30 мая 2013 г. Общественная палата Ульяновской области провела выездное заседание в Карсунском районе. Темой мероприятия, организованного в преддверие Международного дня защиты детей, стало развитие системы дополнительного образования детей и молодежи в условиях сельского поселения. Место его проведения также было выбрано не случайно: именно в р.п. Карсун располагается знаменитая на весь регион, а также далеко за его пределами Детская школа искусств им. А.А. Пластова, директор которой – член ОП Владимир Фролов – вот уже много лет успешно занимается воспитанием юных дарований.

   В тот день для делегации Общественной палаты была подготовлена обширная культурная программа. Утром гости побывали в селе Прислониха, где научный сотрудник музея Аркадия Пластова Антонина Романова провела для них увлекательную экскурсию, продемонстрировав экспозицию, открывшуюся в 1993 при личном участии сына художника Николая Пластова. 

   В музее, посвященном жизни и творчеству нашего великого земляка, размещены портреты Аркадия Пластова, его письма и личные вещи, в том числе этюдник и складной стульчик для занятий живописью, репродукции знаменитых полотен художника, подлинники которых хранятся в лучших музеях страны: «Весна», «Родник», «Жатва», «Сенокос», «Колхозный базар», «Стадо», «Ужин тракториста», «Купание коней», «Первый снег» и др. По словам экскурсовода, большинство из них воспевают родные для Пластова места: саму Прислониху и ее окрестности, — а в качестве героев картин чаще всего выступали местные жители, в том числе жена и сын живописца, его друзья и соседи.

   Антонина Романова также рассказала гостям несколько случаев из жизни Аркадия Пластова: о том, как в одном из храмов Симбирска он познакомился с будущей женой Натальей Алексеевной, и как в военные годы вез в Москву свою знаменитую картину «Фашист пролетел», стоя на подножке поезда и крепко привязав полотно к себе. К счастью, поездка прошла благополучно, произведение было высоко оценено столичными экспертами, а в 1943 году его даже разместили в здании, где проходила знаменитая Тегеранская конференция.

   Музей, посвященный знаменитому живописцу, не пустует и сегодня. Благодаря поддержке Губернатора Сергея Морозова удалось приобрести телеаппаратуру, и теперь маленькие и взрослые жители Прислонихи с удовольствием собираются в его стенах для совместных кинопросмотров. Кроме того, ежегодно здесь проводятся благотворительные новогодние представления для сельских ребят.

   Члены Общественной палаты ненадолго заглянули и в мастерскую Аркадия Пластова, которая силами местных жителей вот уже более сорока лет поддерживается в первозданном виде. Делегация из Ульяновска также возложила цветы к его памятнику, автор которого – Александр Свиязов – является одним из наиболее знаменитых выпускников Карсунской детской школы искусств. 

   Полные впечатлений, представители ОП направились в р.п. Карсун, где для них была проведена экскурсия по недавно отремонтированному зданию ДШИ. Члены палаты осмотрели классы для занятий живописью, графикой и декоративно-прикладным творчеством, где выставлены лучшие работы учащихся и выпускников школы. Особенно их заинтересовала техника линогравюры и пресс, при помощи которого изображение переносится на бумагу, а также картины, выполненные из поваренной соли, бумаги и ткани, методом квиллинга и декупажа. Далее делегация проследовала в концертный зал, где ее уже ожидали приглашенные на заседание ОП представители управлений образования и отделов по делам культуры и организации досуга населения районных администраций, а также учреждений культуры и члены муниципальных Общественных палат Карсунского, Инзенского, Вешкаймского, Майнского и Сурского районов.

