала в каждой инспектируемой образовательной организации, величине средней зарплаты всех категорий работников, числе детей в расчете на одного учителя и предметов, которые он ведет, результатах ЕГЭ по русскому языку и математике у выпускников 2013 года и т.д. Имея на руках такую информацию, члены рабочей группы обсудят ее с руководством района, а затем 18 апреля представят на рассмотрение Согласительной комиссии, которая, в свою очередь, выработает рекомендации об оптимальной форме реорганизации каждой из подлежащих ей малокомплектных школ. Аналогичные выезды будут осуществляться в каждый из муниципалитетов – вслед за Чердаклинским второй рабочей группе (уже в другом составе) предстоит в конце апреля побывать в Сурском, Майнском и Карсунском районах.
Собравшиеся утвердили плану работы комиссии. В качестве дополнений ее сопредседатель, руководитель Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по социальной политике, заместитель председателя ЗСО Игорь Тихонов предложил включать в состав выездных рабочих групп депутатов Заксобрания, избранных от соответствующего района, а его коллега по ЗСО Алексей Куринный отметил необходимость запрашивать информацию о результатах ЕГЭ выпускников реструктурируемых школ не только за 2013 г., но и за предыдущие года для получения более объективных показателей успеваемости.
Далее выступила еще один сопредседатель Согласительной комиссии, заместитель Председателя Правительства — Министр образования и науки региона Екатерина Уба. «После завершения первого этапа реструктуризации имело место мощное вливание финансовых средств в систему образования Ульяновской области. Так, за последние три года помимо обязательных расходов на развитие отрасли было направлено порядка 1,5 млрд. рублей. Целью работы профильного министерства является не закрытие малокомплектных школ как таковое, а создание для всех проживающих в регионе детей равных условий для получения качественных образовательных услуг. Одним из достижений в данном направлении стало создание базовых школ, оснащенных новейшим оборудованием и качественно отремонтированных. Таковых на сегодняшний день в регионе насчитывается 113, они равномерно расположены во всех МО. В каждой базовой школе работают высококвалифицированные учителя-предметники, имеется несколько профильных классов. Необходимость реструктуризации вызвана и демографическими изменениями: по статистике, в этом учебном году в Ульяновской области насчитывается 109065 школьников – на 530 меньше, чем в прошлом. По сравнению с 2008 г., количество учащихся сократилось на 7661, и эта тенденция в ближайшем будущем сохранится. В то же время согласно федеральному стандарту средний показатель наполняемости классов должен соответствовать 17-ти ученикам. В городах нашего региона он составляет 23, а в сельской местности – 9. В отдельных малокомплектных школах обучаются всего по 6-10 детей, причем именно такие образовательные организации занимают низшие строки рейтинга по результатам ЕГЭ и показателям общей успеваемости. Кроме того, зная о перспективе введения в ближайшие годы обязательного ЕГЭ по иностранному языку, а также нехватке его преподавателей на селе и невысоком качестве их работы, можно заранее спрогнозировать результаты экзамена», — подчеркнула Екатерина Уба.
Министр образования и науки Ульяновской области озвучила ряд рекомендаций, которых Согласительная комиссия будет придерживаться при вынесении решений о будущем малокомплектных школ. Так, приоритетным направлением реструктуризации станет сохранение существующих образовательных учреждений путем превращения их в филиалы базовых школ. Муниципалитетам предстоит обратить внимание на поиск оптимального соотношения числа общеобразовательных, основных и начальных школ в каждом из районов, руководствуясь нормами оптимальной наполняемости классов. Образовательные организации, где обучаются дети младшего школьного возраста, будут стремиться сохранить в первую очередь, а в качестве ресурсов для дальнейшего развития рассмотрят возможность создания на их базах дополнительных детсадовских групп.
Взяв слово, Игорь Тихонов упомянул о том, что стремление определять судьбу малокомплектных школ, исходя лишь из потребности оптимизации системы образования, является неверным подходом. Многочисленные жалобы и обращения граждан в органы исполнительной власти свидетельствуют о том, что далеко не для всех сельских жителей получение детьми качественного образования является приоритетом. Для кого-то главное – безопасность ребенка, для других – отсутствие возможности возить его на уроки в соседнее село и т.д. Большинством же людей само наличие школы рассматривается как залог и условие для существования и развития поселения. «Очевидно, что план реструктуризации образовательных организаций вызовет недовольство значительной части сельчан, и ее необходимость людям придется доказывать. Помимо сбора информации о положении дел в малокомплектных школах, предлагаю провести территориальный анализ поселений, где они располагаются: изучить инфраструктуру, состояние дорог и транспорта, демографическую ситуацию, наличие или отсутствие экономических субъектов, способных помогать школам финансово, и другие факторы», — отметил заместитель председателя ЗСО.
