21 марта 2014 года на базе Центра поддержки НКО при Общественной палате Ульяновской области прошел тренинг-семинар на тему: «Эффективные переговоры». В качестве ведущего мероприятия выступил президент фонда «Стратегия», бизнес-тренер группы компаний «Консалтинговые системы», член Международной сети тренеров-консультантов по вопросам управления Университета Джонса Хопкинса Виталий Матросов.
Тема семинара оказалась для его участников – представителей ульяновских НКО — очень востребованной. Большинство из них признают, что умение налаживать конструктивное взаимодействие и находить общий язык с партнерами во многом определяют успешность деятельности любой некоммерческой организации.
Прежде, чем начать семинар, Виталий Матросов познакомился со всеми присутствовавшими и внимательно выслушал их пожелания к содержанию тренинга. После этого он структурно разделил учебный день на 4 блока, первый решив посвятить изучению понятия «коммуникация», второй – технологии переговоров, третий – их психологической составляющей, а в заключительном рассмотреть переговоры как своеобразную рефлексивную игру.
Тренер познакомил собравшихся с составляющими успешной коммуникации, к каковым относятся позитивный настрой, умение говорить на языке собеседника и понимать его позицию. «Следует всегда помнить о том, что в процессе передачи любого сообщения его первоначальная форма и смысл несколько меняются. Чтобы минимизировать потери информации в процессе коммуникации необходимо четко определить цель сообщения, грамотно расставить акценты, избегать непонятной для собеседника терминологии, не говорить слишком быстро или очень длинными фразами, использовать различные каналы восприятия. Избежать искажения информации, «достраивания» или смены смыслов получателем помогут создание для него благоприятной психологической атмосферы, неоднократное повторение ключевых моментов сообщения и др.», — подчеркнул он.
Переходя непосредственно к рассмотрению технологии ведения переговоров, Виталий Матросов рассказал об их видах и фазах, способах эффективного установления контакта (снятие психологических барьеров, нахождение совпадающих интересов, определение принципов общения, выявление возможных препятствий, адаптация к партнеру) и перечислил ряд тактических приемов, применяемых на переговорах.
Ведущий отдельно уделил внимание формированию у слушателей умения правильно задавать вопросы и отвечать на них, а также распознавать исходящие от собеседника невербальные сигналы. Все это и многое другое общественники постарались отработать на практике. Они приняли участие в деловой игре, получив задание разбиться на команды (бизнес-компании) с противоположными интересами и смоделировать ситуации переговоров с целью достижения компромиссных решений. В процессе игры Виталий Матросов отмечал допускавшиеся коммуникативные ошибки, которые вместе со слушателями проанализировал по ее окончании.
Представители ульяновских НКО остались очень довольны тренингом-семинаром, поскольку после его завершения получили немало раздаточных материалов, приобрели полезные умения и навыки. Многие признавались, что ранее при ведении переговоров использовали неверную тактику, однако отныне намерены скорректировать ее для достижения положительных результатов.