   Официальную часть программы открыла председатель Общественной палаты Ульяновской области Нина Дергунова, отметив, что в мае 2012 г. на пленарном заседании ОП уже обсуждались вопросы результативности социокультурной политики в регионе, по итогам которого были отмечены основные проблемы в данной сфере: недостаточная материально-техническая база культурно-досуговых учреждений, нехватка и недостаточный уровень квалификации кадров, особенно в сельской местности, их невысокая зарплата и т.д. «Наивно предполагать, что за прошедший год ситуация изменилась кардинально. В рамках подготовки к сегодняшнему мероприятию палата провела небольшое социологическое исследование, охватившее 4 района области: Крсунский, Сурский, Вешкаймский и Майнский. По его итогам выяснилось, что большинство сельских жителей не посещают учреждения культуры, предпочитая посвящать свободное время домашним делам, рыбалке или спорту. Респонденты из каждого МО отметили наличие в их МО библиотек и Домов культуры, однако сообщили, что физкультурно-оздоровительный комплекс существует только в Карсунском районе. Порядка трети опрошенных заявили, что посещают библиотеку 1-2 раза в месяц, а в местных ДК бывают лишь 2-3 раза в год, — прокомментировала Нина Дергунова. — Отвечая на вопрос о том, какие культурные мероприятия проходят в их поселениях, сельчане упомянули концерты, выставки, уличные праздники, при этом ни в одном из 4-х муниципальных образований, по словам граждан, не проводятся театрализованные представления и встречи с интересными людьми. Активнее всего в культурно-массовых мероприятиях задействованы жители Карсунского района – более половины опрошенных участвуют в них регулярно. Порядка 20-30% населения вовлечены в них в Сурском районе, а в двух остальных (Вешкаймском и Майнском) этот показатель, по словам респондентов, не превышает 10%. При этом о большинстве событий сельчане узнают от друзей или знакомых, лишь треть из них знакомятся с «культурной афишей» через районные газеты, и всего 5% — через сайты районных администраций».

   Далее слово взяла директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования регионального Минобра Ольга Касимова. Она проинформировала собравшихся о том, что в Ульяновской области действуют 77 учреждений дополнительного образования, 7 из которых являются областными и 70- муниципальными. В их числе: 41 центр, 1 дворец, 7 домов, 5 станций и 1 школа творчества, а также 22 спортивные школы. Всего их посещают 82 тысячи детей, что составляет 57% всех ульяновцев в возрасте от 5 до 17 лет, и этот показатель значительно выше среднероссийских цифр (41%). 

   По словам докладчика, основной проблемой сегодня является быстрая сменяемость педагогов и нехватка молодых кадров, поскольку специалисты в сфере дополнительного образовании младше 35 лет в сельской местности практически не встречаются. С 2013 года Министерство образования решило активизировать работу по привлечению в кружки и секции дошкольников, а также уделить особое внимание профориентации детей и молодежи и обновлению учебных программ, в котором активно участвуют вузы – прежде всего, УлГПУ и Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. «Еще одной актуальной задачей остается обновление материально-технической базы, которая, надеюсь, в соответствии с разработанной Минобром «дорожной картой», вскоре затронет и учреждения дополнительного образования. Кроме того, поставленная Губернатором Сергеем Морозовым задача по созданию в регионе авиационного кластера требует развития существующих и создания дополнительных кружков и станций технической направленности, доля которых в области пока составляет всего 8%», — отметила Ольга Касимова. 

   Комментируя ее слова о том, что основным ресурсным центром в регионе является Ульяновский дворец творчества детей и молодежи, где ежедневно проходят 3-4 культурных мероприятия, заместитель председателя ОП Татьяна Сергеева отметила, что такими успехами пока может похвастаться лишь областной центр, где возможностей для детей и молодежи посещать кружки и клубы по интересами изначально больше, чем у их сверстников их сельских поселений. Представитель Минобра сообщила, что в муниципалитетах эта проблема решается за счет открытия филиалов районных центров детского творчества на базе сельских школ. «Уверена, что на практике занятия чаще всего организуются следующим образом: местные жители передают ребятам собственные навыки декоративно-прикладного творчества, в то время как высококвалифицированные специалисты из райцентров до них просто не добираются», — поделилась мнением Татьяна Сергеева.

