Этой теме члены Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства посвятили очередное заседание, прошедшее 12 ноября 2013 г. Совместно с представителями Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» — и сотрудниками регионального Правительства члены ОП попытались найти пути решения проблемы нерентабельности пригородных железнодорожных перевозок, которая в области усугубляется с каждым годом.
Открывая встречу, руководитель профильной комиссии Вячеслав Ярош обозначил желание палаты получить информацию о механизме формирования тарифов на услуги железнодорожников, объеме пользования ими со стороны жителей области и прогнозе пассажиропотока на будущий год, а также способах обеспечения безопасности на вокзалах и в вагонах поездов.
Откликаясь на просьбу, слово взял генеральный директор ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» Игорь Поляев: «Наше предприятие является дочерней компанией ОАО «РЖД» и с 2011 года осуществляет перевозку пассажиров на пригородном железнодорожном транспорте на территории республик Башкортостан и Мордовия, а также Ульяновской и Пензенской областей. Благодаря грамотной организации охраны (ею охвачены 98% поездов) нападений на граждан в вагонах практически не отмечается — за 9 месяцев 2013 г. зафиксирован лишь один подобный случай. В Ульяновской области к наиболее популярным направлениям относятся маршруты «Ульяновск-Димитровград-Нурлат», «Ульяновск-Глотовка-Инза» — на последнем наполняемость поездов в дачный сезон составляет 120%, а в сентябре был даже случай, когда часть пассажиров из-за перегруженности вагонов пришлось оставить на платформе».
По словам Игоря Поляева, убыточность работы возглавляемой им организации на территории нашего региона не может не беспокоить. Ситуация осложняется тем, что из 80 млн. рублей, которые Правительство Ульяновской области пообещало направить на поддержку ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», к настоящему моменту выделено только 41 млн. руб., тогда как объективный объем ее убытков в регионе за текущий год составит порядка 111 млн. руб. В будущем году в связи с увеличением так называемых «инфраструктурных» расходов финансовые потери перевозчика, согласно прогнозу, достигнут 193-206 млн. руб. «Учитывая то, что величина тарифа на пригородные железнодорожные перевозки в Ульяновской области составляет 14 рублей на 10 пассажирских километров, а реальная себестоимость услуги – около 50 руб., нам ничего не остается, кроме оптимизации затрат. Из 32 действующих сегодня в сутки поездов придется оставить лишь 20 наиболее востребованных. Неплохим вариантом решения проблемы стало бы выделение регионом дополнительного автотранспорта, чтобы перевозить пассажиров от ключевых железнодорожных станций до конечных пунктов следования. Подобный опыт внедрен в Московской области и Германии, где хорошо зарекомендовал себя. Однако каждый понимает, что большинству ульяновцев не понравится необходимость оплачивать в дополнение к железнодорожным билетам еще и проезд в таких автобусах», — заявил докладчик.
Тему продолжил гость из Самары — заместитель начальника Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Виктор Ломтев. Подтвердив слова коллеги о важности для региона изыскать дополнительно порядка 40 млн. руб. на погашение перевозчиком дебиторской задолженности, в том числе перед ОАО «РЖД», он сообщил, что при сравнении стоимости аналогичных услуг, предоставляемых железнодорожниками и автотранспортными компаниями, ценовая выгода всегда на стороне последних. Так, билет от Инзы до Сызрани на поезде стоит около 200 руб., а на автобусе – 400, от Инзы до Ульяновска – 280 и 170, от Ульяновска до Димитровграда – 150 и 100, соответственно. «При этом Правительством России принято решение в 2014 г. сократить объем компенсации из федерального бюджета, выделяемой ОАО «РЖД» на организацию пригородных пассажирских перевозок, с 25 млрд. руб. до 12,5 млрд. руб., а значит, долги железнодорожников в будущем году вырастут вдвое. В связи с этим убедительно прошу Общественную палату Ульяновской области обратиться к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с предложением сохранить существующий порядок субсидирования. Не менее важно содействовать увеличению хотя бы на треть объема средств, направляемых регионом на поддержку ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания», ведь, насколько мне известно, в разработанном проекте бюджета Ульяновской области на 2014 г. на данные цели заложено всего 42 млн. руб. В противном случае придется оптимизировать расходы, что уже сказывается на качестве предоставляемых услуг. К примеру, рассчитано, что за 10 месяцев 2012 г. по железной дороге перевезено около 1,1 млн. пассажиров, а за аналогичный период текущего года – только 900 тысяч», — подчеркнул Виктор Ломтев. Он также рассказал о своем недавнем разговоре с Губернатором Сергеем Морозовым во время церемонии открытия после ремонта вокзала на станции «Верхняя терраса», где речь шла о возможности наладить внутригородские железнодорожные перевозки и приобрести для них новый подвижной состав. Тогда добираться до Заволжского района, минуя пробки на старом мосту, ульяновцы смогли бы за 15 минут.
