26 ноября 2013 г. на очередное заседание Совета региональной Общественной палаты пригласили главного редактора «Молодежной газеты» Захара Мисанца. Участники мероприятия рассмотрели его кандидатуру на должность председателя Палаты справедливости и общественного контроля Ульяновской области, а также задали интересующие вопросы.
В своем вступительном слове председатель Общественной палаты Нина Дергунова сообщила коллегам, что кандидатура Захара Мисанца была вынесена на обсуждение ОП Губернатором Сергеем Морозовым, что подтверждает пришедшее в адрес палаты письмо за подписью главы региона, содержащее также характеристику соискателя. Все эти документы были в электронном виде направлены каждому члену ОП с просьбой высказать личное мнение относительно возможности Захара Мисанца стать председателем Палаты справедливости и общественного контроля Ульяновской области. Из 35 действующих членов ОП 17 человек высказались в поддержку кандидата, 1 выступил против, 10 воздержались, и еще семеро не приняли участие в голосовании.
«Поступившее несколько недель назад от Губернатора предложение возглавить рабочую группу по созданию Палаты справедливости и общественного контроля стало для меня полной неожиданностью, однако я согласился взять на себя данные обязанности, — так начал свое выступление Захар Мисанец. – Нашей главной целью является разработка методов и форм общественного контроля, т.к. их четкое определение пока не сформулировано ни в законодательных актах, ни в сознании населения. В качестве отправной точки рабочая группа взяла систему народного контроля, действовавшую в СССР. В то же время очевидно, что в современных условиях целиком копировать ее нецелесообразно. Конечным результатом деятельности должно стать формирование механизмов наблюдения за деятельностью региональной власти и ее структур и их регулирования со стороны гражданского общества. Если в качестве председателя Палаты справедливости и общественного контроля я не справлюсь с этой задачей, непременно попрошу Сергея Морозова освободить меня от должности».
Отвечая на вопрос руководителя Комиссии ОП по социальным вопросам Людмилы Ляшенко о том, каким образом Захар Мисанец и его коллеги – региональные Уполномоченные – планируют взаимодействовать с Общественной палатой, докладчик пояснил, что готов приглашать председателя палаты на все проходящие заседания. Он, в частности, заверил, что без участия представителей ОП не обойдется обсуждение нового законопроекта «Об Общественной палате Ульяновской области», который, вероятно, будет рассматриваться в конце 2013-начале 2014 гг.
Взяв слово, руководитель Комиссии по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош вновь напомнил, что, несмотря на то, что по результатам рассмотрения в ОП законопроекта «О Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области», прошедшего в октябре 2013 г., часть высказанных палатой замечаний была учтена при доработке документа, в ОП так и не сформировалось единое мнение относительно данного НПА. На это Захар Мисанец отметил, что при изучении проекта закона нашел в его тексте немало противоречий и недоработок, особенно в статьях, регламентирующих деятельность формируемого при ПС Совета (который непосредственно отвечает за содействие развитию системы общественного контроля и имеет в своем составе представителей некоммерческого сектора), поэтому считает возможным в будущем вносить в него необходимые изменения. Докладчик согласился с замечанием Вячеслава Яроша о том, что ПС должна не только следить за деятельностью исполнительных органов власти, но и совместно с общественными организациями и отдельными инициативными гражданами выявлять и изучать актуальные для социума проблемы, а затем вырабатывать и доносить до первых лиц области варианты их решения.
Далее руководитель Комиссии Общественной палаты по вопросам развития институтов гражданского общества Дмитрий Соснин поинтересовался, какие первоочередные шаги Захар Мисанец планирует предпринять в случае назначения на должность председателя Палаты справедливости и общественного контроля. «Во-первых, хотелось бы опираться в работе на научный подход, в том числе познакомиться с данными исследований, характеризующих уровень жизни населения региона, его интересы и потребности. Во-вторых, я планирую изучить характер обращений, поступающих в адрес региональных Уполномоченных, чтобы на их основании выделить наиболее острые для жителей области проблемы и в дальнейшем выносить их на заседания ПС», — рассказал докладчик.
«Отсутствие четкого понимания того, какое содержание сегодня вкладывается в термин «общественный контроль» вызвано отсутствием соответствующих законов как на федеральном, так и на региональном уровне. Не дожидаясь окончания затянувшейся разработки ФЗ «Об общественном (гражданском) контроле в Российской Федерации» Общественная палата Ульяновской области подготовила собственный проект соответствующего регионального НПА, который был направлен в Законодательное Собрание еще летом этого года», — подчеркнул Руководитель комиссии по вопросам молодежной и культурной политики ОП Артур Сирачев. В дополнение Нина Дергунова проинформировала коллег о поступившем недавно из ЗСО отрицательном заключении на разработанный палатой законопроект «Об общественном контроле в Ульяновской области» и предложила пригласить на следующее заседание Совета ОП начальника государственно-правового отдела Заксобрания Василия Причестнова, чтобы тот объяснил суть претензий к документу и причину столь долгого отсутствия реакции на него со стороны регионального парламента. Поддержав ее идею, члены Совета Общественной палаты сочли необходимым присутствие на указанном мероприятии и директора Государственно-правового департамента Правительства области Алексея Преображенского.
Подводя итоги заседания, Нина Дергунова поделилась мнением о том, что к созданию Палаты справедливости и общественного контроля Ульяновской области следует относиться как к некоему социальному эксперименту. «С одной стороны, консолидация усилий четырех Уполномоченных и председателя ПС в направлении содействия развитию системы общественного контроля может дать положительный эффект, а, с другой, — в некоторой степени ограничит участие НКО и активных граждан в этом процессе. Если, как мы выяснили, порядок формирования и деятельности общественного Совета при Палате справедливости утверждается чиновниками, входящими в состав ПС, остается открытым вопрос, будут ли они составлять положение о Совете исходя их собственных интересов, или руководствуясь потребностями «третьего сектора», — считает она.
В то же время председатель Общественной палаты заверила, что высказанное отдельными представителями органов власти мнение о том, что вследствие принятия закона «О Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области» члены ОП «обиделись» на то, что он якобы отнимает у палаты часть ее собственных функций, не соответствует действительности. «Очевидно, что оказывать содействие осуществлению общественного контроля в регионе обеим структурам следует сообща, а не в порядке соревнования. И Общественная палата, и Палата справедливости должны вместе осмысливать острые для края проблемы, давать органам власти обратную связь от населения относительно его оценки нормативных правовых актов и других принимаемых «сверху» решений. Соглашусь с мнением Захара Федоровича о том, что текст закона «О Палате справедливости и общественного контроля в Ульяновской области», в частности, пункты, касающиеся создания постов общественного контроля в поселениях, требуют серьезной доработки», — добавила Нина Дергунова.
В завершение члены Совета ОП провели голосование, в ходе которого единогласным решением одобрили кандидатуру Захара Мисанца на должность председателя региональной Палаты справедливости и общественного контроля. Они поделились уверенностью, что уже через год ПС сможет подготовить отчет, отражающий первый накопленный опыт работы, и представить его на обсуждение Общественной палаты Ульяновской области.