13 февраля 2014 года в здании Правительства Ульяновской области прошла встреча, посвященная презентации и обсуждению проекта типового Положения об Общественной палате муниципального образования. Ранее документ, подготовленный Управлением внутренней политики региона, рассматривался областной ОП. После внесения членами палаты ряда замечаний он был доработан и представлен председателям Общественных палат и Общественных советов муниципальных образований.

Совещание открыл заместитель Губернатора Ульяновской области Михаил Сычев. В своем выступлении он отметил, что целью принятия положения является внесение изменений в порядок формирования Общественных палат МО. «Данный шаг предпринимается для создания вертикально интегрированной системы, которая будет выстроена по аналогии с федеральной. Как известно, после внесения изменений в ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» утвержден новый механизм вхождения в состав ОП РФ, согласно которому в федеральную палату будут включены по одному представителю от ОП каждого их регионов страны. В Ульяновской области, в свою очередь, в следующий состав Общественной палаты войдут 24 члена муниципальных палат – по одному от каждого МО региона. 10 новых членов, как и прежде, будет назначать Губернатор, а еще 24 — представителей региональных отделений всероссийских НКО или местных общественных организаций — предстоит избрать путем голосования. Уверен, что введение в состав областной палаты жителей сельских районов будет способствовать совершенствованию ее деятельности и решению актуальных проблем небольших поселений», — заявил Михаил Сычев.

Тему продолжил помощник Губернатора Ульяновской области Дмитрий Федоров, сообщивший, что в начале года он проанализировал эффективность работы Общественных палат и Общественных советов, работающих сегодня в муниципалитетах, и нашел ее не вполне удовлетворительной. Как выяснилось, в среднем заседания данных структур проводятся всего раз в квартал, и они, как правило, посвящены заслушиванию отчетов местных чиновников. Во многих советах в качестве председателя или его заместителя выступают сотрудники районных администраций. В ряде МО действуют более 10 Общественных советов: к примеру, 15 в Старокулаткинском районе, 11 – в Новомалыклинском и т.д., однако в большинство из них входят одни и те же общественники. По мнению Дмитрия Федорова, все вышесказанное свидетельствует о необходимости изменить положение дел – создать Общественные палаты в тех районах, где их нет до сих пор, а в остальных – укрепить авторитет ОП.

«Наладить конструктивное взаимодействие общественников с исполнительными органами власти станет возможным благодаря внедрению в Ульяновской области стандарта открытости системы государственного управления. Соответствующее распоряжение уже готовится Управлением внутренней политики региона, — проинформировал помощник Губернатора. – В документе будет обозначен механизм составления рейтинга открытости ИОГВ. Тематическая информационная кампания будет проведена в социальных сетях, Твиттере и на сайте областного Правительства, а в настоящее время изучается опыт регионов РФ, где данный стандарт уже внедрен». В дополнение Михаил Сычев отметил, что проект также предполагает проведение опросов населения с целью выяснить степень их удовлетворенности работой властей. Он пояснил, что в соответствии с Указом Президента России № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» главы и руководители администраций МО, работу которых большинство граждан сочтут неудовлетворительной, могут быть отстранены от должностей по решению Советов депутатов.

По словам председателя Общественной палаты Ульяновской области Нины Дергуновой, решение включить в новый состав региональной ОП представителей каждой из муниципальных палат, по аналогии с Общественной палатой РФ, куда войдут делегаты от ОП регионов, является весьма логичным. «Таким образом, ближайшей целью в районах станет создание местных Общественных палат. У многих из собравшихся, вероятно, возникает вопрос, чем отличаются ОП от Общественных советов, которые действуют сегодня в МО. Отвечу: советы являются назначаемыми структурами и в большинстве своем действуют в интересах местных администраций. Общественные палаты, в свою очередь, — органы частично назначаемые и частично избираемые, что обеспечивает достаточную независимость их работы», — считает Нина Дергунова.

