Презентации проекта бюджета Ульяновской области на 2014 год и на плановый период 2015-1016 годов было посвящено очередное расширенное заседание Совета Общественной палаты, прошедшее 24 октября 2013 г. Собравшиеся ознакомились с основными параметрами главного финансового документа региона и задали докладчику – заместителю Министра финансов Екатерине Буцкой – интересующие вопросы.

По словам Екатерины Буцкой, подготовка проекта бюджета на будущий год проходила в условиях изменений налогового и бюджетного законодательства. За основу были взяты бюджетные послания Президента РФ и Губернатора края на 2014-2016 гг., а также «Стратегия социально-экономического развития Ульяновской области на период до 2020 года» и «майские» указы Владимира Путина 7.05.2012 г. Основными задачами специалистов Минфина стали обеспечение сбалансированности бюджета, оптимизация структуры расходов, переход на программно-целевые методы управления и совершенствование межбюджетных отношений.

«Бюджет 2014 г., как и прошлогодний, сформирован с дефицитом – при объеме доходной части 28,9 млрд. руб. и величине расходов почти 32,5 млрд. он составит 3,57 млрд. рублей. В структуре доходов наибольший удельный вес (39,2%, или 9,3 млрд. руб.) будет иметь налог на доходы физических лиц. От сбора налога на прибыль организаций в региональную казну поступят 6,8 млрд. руб., т.е. 28,7% всех доходов. Можно отметить значительное уменьшение финансовых поступлений от акцизов – с 4,9 млрд. руб. в 2013 г. до 3,2 млрд. руб. в 2014 г., что связано с падением объемов производства алкогольной продукции. Ожидается получение финансовой помощи из федерального бюджета в размере 5,1 млрд. руб. в виде дотаций (3,3 млрд. руб.), субсидий (66 млн. руб.), субвенций (1,8 млрд. руб.), причем в течение года эта сумма будет увеличиваться», — проинформировала Екатерина Буцкая.

Далее заместитель Министра финансов Ульяновской области рассказала о структуре и динамике расходов, заложенных в бюджете 2014 г. В отличие от предыдущих лет, рост расходной части будет небольшим – всего 1,6%. При этом постатейный перечень сохранится практически без изменений. 78,6% составят так называемые «социальные расходы»: на образование (23%, или 7,5 млрд. руб.), здравоохранение (20,4%, или 6,6 млрд. руб.), социальную политику (24,2%, или 7,8 млрд. руб.) и др. Рост расходов на образование на 1 млрд. руб., по сравнению с 2013 г., объясняется тем, что согласно новому ФЗ, с 1 января 2014 г. полномочия по финансовому обеспечению дошкольный учреждений передаются от муниципалитетов на уровень субъектов РФ. Увеличение объема средств, выделяемых по статье «культура и кинематография» на 21,3%, или 97,4 млн. руб. вызвано необходимостью модернизировать материально-техническую базу профильных учреждений согласно областной целевой программе «Культура в Ульяновской области» на 2012-2016 годы. Дополнительные деньги в размере 254 млн. руб. по статье расходов «физическая культура и спорт» будут потрачены на завершение возведения ледовой арены в областном центре и строительство новых ФОКов в муниципальных образованиях.

«Отдельный вопрос касается областных целевых программ, которые в переформатированном виде вошли в главный финансовый документ региона в виде госпрограмм. Если в 2013 г. из бюджета финансировались 38 ОЦП, то в этом году выделено всего 17 государственных программ на общую сумму 8,3 млрд. руб. Однако огорчаться не стоит, поскольку многие ранее принятые ОЦП включены в структуру новых госпрограмм. В будущем году мы решили апробировать переход на программно-целевые методы управления, а с 2015 года в рамках госпрограмм будут распределяться уже все бюджетные расходы», — подчеркнула докладчик. Она также сообщила, что в виде финансовой помощи в муниципалитеты в 2014 г. направят 8,7 млрд. руб.

Переходя к рассмотрению объема госдолга, Екатерина Буцкая сообщила, что на сегодняшний день он находится на уровне 9 млрд. руб., однако в 2014 году будет увеличен до 11,85 млрд. руб., что связано с необходимостью покрывать дефицит бюджета.

