15 октября 2013 г. на очередные встречи в Общественную палату пригласили руководителей сразу трех структурных подразделений Правительства Ульяновской области: Министерства образования, Министерства экономики и планирования, Департамента физической культуры и спорта, а также членов работающих при них Общественных советов. Мероприятия, по аналогии с состоявшимися ранее, были посвящены обсуждению перспектив взаимодействия между ОП, органами исполнительной власти и экспертами из числа общественности, а также выработке поручений Правительству региона по итогам дискуссионных площадок прошедшего в августе V Гражданского форума.
Открывая каждую из встреч, председатель Общественной палаты Нина Дергунова обозначала те направления сотрудничества, которые члены ОП считают оптимальными. В их числе – экспертиза разрабатываемых министерствами и департаментами нормативных правовых актов. «В палату регулярно поступает на согласование значительное количество проектов законов, постановлений, распоряжений и т.д., посвященных самым различным вопросам. Далеко не во всех отраслях мы можем найти достаточно квалифицированных экспертов из числа членов ОП, способных дать оценку документам, а по некоторым направлениям, таким как, например, «физическая культура и спорт», специалистов в палате нет вовсе. Поэтому убедительно просим каждый из Общественных советов проводить у себя обсуждение хотя бы тех НПА, которые затрагивают принципиальные для населения края вопросы, а затем направлять протоколы нам. Даже если при оценке законопроекта между членами совета возникнут разногласия, палате будет интересно ознакомиться с такими материалами и учесть их при выработке собственного заключения», — подчеркнула Нина Дергунова. Председатель ОП обозначила, что профессиональной экспертизе стоит также подвергать отчеты заместителей Председателя Правительства региона, которые ежегодно выступают перед палатой, тексты областных целевых программ, документы, посвященные вопросам стратегического развития края и отдельных отраслей, проекты бюджета.
Продолжив тему, Нина Дергунова обозначила необходимость на основании резолюций площадок VГражданского форума сформулировать максимально конкретные поручения Правительству, причем принять активное участие в этом процессе должны члены Общественных советов (как эксперты) и Общественной палаты, выражающие интересы гражданского общества в целом. «С учетом того, что в ходе форума обсуждались далеко не все актуальные задачи в тех отраслях, которые представляют сегодняшние участники встреч, уместно отразить в перечне рекомендаций органам власти и некоторые другие темы, волнующие население. В частности, палатой неоднократно высказывалась необходимость выяснения объективных причин поборов в школах и детских садах. В сфере физкультуры и спорта немало вопросов вызывает программа строительства новых и реконструкции имеющихся спортивных сооружений, таких как, к примеру, ФОК с бассейном в р.п. Цильна, ремонт и содержание которого не по карману районной администрации. Мнения компетентных общественников по этим и другим проблемам не всегда совпадают с позицией чиновников, что логично, однако представляют не меньшую ценность и способны помочь в достижении компромиссных решений, устраивающих как власти, так и простых ульяновцев», — считает Нина Дергунова.
Отвечая на вопрос заместителя председателя ОП Татьяны Сергеевой о том, каким образом формировался действующий при Министерстве образования Ульяновской области Общественный совет, и.о. директора ОГКУ «Центр развития образования», секретарь ОС по вопросам образования Евгения Моргун рассказала, что половина членов совета избирались самим министерством, а оставшиеся – путем открытого Интернет-голосования, причем выдвинуть свою кандидатуру мог любой желающий. В результате в состав организации вошли не только педагоги, но и председатели родительских комитетов образовательных учреждений и даже представители бизнеса и СМИ.
«Целью нашего Общественного совета является ликвидация или снижение остроты проблем, возникающих между властью и обществом в сфере образования. Значительное внимание мы уделяем экспертизе нормативных правовых актов – ни один законопроект, готовящийся Минобром, не минует стадию обсуждения. Часто бывает, что там, где обычный человек увидит одну проблему, эксперт выявит сразу несколько или «копнет» глубже. Примером может стать упомянутая Ниной Владимировной ситуация с поборами. Существующий порядок предполагает выделение субвенций на приобретение учебной литературы в размере всего 500 рублей на 1 школьника, что эквивалентно 1-2 книгам, тогда как объективно средняя стоимость комплекта учебников составляет 3,5 тыс. руб. Вот и приходится директорам школ добирать недостающие средства с родителей», — сообщил заместитель председателя совета Валерий Полетаев.
Евгения Моргун добавила, что в случаях, если общественники выносят отрицательное заключение на НПА, чиновники обязаны подкорректировать документ или доказать необходимость первоначальных формулировок, как это было в случае с региональным законопроектом о школьной форме. Комментируя высказывание руководителя комиссии Общественной палаты по социальным вопросам Людмилы Ляшенко о том, что данный документ фактически вынуждает нарушать закон девушек-мусульманок, которые вопреки запрету на ношение в школе головных уборов продолжают ходить в головных платках, она пояснила, что законопроект о школьной форме вступит в полную силу с 1 октября 2014 г., а до тех пор в него можно будет внести поправки.
Людмила Ляшенко озвучила еще одно неоднозначное нововведение – перевод Комитета по надзору и контролю в сфере образования в структуру Минобра, однако заместитель Министра образования Ульяновской области Ирина Балашова заверила, что такое решение было принято с целью оптимизации финансовых ресурсов и никак не повлияет на эффективность работы подразделения. А член Общественного совета при министерстве Людмила Данилова посетовала на перспективу перехода образовательных учреждений от самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности к централизованной бухгалтерии, что, по ее мнению, откинет их в развитии на несколько шагов назад.