Председатель ульяновской ОП подчеркнула, что указание оптимальной численности состава муниципальных палат в разработанном типовом положении отсутствует, поэтому определить, сколько человек войдет в Общественную палату каждого из городов или районов, местным общественникам предстоит решить самостоятельно. При формировании новых составов ОП учитывать нужно будет только следующие нормы: главами МО должны назначаться 25% членов, как это закреплено в законах о федеральной и региональной палатах; не допускаются к выдвижению в ОП кандидаты от политических партий.

«В проекте Положения об Общественной палате муниципального образования нет указания и на то, будет ли освобождаться от руководства ОП председатель в случае его делегирования в состав региональной палаты. В статье 18 документа упоминается об обязанности органов местного самоуправления муниципалитетов оказывать ОП материально-техническое и информационное содействие. Расширить данное положение, указав, какая именно помощь понадобится, предстоит каждой конкретной палате», — упомянула Нина Дергунова.

Во второй части мероприятия приглашенные на него председатели Общественных палат и Общественных советов МО выступили с вопросами и замечаниями. Руководитель ОП Ульяновского района Ревгат Волков поинтересовался, нужно ли в положении о муниципальной палате обозначать принципы взаимодействия с районной Палатой справедливости и общественного контроля, на что Михаил Сычев ответил утвердительно.

Председатель ОП г. Димитровграда Валентина Сергеева напомнила, что действующая во втором по численности населения городе региона Общественная палата существует с 2004 года (она старше ульяновской и российской), и за прошедшее десятилетие накопила богатый опыт сотрудничества с местными властями и некоммерческими организациями. «В отличие от региональной, в состав димитровградской палаты с самого начала входили представители парламентских политических партий. Они неплохо зарекомендовали себя, участвуют в решении социально значимых для города проблем, поэтому, скорее всего, возможность выдвигать кандидатов от партий в состав нашей ОП будет предоставляться и в дальнейшем. Численность палаты, вероятно, тоже останется прежней и составит порядка 35 человек», — рассказала Валентина Сергеева. В завершение она пригласила коллег принять участие в торжественном мероприятии, посвященном подведению итогов Месячника НКО, который ежегодно проводится Общественной палатой г. Димитровграда.

Комментируя выступление Валентины Сергеевой, Михаил Сычев согласился с тем, что лучшие традиции, накопленные ОП за прошлые года работы, имеют право на существование и в дальнейшем, однако отметил необходимость рационально подойти к формированию новых составов по территориальному и отраслевому принципу. Нина Дергунова, в свою очередь, обозначила важность повышения роли профсоюзных организаций в жизни социума и активизации участия муниципальных палат в мероприятиях, направленных на осуществление общественного контроля, т.к. обе эти задачи были отмечены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в декабре 2013 г.

Далее слово взяла и.о. заместителя Главы администрации города Ульяновска Альбина Смурякова. «Перспектива и порядок создания в областном центре Общественной палаты вызывает в мэрии немало вопросов. В настоящее время в городе действуют 15 отраслевых и 4 территориальных Общественных совета. Их представители входят в состав Координационного совета МО, созданного в сентябре 2013 г. и насчитывающего 35 членов. Пока не совсем понятно, что более оптимально: преобразовать его в Общественную палату г. Ульяновска или создать дополнительную структуру с частично дублирующимися функциями», — рассказала она. На это председатель региональной ОП еще раз пояснила, что Общественный совет и Общественная палата имеют принципиальное различие в целях: первый изначально создается при органах власти и в помощь им, а вторая является независимой переговорной площадкой, где чиновники и общественники, в том числе оппозиционно настроенные, могут обсудить актуальные для области проблемы и попытаться найти компромиссные варианты их решения.

В завершение докладчики попросили участников встречи еще раз внимательно изучить типовой проект положения, чтобы на его основе разработать аналогичные документы, регламентирующие порядок формирования и принципы работы каждой из муниципальных палат.