Далее мероприятие перешло в формат «вопрос-ответ». Заместитель председателя Общественной палаты Татьяна Сергеева выступила сразу с несколькими вопросами и комментариями: «Во-первых, в презентации отмечено, что на финансирование госпрограммы «Формирование благоприятного инвестиционного потенциала в Ульяновской области» будет направлено 193,7 млн. руб. В то же время, согласно представленным данным, поступления в казну за счет уплаты налога на прибыль организаций в 2014 г. снизятся на 32,3 млн. руб. Таким образом, получается, что госпрограмма, принятая с целью повышения инвестиционной привлекательности края и получения за счет новых предприятий дополнительных доходов в региональный бюджет, является неэффективной. Во-вторых, 10 миллионов рублей, которые планируется направить на реализацию госпрограммы «Развитие молодежной политики», вероятно, представляют собой деньги, заложенные на финансирование профильного правительственного департамента. При этом в отдельную строку не выделяются расходы других исполнительных органов власти, в том или ином виде направленные на поддержку молодежи. В-третьих, в региональных СМИ мелькала информация об обещании Губернатора выделить Димитровградскому автоагрегатному заводу бюджетные средства в объеме 150 млн. руб. Хотелось бы знать, правомерно ли, согласно действующему законодательству, оказание финансовой поддержки частному предприятию из региональной казны».

Отвечая Татьяне Сергеевой, Екатерина Буцкая заявила о том, что реализация инвестиционных проектов не может дать немедленную прибыль, поскольку на многих строящихся площадках производство еще не запущено. От новых предприятий бюджет пока получает доход только в виде уплаты НДФЛ, однако через несколько лет расходы региона многократно окупятся за счет налога на прибыль организаций. «Что касается ДААЗа, деньги заводу были выделены в 2013 г. согласно Постановлению Правительства Ульяновской области о предоставлении субсидий на компенсацию выпадающих доходов предприятий, и это вполне законно», — уточнила она.

Председатель ОП Нина Дергунова попросила докладчика указать причины того, почему на реализацию указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранение», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» в региональной казне заложено 2 млрд. руб. – всего 36,4% от необходимой на эти цели суммы (5,6 млрд. руб.). Она также поинтересовалась, будут ли в 2014 г. выделены средства на приобретение здания для Государственного архива новейшей истории Ульяновской области, поскольку такое обещание было озвучено 25 июня в ходе заседания Комиссии ОП по вопросам молодежной и культурной политики.

Заместитель Министра финансов Ульяновской области ответила, что приоритетом при составлении документа стало выполнение социальных обязательств перед населением в виде обеспечения заработной платой работников бюджетной сферы, и на эти цели решено было направить значительную часть средств, вследствие чего часть других статей расходов пришлось недофинансировать. «Из-за того, что сроки разработки проектно-сметной документации для архива были задержаны, в текущем году средства на выкуп здания он получить не сможет. 70 млн. руб. на эти цели и еще 40 млн. – на ремонт помещений и закупку необходимого оборудования – заложены в бюджете 2014 г.», — добавила Екатерина Буцкая.

Два замечания озвучил руководитель комиссии Общественной палаты по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош. Он порекомендовал специалистами Минфина при презентации главного финансового документа края общественности готовить данные об итогах исполнения бюджета на текущий момент. Кроме того, Вячеслав Ярош полюбопытствовал, почему из года в год в бюджете Ульяновской области закладывается очень маленькая сумма на осуществление капитального ремонта домов и переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. Поддержав коллегу, Нина Дергунова задала аналогичный вопрос в отношении очистных сооружений, которые в большинстве муниципалитетов находятся в аварийном состоянии или отсутствуют вовсе.

«Значительная часть расходов традиционно уходит на реализацию программ газификации и водоснабжения населенных пунктов. Регионом пока не осуществляется и должное взаимодействие по вопросам капремонта и переселения с государственным Фондом содействия реформированию ЖКХ, однако в ноябре возможно внесение в бюджет будущего года корректировок, по итогам которых сумму, выделяемую на данные цели, можно будет увеличить. Что касается очистных сооружений, уведомляю, что в 2013 г. на их строительство в селе Большое Нагаткино Цильнинского района направлено 7,6 млн. руб. Денег на проведение аналогичных мероприятий в других поселениях в 2014 г., к сожалению, пока нет», — заявила докладчик.

