25 июня 2013 г. на базе Комиссии региональной Общественной палаты по вопросам молодежной и культурной политики прошли публичные слушания на тему: «О состоянии архивного дела в Ульяновской области». В обсуждении приняли участие представители Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, руководители городских архивов, эксперты из числа преподавателей профильных специальностей вузов и др.
Первой слово взяла Министр искусства и культурной политики Татьяна Ившина. Она проинформировала, что еще в 2010 г. при возглавляемом ею ведомстве функционировал отдел в составе трех специалистов, являвшийся методическим центром для всех архивов региона. «На сегодняшний день готов проект Постановления Правительства Ульяновской области об утверждении новой структуры нашего министерства, согласно которому в нем появится новый отдел по делам архивов. Надеюсь, вскоре документ будет подписан Губернатором. 25 апреля этого года при Минкульте был сформирован Научный совет архивных учреждений – коллегиальный орган для обсуждения вопросов, стоящих перед архивным сообществом», — заявила Татьяна Ившина.
По словам министра, средняя заработная плата сотрудников архивных учреждений в мае 2013 г. составила 13467 руб., тогда как, для сравнения, зарплата работников государственных учреждений культуры находилась на уровне 12414 рублей. В 2012 г. двумя государственными архивами заработано более 2,7 млн. руб., которые потрачены на повышение квалификации персонала, в том числе участие в выездных семинарах в Германии, Перми и Уфе. Ежегодно сотрудники Минкульта участвуют в заседаниях Научно-методического совета архивных учреждений ПФО, а в 2014 г. подобное мероприятие, вероятно, пройдет в Ульяновске. «О материально-технической базе могу сказать, что планетарные сканеры имеют как ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области», так и ОГБУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области», а последний, кроме того, в 2012 году приобрел 6 современных компьютеров, — отметила Татьяна Ившина. — Госархив же получил новое оборудование в связи с прошедшим 4 года назад юбилеем».
Председатель Общественной палаты Нина Дергунова задала несколько уточняющих вопросов о том, насколько востребована сегодня идея о возможности объединения двух государственных архивов, а также о перспективах получения и реконструкции нового здания для Государственного архива Ульяновской области и суммах, которые запрашивало на эти цели из областного бюджета Министерство искусства и культурной политики в 2013-2014 гг.
Директор ОГБУ «Государственный архив новейшей истории Ульяновской области Владимир Миронов ответил, что возможность слияния госархивов в единую структуру более не актуальная и нигде не обсуждается. Татьяна Ившина, в свою очередь, сообщила, что средства на приобретение здания архива в бюджете заложены по отрасли «Управление государственным имуществом». На сегодняшний день выделено 20 млн. рублей, и еще 70 млн. руб. пока находятся в дефиците у Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. В бюджете 2013 г. заложены также деньги на изготовление проектно-сметной документации, необходимой для приспособления здания АТС, расположенного по адресу: ул. 12 Сентября 6, под государственный архив – всего 4,6 млн. руб. Победителем аукциона стала компания «Атриум», которая в срок до 15 июля должна завершить работу. На основании подготовленной документации будет рассчитана сумма, необходимая на выполнение ремонтных работ и оснащение здания, которую Минкульт заявит в бюджет 2014 г. По предварительным оценкам, на переоборудование понадобится не менее 100 млн. рублей. На вопрос члена ОП Юлии Володиной о том, планируется ли привлечь часть финансовых ресурсов из федерального бюджета, министр ответила, что в 2013 г. из-за отсутствия подтверждающей документации это практически невозможно, а после 15 июля 2013 г. Министерство искусства и культурной политики возобновит отношения с коллегами из Москвы, а также Федеральным архивным агентством, чтобы в будущем году получить софинансирование на реализацию проекта.
Основным предметом дальнейшей дискуссии стал проект регионального закона «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере архивного дела на территории Ульяновской области». Как отметила Нина Дергунова, к тексту данного нормативно-правового акта поступило немало замечаний со стороны экспертов, поэтому решено было его вынести на рассмотрение общественности.
Заместитель директора экспертно-аналитического департамента Правительства Ульяновской области Александр Качкин пояснил, что проект закона был разработан в феврале 2013 г. после встречи Губернатора Сергея Морозова с представителями архивного сообщества. Ее участники обозначили основные трудности, стоящие перед отраслью. В их числе: отсутствие единого методического центра, который координировал бы работу архивов и разрабатывал ее общие принципы и стратегию, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, потребность Государственного архива Ульяновской области в новом хорошо оборудованном здании, увеличение нагрузки сотрудников и т.д. «На мой взгляд, законопроект не решает ни одну из указанных проблем», — считает Александр Качкин.
Ряд критических высказываний озвучил профессор кафедры теории и истории государства и права Юридического факультета УлГУ, член Экспертного совета при Правительстве Ульяновской области Валерий Романов. Уведомив собравшихся, что проект закона «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере архивного дела на территории Ульяновской области» не противоречит ни федеральным, ни региональным нормам, но он не регламентирует ряд важнейших вопросов, таких как порядок сдачи в архивы документов юридических лиц, подлежащих ликвидации. «В ст. 23 п. 10 ФЗ №25 от 22.10.2004 г. «Об архивном деле Российской Федерации» предусматривается обязанность для организаций сдавать учредительные и другие документы в соответствующие государственные или муниципальные архивы, однако фактически исполняют это требование немногие. Уверен, что уже через несколько лет, придя в архивы с целью уточнения величины стажа, оформления недвижимости в собственность или по другим вопросам, граждане не смогут получить нужной информации. Хотелось бы также поинтересоваться, что мешает добавить к названию Министерства искусства и культурной политики словосочетание «и архивного дела»? Каким образом 3 сотрудника нового отдела по делам архивов смогут эффективно решать все проблемы отрасли? Где и как осуществляется повышение квалификации и переподготовка специалистов? Мне кажется, — отметил Романов, — что региону нужна единая Концепция развития архивного дела, причем приступать к ее разработке следовало еще до подготовки законопроекта».
