В конце августа 2013 г. в Общественную палату были направлены проекты постановлений Правительства региона «О программе поддержки занятости населения Ульяновской области в 2014 году» и «О предоставлении дополнительных мер поддержки работодателей, выделяющих (резервирующих) и (или) создающих рабочие места для выпускников профессиональных образовательных организаций высшего образования».

Напомним, что в соответствии с порядком принятия региональных нормативных правовых актов, каждый из них, пройдя стадию разработки, направляется для согласования в палату, которая, в свою очередь, организует публичное обсуждение наиболее социально значимых проектов законов и постановлений.

Для проведения более квалифицированной оценки, а также по причине того, что среди членов ОП не всегда возможно найти достаточное количество компетентных специалистов в узкоспециализированных отраслях, Общественная палата предложила привлекать к экспертизе представителей Общественных советов, действующих при региональных и муниципальных органах исполнительной власти, а протоколы по итогам дискуссий направлять в ОП. Публично эта идея была озвучена 22 августа 2013 г. в ходе пленарного заседания V Гражданского форума Ульяновской области.

Общественные советы при профильных министерствах и ведомствах существуют уже несколько лет. 3 сентября 2012 года Правительством региона утверждено «Типовое положение об общественном совете при исполнительном органе власти Ульяновской области», регламентирующее деятельность подобных структур, согласно которому, помимо руководителя органа государственной власти, в состав советов не должно входить более трех чиновников. Таким образом, поскольку на сегодняшний день большинство членов этих организаций являются представителями «третьего сектора», проведение Экспертными советами предварительного обсуждения и анализа готовящихся законопроектов и госпрограммам можно рассматривать в качестве квалифицированных общественных экспертиз.

После поступления в Общественную палату двух ранее упомянутых проектов постановлений, члены ОП выяснили, что их обсуждение проводилось 2 августа 2013 г. на базе Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области, и приняли решение запросить соответствующие заключения. Однако после их изучения было обнаружено, что совет не дал нормативным правовым актам ни положительную, ни отрицательную оценку. Вместо этого ЭС сформулировал несколько предписаний: организовать обсуждение документов в Общественной палате, а также разместить их в сети Интернет (проект постановления «О программе поддержки занятости населения Ульяновской области в 2014 году» — на сайтах www.sobes73.ru и www.ulyanovsk-zan.ru, «О предоставлении дополнительных мер поддержки работодателей, выделяющих (резервирующих) и (или) создающих рабочие места для выпускников профессиональных образовательных организаций высшего образования» — на сайте www.ulgov.ru или в СМИ).

В связи с данным фактом, Общественная палата региона выражает недоумение и возмущение халатным отношением Экспертного совета к своим непосредственным обязанностям. Перекладывание функции по рассмотрению и анализу разрабатываемых Правительством нормативных правовых актов на плечи иных структур, в том числе ОП, мы считаем занятием нечестным. Вынуждены напомнить, что Общественная палата является независимым органом, и Экспертный совет не вправе давать ей какие-либо поручения.

От имени всех членов палаты призываем коллег из Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области впредь избегать подобных ошибок, проводить качественный анализ проектов законов, постановлений, целевых программ и т.д., по итогам которого направлять в ОП не «отписки», а грамотно составленные заключения, четко отражающие позицию совета. Помните: от того, насколько эффективно каждый из вас выполняет свои обязанности, во многом зависит как имидж самой организации, так и авторитет Губернатора и Правительства Ульяновской области в целом.

Давайте вместе достойно и эффективно работать на благо родного региона!