Взяв слово, руководитель Комиссии ОП по социальным вопросам Людмила Ляшенко напомнила о выездном заседании комиссии с посещением ульяновских офисов врачей общей практики. По итогам осмотра выяснилось, что обязательства по их финансированию возлагаются не на региональную казну, а на сами поликлиники, дочерними учреждениями которых такие офисы являются. «У комиссии есть еще один нерешенный вопрос. К нам неоднократно обращался житель областного центра Николай Ильин, ходатайствующий о создании в Ульяновске реабилитационного центра для лиц с психическими заболеваниями, которых в регионе насчитывается порядка 30 тысяч. Средства на это он предлагает изыскать за счет выделяемой ежегодно гражданам данной категории материальной помощи в размере 500 рублей, которых все равно недостаточно, чтобы значительно улучшить жизнь людям, страдающим психическими заболеваниями», — сообщила она. Екатерина Буцкая пообещала глубже изучить обе указанные проблемы совместно с Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития Ульяновской области, порекомендовав членам палаты также направить в оба ведомства официальные письма с соответствующими предложениями.

Еще несколько вопросов поступили в адрес докладчика от членов палаты Камиля Калимуллина и Дмитрия Соснина. Первый поинтересовался, сможет ли регион справиться с последствиями возможного кризиса и уже наблюдаемой в регионе, как и России в целом, стагнации в промышленности. Его коллега попросил уточить, имеет ли место в Ульяновской области материальное поощрение муниципальных администраций, продемонстрировавших по итогам года наиболее плодотворную работу, в соответствии с Указом Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Заместитель главы Минфина рассказала о том, что бюджетные показатели на будущий год рассчитывались на основании умеренно-оптимистичного прогноза, составленного Министерством экономики и планирования края, где были учтены потенциальные экономические риски. Для органов местного самоуправления, занявших 1-5 места в ежегодном рейтинге эффективности, в прошлые годы выделялись стимулирующие премии, подобная практика будет распространена и в 2014 г.

«Хотелось бы получить данные о том, какая сумма заложена в казне по отраслям «образование» и «здравоохранение» в пересчете на одного учащегося и на одного пациента поликлиники, и сравнить с аналогичными показателями соседних регионов. Еще одна важная тема: в Ульяновской области действуют некоммерческие структуры, на функционирование которых деньги из бюджета выделяются, минуя конкурсы. Предусмотрены ли дня них какие-либо формы отчета, позволяющие судить, насколько рационально и результативно были потрачены полученные финансовые ресурсы?», — продолжила спрашивать Нина Дергунова. По словам Екатерины Буцкой, подушевая норма финансирования различается в городских и сельских школах, в среднем составляя 23562 руб. на одного учащегося. По данным Минздрава, на каждого пациента в год приходится 948,5 руб. Стоимость посещения поликлиники с профилактической целью составляет 276,5 руб., а с получением консультации специалиста – 474,5 руб. Докладчик добавила, что в Правительстве края уже началась разработка критериев эффективности работы НКО, финансирующихся напрямую из бюджета, на основании которых для них будет составлена форма отчетности.

Дискуссию завершил руководитель Комиссии ОП по вопросам молодежной и культурной политики Артур Сирачев, отметивший необходимость увеличения объема финансирования целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку от размера средств, направляемых на нее регионом, зависит сумма федеральной поддержки. Согласившись с его доводами, Екатерина Буцкая заверила, что попробует изыскать дополнительные деньги для решения этой задачи в 1 квартале 2014 г.

Подводя итоги обсуждения, члены Совета Общественной палаты Ульяновской области приняли решение в целом одобрить проект регионального бюджета на будущий год, однако выразить в своем заключении озабоченность палаты фактом недостаточности выделяемых в нем средств для реализации «майских» указов президента России. В ходе заседания участники также договорились запустить процедуру организации областного конкурса «Общественное признание», который ОП проводит с 2011 года, и разработали проект регламента пленарного заседания Общественной палаты на 31 октября 2013 г.