В ответ на заявление члена Законодательного Собрания Ульяновской области Алексея Куринного о важности выяснить у чиновников Минобра и представителей муниципальных властей причины сложного положения школ, подлежащих реструктуризации, и факты наличия попыток с их стороны исправить ситуацию Екатерина Уба пояснила, что таковые предпринимались неоднократно. В частности, учителям малокомплектных школ предлагалось пройти курсы повышения квалификации, однако заинтересованность воспользоваться этой возможностью проявили далеко не все.
Еще один присутствовавший на заседании представитель Заксобрания — заместитель председателя ЗСО, председатель Комитета по бюджету и экономической политике Алсу Балакишиева согласилась с тем, что закрытие школ и других социальных объектов является одной из основных причин оттока населения из небольших деревень и сел. Она порекомендовала особенно корректно подойти к населенным пунктам, где компактно проживают представители национальных меньшинств, подчеркнув, что для сохранения школ в них властям и общественности нужно сделать все возможное. «Давайте не будем повторять ошибок, связанных с расформированием детских садов в 1990-е годы, последствия которых ощущаются до сих пор. Считаю, что здания малокомплектных школ должны функционировать хотя бы путем размещения в них социокультурных центров или других важных для жителей объектов, таких как отделения Сбербанка, почта и др.», — добавила Алсу Балакишиева.
Депутат Законодательного Собрания Ростислав Эдварс, в свою очередь, поддержал призыв коллег к работникам администраций муниципалитетов, чтобы те проанализировали, все ли необходимые шаги предприняты для сохранения существующих школ, и определили, каким образом в случае их закрытия будет организована доставка учащихся в образовательные учреждения, располагающиеся в соседних населенных пунктах. Комментируя его замечание о том, что в случае преобразования малокомплектных школ в филиалы базовым СОШ придется выделять им часть собственных средств, что приведет к возникновению финансовых трудностей у последних, Екатерина Уба заверила, что учтет этот фактор.
В завершение Тамара Девяткина обратила внимание членов Согласительной комиссии еще на несколько проблем, которые непременно возникнут в ходе реструктуризации. Одна из них – положение СОШ, располагающихся на границе двух муниципальных образований: в качестве филиала малокомплектную школу подлежит присоединять не к тому образовательному учреждению, которое ближе всего территориально, но относится к другому МО, а к тому, что находится в границах муниципалитета. Председатель Общественной палаты также справедливо заметила, что районным администрациям следует уже сегодня задуматься о том, где трудоустраивать учителей, ставки которых будут высвобождаться в процессе реорганизации школ.
«Работа Согласительной комиссии является сложной и ответственной. Уже в ближайшие дни членам рабочей группы предстоит встречаться с гражданами, объяснять им причины и механизмы грядущих изменений. Наша общая цель остается неизменной – обеспечить сельским ребятам возможность получить максимально качественное образование. Родителям же ребят, посещающих малокомплектные школы, следует понять, что пока их дети не смогут на равных конкурировать с городскими сверстниками при поступлении в вузы и ссузы, им придется изыскивать немалые средства, чтобы оплачивать дальнейшее обучение на внебюджетной основе», — подытожила Тамара Девяткина.
Для справки:
В состав рабочей группы Согласительной комиссии по вопросам реструктуризации образовательных организаций Ульяновской области для выезда в Чердаклинский район вошли:
1. Березина Ирина Валерьевна – педагог-психолог Областного центра диагностики и консультирования «Развитие»;
2. Гареев Аняс Минзагитович – председатель Совета депутатов Калмаюрского поселения МО «Чердаклинский район»;
3. Жаркова Анна Александровна – лидер Ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание»;
4. Жуковская-Латышева Лидия Сергеевна – депутат Законодательного Собрания Ульяновской области пятого созыва, председатель регионального общественного движения «За советскую школу»;
5. Касимова Ольга Михайловна – директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Ульяновской области;
6. Латышев Юрий Иванович – народный учитель РФ, сопредседатель регионального общественного движения «За советскую школу»;
7. Моргун Евгения Николаевна – директор ОГКУ «Центр развития образования Ульяновской области»;
8. Полетаев Валерий Владимирович – директор МОУ «Физико-математический лицей № 38», член Общественного совета по вопросам образования, член Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области;
9. Твердохлеб Татьяна Евгеньевна – председатель профсоюза работников образования Ульяновской области;
10. Хижняк Людмила Анатольевна – Уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области;
11. Шлейкова Наталья Юрьевна – доцент кафедры технологии и дизайна УлГПУ имени И.Н. Ульянова, член Ульяновского регионального отделения Межрегиональной общественной организации инвалидов «Факел».