Прошедшее 19 декабря 2013 г. пленарное заседание Общественной палаты Ульяновской области было посвящено рассмотрению итогов общественных мониторингов деятельности Правительства региона по решению задач, поставленных в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596-606. Учитывая огромную социальную значимость указов, члены ОП сочли необходимым сравнить данные об их выполнении, полученные из официальных источников, и результаты собственных исследований.
Задачи, которые поставила перед собой палата, ее председатель Нина Дергунова разъяснила в ходе пресс-конференции, прошедшей днем ранее. «Целью проведения мониторингов стала оценка эффективности исполнения указов Президента России в сфере социальной политики с точки зрения гражданского общества. С подобной инициативой в начале 2013 г. выступила Общественная палата РФ, а затем ее поддержали коллеги из регионов. Разумеется, у ульяновской палаты не было достаточных ресурсов для проведения масштабных социологических исследований, поэтому мы сосредоточились на опросах небольших по численности групп населения, интересы которых непосредственно затрагиваются в указах. На пленарное заседание решено было вынести рассмотрение итогов исполнения нормативных правовых актов, которые ОП считает наиболее важными для населения. В их числе: указ № 597 «О мероприятиях государственной социальной политики» (пункт 1, подпункт «а», абзац 3), предусматривающий обеспечить в 2012 г. доведение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений до среднего уровня оплаты труда в соответствующем регионе, тот же указ (пункт 1, подпункт «а», абзац 8), ставящий задачу создавать ежегодно в период 2013-1015 гг. до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов, указ № 598 (пункт 2, подпункт «а»), говорящий о необходимости ведения работы по формированию здорового образа жизни граждан России, и указ № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации» (пункт 3, подпункт «а»), в соответствии с которым задачами региональных властей становятся обеспечение условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также организация профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста трех лет. Участие в опросах приняли следующие группы респондентов из областного центра и сельских районов: педагогические работники и директора общеобразовательных учреждений (60 и 28 человек, соответственно), женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет и совмещающие их воспитание с трудовой занятостью (146), и 300 жителей региона – на тему здорового образа жизни», — проинформировала Нина Дергунова.
Результаты мониторинга, касающегося зарплаты школьных педагогов, на пленарном заседании представила заместитель председателя Общественной палаты Татьяна Сергеева. Сначала она озвучила официальные данные, потупившие в ОП из Министерства образования Ульяновской области. Согласно им, средняя заработная плата по региону за 9 месяцев 2013 г. составила 18544 рубля, для учителей этот показатель – 19006 руб., а для специалистов сферы общего образования в целом – 16135 руб. Если рассматривать отдельные категории педагогических работников, выясняется, что сумму, меньшую среднерегиональной величины оплаты труда, за свой труд получают педагоги дошкольных образовательных учреждений (16020 руб.), учреждений дополнительного образования (13972 руб.), преподаватели и мастера производственного обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования (16271 руб.). При этом оказалось, что 8% школьных педагогов имеют зарплату ниже 10 тыс. рублей, 21% — от 10 до 15 тыс. руб., 37% — от 15 до 20 тыс. руб., 21% — от 20 до 25 тыс. руб., 13% — более 25 тыс. руб.
«По результатам проведенного Общественной палатой мониторинга отмечается, что большинство директоров школ (82,4%) зафиксировали рост средней заработной платы в расчете на одного педагогического работника в течение последних трех лет, а 11,8% считают, что изменений не произошло. 52,9% опрошенных полагают, что учебная нагрузка в среднем расчете на одного педработника не изменилась, тогда как 35,3% заявили о ее увеличении. Уместно подчеркнуть, что, судя по ответам 75% руководителей СОШ, наиболее высокую зарплату (порядка 18-20 тыс. руб.), получают педагогические работники в сельской местности, а в городах средний уровень оплаты труда для данной категории составляет 10-15 тысяч рублей. Рассматривая результаты опроса педагогов в 10 общеобразовательных учреждениях г. Ульяновска и 7 школах за его пределами (г. Димитровград, г. Новоульяновск, Мелекесский, Тереньгульский, Кузоватовский и Ульяновский районы), можно сделать следующие выводы: менее 5 тыс. рублей получают социальные педагоги, работающие на неполной ставке, 5-10 тыс. руб. — 9,4% учителей-предметников и 6,3% воспитателей, психологов, методистов, работающих на одной полной ставке. 10-20 тыс. руб. составляет зарплата 40,6% учителей-предметников, 18,8% учителей начальных классов и заместителей директоров, работающих на нескольких ставках, от 20 до 30 тыс. руб. получают 15,6% учителей-предметников, 6,3% заместителей директоров школ, также совмещающие несколько ставок. Более 30 тыс. руб. не зарабатывает никто. Большинство респондентов (78,1%) отметили, что заработная плата в течение трех последних лет увеличилась. 46,9% из них считают, что это связано с изменением правил оплаты труда, 34,4% — с изменением учебной нагрузки, 15,6% — с изменением объема финансирования СОШ», — сообщила Татьяна Сергеева. Подводя итоги выступления, она поделилась мнением, что указ Президента РФ № 597 в настоящее время в целом исполняется властями, однако порекомендовала Правительству Ульяновской области обратить особое внимание на те категории педагогов, чья заработная плата до сих пор не достигает средней по региону.
