Рассмотрению проблем в сфере организации и проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Ульяновской области посвятила 10 декабря 2013 г. свое заседание Комиссия региональной Общественной палаты по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства.
Открывая мероприятие, руководитель комиссии Вячеслав Ярош заявил, что в наибольшей степени его, как и других специалистов в сфере ЖКХ, беспокоит отсутствие в области адресной программы капитального ремонта жилого фонда. Он также поинтересовался, приняты ли на региональном уровне нормативные правовые акты, отражающие положения федерального законодательства в указанной сфере.
«В июле 2013 г. Правительством региона принят целый ряд НПА: закон № 108-ЗО от 5.07.2013 г. «О регулировании некоторых вопросов в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» (в нем рассмотрены такие вопросы, как порядок деятельности регионального оператора, условия предоставление государственной поддержки, порядок подготовки и утверждения соответствующих региональных программ, осуществление контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капремонт и др.), постановление N 319-П от 24.07.2013 г. «О Порядке проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Ульяновской области» и постановление №304-П от 18.07.2013 г. «Об утверждении минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Ульяновской области». Последний документ регламентирует, что в будущем году величина тарифа, взимаемого с граждан на проведение капремонта, составит 5,20 рублей на квадратный метр жилплощади. Собранные средства будут распределяться в соответствии с проведенной дифференциацией домов, классифицировавшей жилой фонд на 22 группы исходя из давности постройки, серии и технических параметров зданий. При этом, вероятно, число групп в дальнейшем будет для удобства расчетов сокращено до 4-6. Проблема в том, что вместо экономически обоснованного в регионах РФ принят «политически корректный» тариф. К примеру, в Якутии себестоимость капитального ремонта в пересчете на жильцов сегодня составляет около 70 руб./кв. м., в Поволжье – 17-20 руб./кв. м., однако местные власти утвердили ставки на уровне 5-7руб./кв. м., чтобы не вызвать недовольство людей», — проинформировал директор ОГКУ «Фонд содействия реформированию ЖКХ и энергоэффективности Ульяновской области» Сергей Гигирев.
Комментируя высказывание чиновника, Вячеслав Ярош отметил, что в любом случае, общий объем средств, собранных с жителей дома, где 200 и более квартир, и с граждан, проживающих в малоэтажном здании, будет сильно разниться в пользу первых. На это Сергей Гигирев пояснил, что в подобных случаях в силу вступает механизм перекрестного субсидирования – деньги, поступающие с больших домов, перенаправляются на ремонт меньших в порядке кредитования.
Отвечая на вопрос члена палаты Анатолия Сторожкова о том, какова сумма, выделяемая Правительством Ульяновской области на софинансирование капитального ремонта, докладчик пояснил, что на 2014 г. в бюджете региона на данную цель заложено всего 70 млн. рублей, тогда как объективная потребность составляет порядка 1 млрд. руб.
«Что будет с домами, жильцы которых в судебном порядке доказали обязательства исполнительных органов власти осуществить в них капитальный ремонт? – осведомился далее Вячеслав Ярош. – С одной стороны, решения суда обязательны к исполнению, а, с другой, средства на проведение всех необходимых работ ни региональные, ни муниципальные власти, вероятнее всего, изыскать не смогут». Сергей Гигирев подчеркнул, что в зданиях, необходимость благоустройства которых подтверждена в суде, ремонт проводится в первоочередном порядке. «При этом его выполнение не снимает с жителей обязательств платить по стандартному тарифу. Дело в том, что, как правило, капремонт охватывает гораздо больший объем работ, чем это прописано в судебном решении», — заявил он.
На замечание членов Комиссии ОП по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства о необходимости ускорить процесс принятия программы капитального ремонта многоквартирных домов Ульяновской области Сергей Гигирев сообщил, что основной причиной задержки является недобросовестность администраций муниципальных образований. Многие из них — к примеру, руководители Павловского, Новоспасского, Инзенского районов – либо подолгу не предоставляют в региональное Министерство строительства, ЖКК и транспорта реестры с указанием перечня домов, подлежащих капремонту, либо включают в них не все аварийные здания.
Далее участники заседания перешли к обсуждению того, какие структуры могут наиболее квалифицированно проводить оценку технического состояния многоквартирных домов. По мнению Вячеслава Яроша, далеко не все управляющие компании имеют в своем штате достаточно квалифицированных для этого сотрудников. «Уверен, что для проведения дефектовки строений необходимо создавать рабочую группу в составе как минимум, троих специалистов: представителей УК, совета дома и проектной организации, которой затем предстоит составлять смету на работы, необходимые для устранения обнаруженных изъянов, — добавил он. — Сегодня же многие сотрудники управляющих организаций, вследствие недостатка знаний, неправильно определяют перечень ремонтных мероприятий для дома. Я сталкивался со случаями, когда причиной выхода из строя водопровода становилось проседание фундамента здания. Вместо того, чтобы его поднять, УК проводили полную замену труб, что не решает проблему, а просто отодвигает ее на несколько лет».
Согласившись с Вячеславом Ярошем, Сергей Гигирев также отметил необходимость осуществлять контроль за деятельностью подрядных организаций, осуществляющих капитальный ремонт жилья. По словам чиновника, ОГКУ «Фонд содействия реформированию ЖКХ и энергоэффективности Ульяновской области» эффективно решает эту задачу, рекомендуя лишь компании, имеющие солидные портфолио, хорошую репутацию и положительные отзывы от граждан.
В завершение встречи единогласным решением профильная комиссия Общественной палаты решила обратиться к Правительству региона с просьбой в кратчайшие сроки принять программу капитального ремонта многоквартирных домов. Сергей Гигирев, в свою очередь, заверил, что будет всеми силами содействовать ее утверждению, чтобы документ смог вступить в силу уже в январе 2014 года.