С основными параметрами бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 гг. ознакомились участники очередного заседания Совета региональной Общественной палаты. Проект документа, регламентирующего финансовое положение областного центра на ближайшие годы, 14 ноября 2013 г. в ОП представил заместитель Главы администрации — начальник Финансового управления администрации г. Ульяновска Александр Бармин.
По словам докладчика, проект бюджета 14 октября 2013 г. был вынесен на рассмотрение Ульяновской Городской Думы, где получил положительное заключение. 31 октября состоялись публичные слушания, участники которых – 352 человека – смогли задать составителям документа интересующие вопросы.
«В 2014 году доходы городского бюджета достигнут величины почти 6,96 млрд. рублей, а расходы – 7,37 млрд. руб. Дефицит, таким образом, составит 418,8 млн. рублей. Это практически предельное значение – 9,8% от суммы запланированных к поступлению налоговых и неналоговых доходов (4,28 млрд. руб.) при максимально допустимом законом показателе в 10%. Осознавая опасность такого положения дел, мы планируем постепенно сокращать объемы бюджетного дефицита: в 2015 г. он, по прогнозу, снизится до 359, 4 млн. руб. Структура доходов и расходов формировалась с учетом бюджетных посланий Президента РФ и Губернатора Сергея Морозова, «Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года» и «майских» указов Владимира Путина от 7.05.2012 г. Так, приоритетом для мэрии является задача повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. В 2014 г. она вырастет на 10,4%, в 2015 г. – на 10,2%, в 2016 г. – на 10,9%. В структуре доходов около 58% занимают поступления от уплаты НДФЛ, 15% — от имущественных налогов, 8% — от налогов на совокупный доход и столько же — от продажи муниципального имущества и земельных участков. Изменения бюджетного и налогового законодательства, вступающие в силу с очередного финансового года, оказали влияние на снижение норматива отчислений в городскую казну по налогу на доходы физических лиц на 10%. Таким образом, в 2014 г. от уплаты НДФЛ мы недополучим порядка 829,9 млн. рублей. Имеются и положительные моменты. К примеру, благодаря эффективно проведенной перекредитовке удалось сократить объем расходов на обслуживание муниципального долга», — рассказал Александр Бармин.
На просьбу руководителя Комиссии Общественной палаты по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслава Яроша пояснить, каким образом в будущем году будут реализованы муниципальные целевые программы, чиновник сообщил, что в связи с постепенным переходом на программный принцип распределения расходов число МЦП, заложенных в бюджет, по сравнению с 2013 г., сокращено вдвое. Однако на финансирование 16-ти оставшихся программ выделено 1,768 млрд. рублей, что более чем вдвое превышает прошлогодние показатели – 795,6 млн. руб. на 32 МЦП.
«Наиболее затратной статьей в 2014 г. станет образование – на нее будет потрачено 58,5% всех расходов бюджета (4,31 млрд. руб.), 11,8% денег (872,2 млн. руб.) направят на развитие дорожного хозяйства и транспорта, 6,6% (487,8 млн. руб.) – на жилищно-коммунальное хозяйство, 6,3% (465,3 млн. руб.) – на социальную политику, 2,3% (168 млн. руб.) – на культуру, 0,7% (54,6 млн. руб.) – на физкультуру и спорт и т.д. Конечно, суммы, выделяемые на ЖКХ, дорожное хозяйство и транспорт, не позволят удовлетворить всех потребностей города. Однако мы надеемся в течение будущего года получить поддержку из федерального центра, которая будет в первую очередь направлена на финансирование данных сфер. Что касается объема муниципального долга, по расчетам, к концу текущего года он составит порядка 1,5 млрд. руб., а в 2014 г, вероятно, достигнет величины 2 млрд. руб.», — проинформировал Александр Бармин.
Ознакомившись с цифрами, присутствовавшие на заседании представители ОП и ульяновских некоммерческих организаций задали докладчику немало острых вопросов. Так, член палаты Камиль Калимуллин поинтересовался, на что планируется потратить 530 млн. руб., проходящих по статье «дорожное хозяйство». В качестве комментария заместитель Главы администрации — начальник Финансового управления администрации г. Ульяновска отметил, что значительная часть денег – 300 млн. руб. – направят на оплату услуг подрядных организаций, ремонтировавших во второй половине 2013 г. дороги в областном центре. «Мы заключили контракты в текущем году, однако платить по ним будем в следующем, т.к. объективно оценить качество проделанных работ сможем, лишь увидев, как новый асфальт «переживет» зиму. В 2014 г. будет обновлена трасса на проспекте Туполева, т.к. ремонт данного участка в течение прошедшего сезона компания-подрядчик сделать не успела», — добавил Бармин.
С рядом критических замечаний выступил Вячеслав Ярош. Он посетовал на недостаточность средств, выделяемых муниципалитетом на осуществление капитального ремонта жилого фонда, переселение граждан из аварийных и ветхих домов и реализацию программы «Чистая вода», а также посоветовал чиновниками обратить внимание на необходимость повышения качества работы участковых уполномоченных полиции и обеспечения продовольственной безопасности ульяновцев за счет закупки для реализации в торговых сетях местных продуктов питания.
«Хотелось бы уточнить, насколько справедливы слухи о грядущей реорганизации Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии. Меня также интересует муниципальная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании «город Ульяновск» на 2014-2018 годы». Известно, что часть общественных организаций, таких как ОГАУ «Центр патриотического воспитания Ульяновской области» и др., напрямую финансируются из регионального бюджета, и, в то же время, эффективность их деятельности оставляет желать лучшего. Каким образом будут распределяться средства на поддержку НКО из городской казны?» – продолжила дискуссию руководитель Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам Людмила Ляшенко. Отвечая на первый вопрос, Александр Бармин пояснил, что относительно перспективы переформирования КУГИЗа у городских и областных властей нет четкой позиции, поэтому в ближайшем будущем комитет будет работать в прежнем режиме, и на его финансирование деньги в бюджете заложены. Советник Главы города Михаил Кириллов, в свою очередь, сообщил о том, что МЦП «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в муниципальном образовании «город Ульяновск» на 2014-2018 годы» является для МО пилотной. При этом она не содержит упоминаний о прямом субсидировании каких бы то ни было НКО, а предполагает распределение между ними средств в размере 1,4 млн. рублей на конкурсной основе.
В продолжение темы директор АНО «Агентство кадровых решений», вице-президент ульяновского Куба лидеров НКО Эдуард Сорокин упомянул о важности выделения денег на развитие некоммерческого сектора на региональном уровне, поскольку это является обязательным условиям для получения федеральной поддержки по ряду программ и направлений. Отвечая на его вопрос о мерах, предпринимаемых мэрией для увеличения доходной части бюджета, Александр Бармин рассказал, что данное направление курирует Комиссия по увеличению налогового и неналогового потенциала, которая работает вполне плодотворно, а, кроме того, в городскую казну, вероятно, дополнительно поступит около 300 млн. руб. из бюджета региона.
Подводя итоги заседания, член ОП Юлия Володина порекомендовала коллегам принять проект главного финансового документа г. Ульяновска к сведению, отметив его высокую социальную ориентированность. Представителей мэрии она призвала чаще выносить свои проекты и стратегически важные нормативные правовые акты на обсуждение Общественной палаты. Оба предложения были с энтузиазмом одобрены участниками заседания.