Тему продолжила заместитель Министра образования и науки Ульяновской области Ирина Балашова, которая заверила участников заседания в том, что «дорожная карта» повышения оплаты труда педагогам выполняется в полном объеме и с минимальным отставанием от намеченного графика. По ее словам, в 2014 г. планируется еще трижды проиндексировать зарплату педагогов: в общеобразовательных учреждениях с 1 апреля она вырастет на 2,6%, с 1 июля – на 2,9%, с октября – на 5%, а в дошкольных – на 5,5% в апреле, столько же в июле и 5% в октябре будущего года. Педагоги учреждений начального и среднего профессионального образования также получат 5%-ную прибавку с 1 октября 2014 г.
Присутствовавшие задаличиновнику свои вопросы и поделились мнениями. Член Общественной палаты Олег Лебеденко отметил необходимость рассчитывать параметры увеличения заработной платы учителей не только исходя из соответствующего среднерегионального показателя, а принимать во внимание уровень цен и состояние экономики в целом, поскольку именно они во многом определяют уровень жизни. Его коллега Владимир Фролов заявил, что сумма, на которую повысилась зарплата педагогов, особенно в сфере дополнительного образования, явно недостаточна для привлечения молодых специалистов на село, где уже давно ощущается кадровый голод.
Отвечая на первое высказывание, Ирина Балашова упомянула о том, что именно доведение размера оплаты труда учителей СОШ до средней по соответствующему региону ставилась Владимиром Путиным в качестве цели при подписании указа № 597, к тому же обеспечение педагогам, как и бюджетникам в целом, более выгодных, по сравнению с другими категориями населения, условий она считает некорректным. «Относительно дефицита кадров в сельской местности подтверждаю, что он действительно существует. Сегодня действуют сразу несколько федеральных и региональных программ, направленных на привлечение молодежи в районы области, однако даже предлагаемое значительное материальное стимулирование пока не позволяет полностью решить эту задачу», — посетовала заместитель Министра образования и науки Ульяновской области.
Еще один член ОП – Сергей Панченко – подчеркнул, что деньги, добавленные врачам и учителям вследствие роста зарплаты, включаются не в базовый оклад, а в стимулирующие выплаты, величину которых работодатель вправе регулировать по своему усмотрению. А Эдуард Зимуков поинтересовался, почему оплата труда технических работников в школах (уборщиц, поваров и т.д.) остается на прежнем низком уровне, во многих случаях не превышая МРОТ. Комментируя последний вопрос, докладчик уведомила, что зарплата обслуживающего персонала СОШ была увеличена 1 октября 2013 г., а ровно через год (осенью 2014 г.) она будет проиндексирована еще раз.
Далее участники пленарного заседания выразили желание заслушать официальную информацию об очередном этапе оптимизации школ в регионе, который пройдет в 2014 г. Директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Минобра Ольга Касимова рассказала о том, что с 2008 по 2013 гг. число детей в области сократилось на 7,5 тысяч. В то же время, согласно нормативам, количество учеников в городском классе должно составлять не менее 25 человек, а в сельском – не менее 14, тогда как по факту в среднем по районам области эта величина составляет всего 6. «Целью оптимизации является обеспечение всем ребятам одинаковых условий для получения качественного образования, что чаще всего невозможно в школах, куда ходят всего несколько человек. Предполагается, что в будущем году количество муниципальных образовательных организаций сократится на 49. Из них ликвидированы будут 10 школ: 6 начальных (Топорнинская в Николаевском районе, Александровская и Новобесовская в Новомалыклинском, Гремпосельская в Павловском, Лаишевская и Загудаевская в Ульяновском районе), 2 «девятилетки» (Полбинская в Майнском и Мордовско-Шмалакская в Павловском районе) и 2 СОШ (Беклемишевская в Вешкаймском и Старотюгальбугинская в Новомалыклинском районе). Большинство остальных школ, подлежащих оптимизации, присоединят к более крупным образовательным учреждениям в качестве филиалов», — проинформировала Ольга Касимова. На вопрос Сергея Панченко о дальнейшей судьбе зданий закрытых образовательных учреждений она пояснила, что во многих из них уже действуют другие учреждения: библиотеки, детские сады, кружки по интересам и т.д.
В дополнение руководитель Комиссии ОП по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош отметил необходимость сформировать при региональном Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта группу экспертов для оценки качества проводимого в СОШ ремонтных работ. По его данным, многие из них – к примеру, установка пластиковых окон в ряде школ – выполняются непрофессионально, а директора образовательных учреждений в силу отсутствия специальных знаний не могут самостоятельно выявлять ошибки строителей.