   Нина Дергунова обратила внимание участников заседания на проблему отсутствия несколько лет подряд бюджетных мест на Факультете культуры и искусства УлГУ, который как раз и должен заниматься подготовкой педагогов для региональных учреждений дополнительного образования. Ольга Касимова, в свою очередь, подтвердила, что регионального и муниципального заказа на таких специалистов в области пока не предусмотрено, поскольку все государственные вузы являются федеральными структурами, что затруднят организацию их взаимодействия с работодателями на местах.

   Руководитель Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам Людмила Ляшенко выступила с предложением в адрес регионального Правительства рассмотреть возможность сертификации дополнительного образования: «Отмечу, что в недавно принятом федеральном законе об образовании учреждениям ДО уделено минимум внимания. Поэтому уместно изучить опыт ряда регионов РФ, в частности, Воронежской области, где введена система сертификатов, по которым любой ребенок может бесплатно посещать любой кружок, секцию или студию по своему выбору». Согласившись с тем, что такая система может стать достаточно эффективной, Ольга Касимова пообещала проанализировать всю доступную информацию, в том числе и возможность финансирования подобных сертификатов из областного бюджета.

   Положительным примером эффективной деятельности учреждения дополнительного образования в регионе члены ОП считают Карсунскую детскую школу искусств им. А.А. Пластова. «На сегодняшний день здесь обучаются около 220 детей из 11 сел Карсунского района. Отмечу, что мы не производим никакого предварительного отбора, поскольку считаем, что творческий талант можно развить абсолютно у каждого, и приветствуем отражение в работах детской непосредственности и полета фантазии. Успехи воспитанников Карсунской школы искусств высоко оценены во всем мире. К примеру, 17 картин наших учеников экспонируются в штаб-квартире ООН, работы карсунских ребят побывали уже в 19-ти странах мира, ежегодно проходят 5-6 выставок в Москве и более 50 – в самой школе. Только с начала 2013 г. состоялись выставки в Гранаде (Испания) и Минске. Но по традиции крупнейшим событием каждого года становятся летние творческие школы-пленэры «Земля Пластова», на которые приезжает немало гостей. К примеру, с 15 по 24 июня 2013 г. на Карсунской земле побывают ребята из 12 регионов России, а также из Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Швеции», — отметил Владимир Фролов. По его словам, основными проблемами для ДШИ являются низкая заработная плата сотрудников, составляющая в среднем 9800 рублей, нежелание выпускников школы после окончания средних или высших учебных заведений возвращаться на работу в AlmaMater, а также необустроенность подвальных помещений школы и отсутствие газового отопления. В завершение своего выступления Владимир Фролов представил воспитанницу Карсунской школы искусств Юлию Тарабанову, которая в подарок гостям исполнила для них русскую народную песню.

   Тему продолжила заместитель председателя Общественной палаты Татьяна Сергеева, отметившая исключительную важность обсуждаемой темы, необходимость выявлять и анализировать причины, препятствующие развитию системы дополнительного образования. «В последние годы все большее значение получает понятие «социальная сплоченность». Одним из условий ее достижения является обеспечение равных прав и возможностей для различных категорий населения: мужчин и женщин, отдельных социальных групп, городских и сельских жителей. Понятно, что у ребят из крупных поседений возможностей для развития изначально больше, чем у тех, кто проживает в небольших селах или деревнях. Тем более важным является сохранение существующих на местах учреждений культуры и их педагогов, поскольку в случае их отсутствия дети и молодежь будут постепенно покидать свою малую родину. Считаю, что областным властям необходимо и материально, и морально поддерживать местных энтузиастов (именно такие люди сегодня работают на селе) и при этом не закрывать образовательные учреждения даже в небольших поседениях, а общественности – всячески отстаивать права сельчан на получение дополнительно образования», — считает Татьяна Сергеева.