И.о. начальника отдела взаимодействия с муниципальными образованиями Надежда Лебедева и председатель комиссии по изданию книги «Детство, опаленное войной» Галина Андреева рассказали, что переподготовка сотрудников архивов реализуется на базе кафедры документоведения и библиотековедения УлГУ, а также зонального Научно-методического совета архивных учреждений. Они также отметили, что поскольку процедура передачи документов подлежащих ликвидации юридических лиц уже прописана в федеральном законе, они не увидят необходимости дублировать данное положение в региональном нормативно-правовом акте.
В продолжение темы заведующий кафедрой документоведения и библиотековедения УлГУ Игорь Кутейников согласился с мнением Валерия Романова о том, что законопроект нуждается в доработке, добавив, что в тексте отсутствуют упоминания об органах, которым предстоит контролировать его исполнение, и сроке вступления в силу. Кроме того, он считает крайне необдуманным шагом ликвидацию в 2008 г. Архивного управления Ульяновской области и передачу его функций Министерству искусства и культурной политики, поскольку из-за значительного числа других задач Минкульт не уделяет архивной отрасли должного внимания.
Заведующая кафедрой музееведения исторического факультета УлГПУ Анна Тихонова обратила внимание собравшихся на особенности организации студенческих практик в архивных учреждениях, которые, в отличие от педагогической или медицинской практик, является неоплачиваемой. Чтобы решить этот вопрос, а также разработать иные меры материального стимулирования учащихся и выпускников вузов, работающих в этой сфере, она порекомендовала сотрудникам архивов совместно с профильным министерством участвовать в грантовых конкурсах для получения дополнительного финансирования. Анна Тихонова, как и руководитель Комиссии ОП по вопросам молодежной и культурной политики Артур Сирачев, поддержала ученых в вопросе о необходимости разработки Концепции развития архивного дела в Ульяновской области.
Замечания и предложения экспертов прокомментировала Татьяна Ившина: «На вопрос Валерия Романова о том, достаточно ли трех специалистов для курирования всех региональных архивов, могу ответить, что ранее в структуре Архивного управления числились 8 сотрудников, из них трое обслуживали финансовую и юридическую деятельность данной структуры, двое являлись руководителями, а текущую работу выполняли 3 человека – столько же войдут в штат создаваемого отдела по делам архивов при Минкульте. Что касается обсуждаемого законопроекта, в нем будут обозначены два основных нововведения. Во-первых, нормативно-правовой акт закрепляет за Губернатором обязанность ежегодно выступать с докладом «О состоянии архивного дела в Ульяновской области». Во-вторых, документ регламентирует порядок предоставления субвенций для муниципалитетов – им предоставят право расходовать остаточные средства не только на зарплату работникам архивов или коммунальные услуги, но и на обновление материально-технической базы учреждений, что немаловажно».
Надежда Лебедева пояснила, что при разработке регионального законопроекта за основу был взят аналогичный нормативно-правовой акт Свердловской области, и изначально он был объемнее. Однако специалисты государственно-правового отдела Законодательного Собрания Ульяновской области вычеркнули все пункты, дублирующие положения ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Таким образом, проект закона «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере архивного дела на территории Ульяновской области» будет приниматься в дополнение к федеральному нормативно-правовому акту, а также «Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук» — 119-страничному документу, зарегистрированному Минюстом РФ.
«Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области имеет право издавать подзаконные акты и постановления, регламентирующие отдельные нормы в сфере хранения, учета, приема документов в архивах, которые в региональном законопроекте детально не прописаны. Хочу заострить внимание экспертов на том, что архивный фонд разделен на 3 части: федеральную, областную и муниципальную собственность. В связи с этим предлагаю Минкульту обратиться в Росархив с целью решения вопроса о возмещении затрат на федеральную часть, которую мы храним в регионе бесплатно и тратим на нее огромные средства. Чтобы разрешить проблему загруженности, области очень нужен архив по личному составу, подобный существующим уже во многих субъектах РФ. Дополнительного обсуждения также требует урегулирование процесса ликвидации и самоликвидации юридических лиц», — уверена Галина Андреева.
В завершение дискуссии Нина Дергунова процитировала проект решения, сформулированного Общественной палатой по итогам заседания. Так, Министерству искусства и культурной политики рекомендованоразработать Концепцию развития архивного дела в срок до конца 2013 г. и провести ее общественное обсуждение, рассмотреть возможность воссоздания отдельного органа управления архивным делом Ульяновской области,обратиться в Федеральное архивное агентство (Росархив) с вопросом о возмещении затрат из федерального бюджета на содержание федеральной части архивного фонда, находящегося на хранении в региональных и муниципальных архивах, а также с просьбой о включении в федеральную целевую программу средств на долевое участие в приобретении здания для ОГБУ «Государственный архив Ульяновской области» и его оборудование современными стеллажами и техникой для поддержания условий сохранности документов. Правительству Ульяновской области палата предложит рассмотреть вопрос о создании в регионе архива по личному составу.
Члены ОП также договорились поддержать проект закона «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере архивного дела на территории Ульяновской области», но при этом рекомендовать Минкульту предварительно обсуждать и согласовывать с экспертами Общественных советов при министерстве все разрабатываемые нормативные акты.