Автором следующего доклада стала заместитель директора Департамента занятости населения, труда и развития социального партнерства Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области Галина Савельева. «В рамках реализации указа Президента РФ № 597 «О мероприятиях государственной социальной политики» (пункт 1, подпункт «а», абзац 8) на территории региона в 2013 г. создано 164 специализированных рабочих места для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 3 – для инвалидов первой и 27 – второй группы. По нашим данным, высока их закрепляемость на рабочих местах. Так, на 31 декабря 2012 г. трудоустроенными оставались 45% инвалидов, начавших трудиться в 2010 году, и 60% поступивших на работу в 2011 г. В ближайшем году запланировано создание еще 170 мест для людей с ограниченными возможностями, на оснащение каждого из которых будет выделено порядка 100 тыс. рублей. К решению задач, обозначенных в указе № 606 «О мерах по реализации демографической политики в Российской Федерации» (пункт 3, подпункт «а»), Правительство области приступило еще в 2009 г. С тех пор ежегодно около 300 женщин, воспитывающих детей в возрасте до трех лет, проходят обучение/переобучение, чтобы получить профессию, востребованную на рынке труда, или безболезненно вернуться на прежнюю должность. В 2013 г. впервые были организованы дистанционные курсы, на которые записались 79 женщин. Всего же для данной категории граждан на сегодняшний день открыто около 2000 рабочих мест, в том числе 42 – с неполной рабочей неделей, 14 – на дому, более 500 – с неполным рабочим днем», — заверила она. В ответ на просьбу члена Общественной палаты Вячеслава Николаева разъяснить, почему большинство имеющихся вакансий остаются у женщин невостребованными, Галина Савельева доложила, что многие из работодателей предлагают невысокую заработную плату, к тому же свободные места далеко не всегда имеются в тех поселениях, где живут молодые мамы.
Рассмотрение итогов исполнения майских указов завершилось выступлением руководителя Комиссии ОП по социальным вопросам Людмилы Ляшенко. Она озвучила данные проведенного палатой мониторинга, посвященного вопросам формирования у граждан привычки к ведению здорового образа жизни (указ № 598, пункт 2, подпункт «а»), свидетельствующие о том, что более 36% из 300 опрошенных оценили количество и оснащенность спортивных объектов в регионе как удовлетворительное, однако почти 32% уверены в обратном. По мнению респондентов, хуже дела в Ульяновской области обстоят со спортивными дворовыми площадками, число и состояние которых не устраивает 53%. Неприятно удивил тот факт, что о существовании бесплатных кружков и секций для различных категорий населения не знают более 37% участников мониторинга, о проектах, реализуемых местными властями с целью формирования ЗОЖ, профилактики алкогольной, наркотической и табачной зависимости, ничего не слышали 25,7%, о деятельности центров здоровья – 38,7%. В оценке экологической обстановки в регионе мнения разделились: 46% респондентов считают ее хорошей или удовлетворительной, а 46,7% — неудовлетворительной.
«Летом этого года наша комиссия посетила несколько физкультурно-оздоровительных комплексов. В Новоульяновске ФОК, открытый за 8 месяцев до того, выглядел почти новым – очевидно, что посетителей в нем очень мало, а в бассейне ульяновского спорткомплекса «Торпедо» в дневное время плавал лишь один человек, — добавила Людмила Ляшенко. — Это доказывает, что, к сожалению, привычки к ведению здорового образа жизни у большинства пока не выработалось, а на селе это направление и вовсе реализуется немногочисленными энтузиастами». Сергей Панченко, в свою очередь, обозначил важность создания тематической социальной рекламы.
В защиту властей высказался начальник отдела организации медицинской помощи взрослому населению Министерства здравоохранения Ульяновской области Анатолий Лазарев, заявивший, что только в текущем году в семи существующих в регионе центрах здоровья прошли обследование более 50 тысяч граждан. Поскольку все эти учреждения располагаются в г. Ульяновске, в ближайшем будущем планируется сформировать мобильный центр здоровья для работы в муниципальных образованиях. Однако уже сейчас во многих поселениях действуют кабинеты медицинской профилактики при больницах, открыты 39 «кабинетов отказа от курения», ведется работа по предупреждению неинфекционных заболеваний и т.д.
Подводя итоги заседания, Татьяна Сергеева заверила, что все озвученные его участниками предложения будут оформлены в виде решения палаты и доведены до сведения первых лиц региона. Члены ОП сошлись во мнении, признав деятельность Правительства Ульяновской области по решению социальных задач, поставленных в указах Президента России от 7 мая 2012 года (№ 596-606) в целом удовлетворительной. При этом они призвали министерства и ведомства обратить особое внимание на необходимость повышения зарплат специалистам в сферах дошкольного и дополнительного образования, установления надбавок педагогам, работающим с детьми из социально неблагополучных семей, информирования женщин, воспитывающих детей в возрасте до трёх лет, о существовании программ, направленных на повышение их квалификации и переобучение, доведения до общественности информации о важности ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом и т.д. Общественной палате рекомендовано продолжить проведение мониторингов, посвященных социально значимым вопросам, а СМИ — шире освещать ход и результаты реализации майских указов Владимира Путина.