Далее участники встречи дали слово заместителю директора Департамента физической культуры и спорта Алле Никитиной, которая представила собравшимся сопредседателя Общественного совета в данной сфере, главного тренера ульяновской футбольной команды «Волга» Сергея Седышева. «На территории нашего региона распространены 78 видов спорта, действуют 58 спортивных федераций. С одной стороны, это облегчает работу совета, т.к. по каждому вопросу можно легко найти квалифицированных экспертов, а, с другой, — приводит к сложности собрать их вместе на одной площадке. Оценка разрабатываемых нормативных правовых актов также является одной из основных, однако, не единственной функцией ОС. Члены Общественного совета активно участвуют в обсуждении вопросов реконструкции и строительства спортивных объектов, распределении средств, выделяемых на поддержку отдельных видов спорта, и т.д. В качестве важного направления взаимодействия с ОП мы рассматриваем проведение совместных дискуссионных площадок, донесение информации о нашей работе до жителей области», — заявила Анна Никитина.
Нина Дергунова также поинтересовалась, каким образом организовано взаимодействие между Минобром и Департаментом физической культуры и спорта в сфере обеспечения работы секций в школьных спортзалах. «Здесь ситуация тоже двойственная, — отметил Валерий Полетаев. – С одной стороны, нельзя препятствовать подготовке профессиональных спортсменов, а, с другой, – учащиеся тоже имеют право заниматься спортом после окончания основных занятий. Как совместить все это в одно и то же время и в том же зале, пока не ясно». Алла Никитина добавила, что в качестве варианта решения проблемы департамент прорабатывает вопрос о предоставлении возможности проводить уроки физкультуры для школьников в недавно построенных ФОКах и иных спорткомплексах с хорошей инфраструктурой.
В ходе встречи с представителями Министерства экономики и планирования Ульяновской области Нина Дергунова еще раз упомянула о необходимости обсуждения Общественными советами при органах исполнительной власти готовящихся нормативных правовых актов и иных стратегически важных документов, таких как проекты бюджета. Отдельно она подчеркнула, что самостоятельно разобраться в вопросах экономики под силу далеко не каждому, поэтому совет при профильном министерстве в качестве одной из основных задач должен рассматривать донесение информации о стратегическом развитии отрасли и его финансовом обеспечении до сведения общественности, причем в доступной форме. «Как известно, для граждан процесс принятия властных решений является довольно закрытым – по результатам социологических исследований выяснилось, что лишь около 3% ульяновцев когда-либо привлекались к законотворческой деятельности. Каждый из членов ОС является авторитетным и признанным экспертом, и население априори будет относиться к его мнению с большим доверием, нежели к словам чиновников или журналистов. Очень важно готовить общественное мнение, которое всегда консервативно и с трудом воспринимает новые идеи, в том числе в экономической сфере. В этом Общественная палата готова оказать вам всяческую поддержку», — заявила председатель ОП.
Очень содержательным оказалось выступление Министра экономики и планирования Ульяновской области Олега Асмуса. Он проинформировал собравшихся о начале внедрения в ведомстве процедуры оценки регулирующего воздействия принимаемых НПА. Оценивать то, каким образом новые законодательные акты будут отражаться на жизни граждан и какова их результативность, предстоит как самим чиновникам, так и общественникам из числа не только ульяновских, но и привлеченных из других регионов экспертам. К примеру, сотрудники министерства отмечают несомненную пользу для общества от принятия ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) несмотря на изначально критичное отношение к нему россиян, а вот закон о выделении земельных участков многодетным семьям считают не решающим демографических проблем.
Следующая задача, которую ставит перед собой министерство, — обеспечить баланс интересов бизнесменов и остальных категорий населения, потребности которых зачастую диаметрально противоположны. «Мы очень оценили бы помощь палаты при организации публичных слушаний проекта «Стратегии развития Ульяновской области на период до 2020 года», тем более, что в данном документе присутствует раздел «Народные инициативы», предполагающий фиксацию идей и предложений, высказываемых заинтересованными гражданами. На базе ОП уместно провести обсуждение ситуации, сложившейся в сферах госзакупок и тарифообразования, а также проекта развития в регионе туристического комплекса, включающий строительство вызывающего немало споров музея СССР. Да и мне лично гораздо интереснее было бы ежегодно представлять отчет о деятельности Министерства экономики и планирования не только перед Законодательным Собранием, но и перед членами Общественной палаты», — уведомил чиновник.
Поддержав Олега Асмуса, Нина Дергунова пообещала, что вместе с коллегами обдумает, когда и каким образом можно обеспечить открытую общественную дискуссию по обозначенным темам. Руководитель комиссии ОП по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош и член комиссии Леонид Сороцкий, в свою очередь, попросили регулярно направлять в палату планы законотворческой деятельности ведомства и приглашать представителей ОП к участию в его наиболее значимых мероприятиях. Был определен и ответственный за вопросы взаимодействия с Общественной палатой – им стал заместитель Министра экономики и планирования Вадим Павлов.
В завершение каждой из встреч Нина Дергунова напомнила о том, что 31 октября 2013 г. ОП планирует провести расширенное пленарное заседание и пригласить на него председателей и наиболее активных членов Общественных советов, действующих при исполнительных органах государственной власти региона, для совместного утверждения перечня поручений Правительству Ульяновской области по итогам V Гражданского форума в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества. «Для подготовки к нему мы обобщим все идеи, высказанные в рамках двух сегодняшних и аналогичных встреч с представителями других ведомств, а также просим направлять в палату неучтенные предложения, если таковые имеются», — подытожила председатель Общественной палаты.