Отвечая на вопрос Вячеслава Яроша о том, каким образом компания-перевозчик могла бы выйти на безубыточную работу на территории региона, директор Департамента транспорта и дорожного хозяйства Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Игорь Бычков пояснил, что для этого цены на билеты придется увеличить более, чем втрое, чтобы средняя стоимость поездки на пригородном поезде достигала уровня 155 рублей, а не 50 руб., как сегодня. Согласившись с доводами предыдущих докладчиков о том, что тарифы на перевозку пассажиров автотранспортом в среднем на 65% выше, чем по железной дороге, он отметил важность их постепенного приведения к сопоставимым величинам. Комментируя просьбу железнодорожников о необходимости увеличить расходы на пригородные перевозки из регионального бюджета, Игорь Бычков усомнился в возможности подобного шага. «Сегодня Ульяновская область и так несет значительные траты, обеспечивая льготный проезд в транспорте для пенсионеров, инвалидов и ряда других социально незащищенных слоев населения, поскольку федеральные деньги на это выделять перестали, а также полностью берет на себя обязательства по перевозке школьников», — проинформировал чиновник.
С ценным замечанием выступил директор Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики и планирования Ульяновской области Дмитрий Сычев. Упомянув о том, что большую часть в структуре тарифа (около 70%) составляют расходы на оплату услуг, предоставляемых компании-перевозчику ОАО «РЖД», он заявил о важности расчета Федеральной службой по тарифам экономически обоснованной стоимости проезда в пригородных поездах с учетом расходов ОАО «РЖД» в каждом из субъектов РФ. «Пока рекомендации, касающиеся подобного тарифа, существуют лишь на уровне регионов. К примеру, в Республике Татарстан его величина составляет 18 рублей на 10 пассажирских км., в Нижегородской области – 20, в Ульяновской – 14, в Республике Мордовия – 10 и т.д. В Мордовии и Пензенской области тариф действует лишь в границах так называемой «первой зоны», а стоимость поездок на более дальние расстояния перевозчики устанавливают самостоятельно исходя из рентабельности своих услуг. Возможно, данная мера будет действенной и у нас. В то же время я выступаю против компенсации из бюджета затрат на пригородное сообщение, выходящее за пределы Ульяновской области, поскольку таким образом мы косвенно будем стимулировать отток рабочей силы в соседние регионы, который в последнее время и без того достаточно велик», — считает Дмитрий Сычев.
Начальник отдела по работе с органами власти Куйбышевской железной дороги Виктор Мойсиевич, в свою очередь, обратился к Общественной палате Ульяновской области с призывом предложить Правительству страны ускорить принятие законопроекта «Об организации регулярного железнодорожного пассажирского сообщения в Российской Федерации», что позволит повысить качество обслуживания граждан в данной сфере. Законодательному Собранию региона, по его мнению, следует вернуться к обсуждению возможности увеличения штрафов за безбилетный проезд в пригородных поездах.
В завершение участники заседания поддержали предложение Вячеслава Яроша и члена Комиссии ОП по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Анатолия Сторожкова создать рабочую группу с участием представителей Правительства Ульяновской области, ОАО «РЖД», ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» и Общественной палаты для решения обозначенных в ходе дискуссии проблемных вопросов. Согласовано, что рабочую группу возглавит Игорь Бычков, а первые результаты деятельности ее члены представят уже в декабре этого года. Собственные рекомендации по итогам встречи региональная палата доработает в ближайшие дни.