   Ее поддержала преподаватель кафедры дополнительного образования УлГПУ им. И.Н. Ульянова, выпускница Карсунской ДШИ им. Пластова Анна Нестерова, отметив также необходимость корректировки программ дополнительного образования. По ее мнению, должное внимание в детских школах искусств не уделяется вопросам формирования экологической культуры, воспитанию любви к природе, которая в здоровом обществе является основой патриотизма и непременной составляющей гражданской позиции. Анна Нестерова также высказала предположение, что способствовать возвращению выпускников вузов, и, прежде всего, Педагогического университета, в родные деревни и села может способствовать не только их материальное стимулирование и выделение жилья, но и возврат к системе распределения молодых специалистов.

   Ольга Касимова прокомментировала оба высказывания: «К сожалению, необходимость оптимизации школ вызвана «демографической ямой», в которую Россия попала в 1990-е годы. Сегодня содержать школьные здания, в которых учатся всего несколько детей, финансово невыгодно, поэтому повсеместно распространенной практикой стал подвоз учащихся в близлежащие образовательные учреждения с большей заполняемостью. Что касается системы распределения выпускников вузов, на сегодняшний день ее введение невозможно из-за отсутствия соответствующих норм федерального законодательства. Для привлечения в районы педагогических кадров в Ульяновской области действует система единовременных выплат для молодых специалистов, работающих на селе, в размере 20 тыс. руб. за первый год работы, 40 тыс. руб., — за второй и 60 тыс. руб. – за третий».

   В завершение заседания из зала прозвучало несколько коротких вопросов и реплик. Так, сельские педагоги поинтересовались, имеют ли они, не будучи членами профсоюза, право на санаторно-курортное лечение за пределами Ульяновской области, на что Ольга Касимова и Нина Дергунова дали положительный ответ, порекомендовав всем заинтересованным обратиться за разъяснениями в региональное Министерство труда и социального развития. Актуальность задачи координации усилий Минобра с Министерством искусства и культурной политики как ведомств, во многом решающих сходные задачи, подчеркнула методист ГОУ ДОД «Областная детская школа искусств» Елена Грехова. А член палаты Вячеслав Николаев поинтересовался, где и когда в ближайшее время работы карсунских детей можно будет увидеть в областном центре. «В конце этого года мы планируем открыть выставку в Историко-мемориальном центре-музее им. И.А. Гончарова. Очень хотелось бы выставить работы учащихся ДШИ им. Пластова и в здании Законодательного Собрания. Надеюсь, Общественная палата нам в этом поможет», — пояснил Владимир Фролов. 

   В своем заключительном выступлении Нина Дергунова заявила, что, ознакомившись с материалами докладов и высказываниями участников заседания, ОП сделала для себя ряд выводов, которые будут отражены в ее итоговом решении. В нем, в частности, будет отмечена необходимость регулярного проведения мониторинга потребности региональных учреждений дополнительного образования в специалистах и введения муниципального заказа с частичным финансированием обучения сельских ребят в ссузах и вузах из местных бюджетов с требованием их последующей отработки в соответствующем районе в течение нескольких лет. Палата также решила поддержать идею об организации более конструктивного взаимодействия между Минобром и Минкультом в сфере организации дополнительного образования, в том числе разграничения сфер ответственности, совместной подготовки культурно-массовых мероприятий и т.д. «Кроме того, необходимо разобраться на региональном уровне, почему законы о повышении заработной платы учителям не затронули преподавателей музыкальных и спортивных школ, а возможно, и обозначить эту проблему перед Общественной палатой РФ. Региональная палата также планирует направить письмо в адрес ее члена, ректора УлГПУ Анатолия Бакаева с просьбой уточнить перспективы развития дополнительных педагогических профессий в вузе и будущее Факультета дополнительных педагогических специальностей. И.конечно, мы готовы выступить в качестве площадки для широкого общественного обсуждения региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы дополнительного образования», — заявила председатель ОП.