Сразу два региональных законопроекта, регламентирующие сферу образования, стали предметом обсуждения участников заседания Совета Общественной палаты, прошедшего 16 мая 2013 г. Изучив содержание документов, члены ОП высказали ряд замечаний и предложений, ознакомиться с которыми порекомендовали профильному министерству.
Представляя новый проект закона «Об образовании в Ульяновской области», заместитель директора Департамента административного обеспечения регионального Минобра Оксана Денисова проинформировала, что он прошел масштабное предварительное обсуждение с представителями учительской и родительской общественности. Документ определяет полномочия Губернатора, Законодательного Собрания и Правительства Ульяновской области в сфере образования, содержит положения о деятельности государственных образовательных организаций, материальной поддержке воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные учреждения, дополнительные меры социальной поддержки в стимулировании муниципальных образовательных организаций, педагогов и учащихся на территории края, а также включает статью «Финансовое обеспечение расходных обязательств». В нормативно-правовом акте отражены все базовые принципы действующего федерального закона «Об образовании». В числе нововведений – законодательное закрепление права учащихся, испытывающих трудности при освоении образовательных программ, получать психолого-педагогическую и медицинскую помощь, установление порядка проведения экспертизы учебных пособий, формирование учебно-методических объединений и утверждение их полномочий, создание условий для обучения на дому или в медицинских учреждениях детей с ограниченными возможностями и т.д.
«В рамках подготовки к заседанию проект закона «Об образовании в Ульяновской области» был изучен Советом ОП и Комиссией по социальным вопросам, по итогам которого у них возник ряд замечаний. К примеру, член палаты, ректор УлГПУ Анатолий Бакаев отметил, что в соответствии с представленным документом устанавливается размер единовременных денежных выплат для молодых специалистов, работающих в сфере дошкольного образования. При этом согласно региональному законодательству молодым специалистом признается выпускник, начавший работать по специальности не позднее, чем через два месяца со дня окончания учебы. Не совсем понятно, будут ли в этом случае данные меры поддержки распространяться на ребят, которые сразу после получения диплома призываются на военную службу, или девушек, уходящих в декретный отпуск, — заявила председатель Общественной палаты Нина Дергунова. — Также в законопроекте не содержится выделенного раздела о негосударственных и образовательных организациях и программах дополнительного образования».
Оксана Денисова пояснила, что после внесения 6 мая 2013 г. изменений в региональные законы №49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и №69-ЗО «О внесении изменений в Закон Ульяновской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий молодых специалистов на территории Ульяновской области» первое из отмеченных палатой противоречий было снято. Теперь молодые специалисты (в частности, педагоги), имеют право получать соцподдержку, если трудоустроились по специальности в течение трех лет со дня завершения учебы. «Что касается частных образовательных учреждений, могу сказать, что этому направлению министерство также уделяет пристальное внимание. С 1 января 2014 г. каждое из них, независимо от организационно-правовой формы, получит частичное финансирование из областного бюджета», — сообщила Оксана Денисова.
Руководитель Комиссии Общественной палаты по социальным вопросам Людмила Ляшенко поинтересовалась, может ли быть реализован на территории региона опыт ряда субъектов РФ по внедрению системы сертификатов на получение дополнительного образования, чтобы каждый ребенок получил возможность бесплатно заниматься в кружке или секции по своему выбору. На это представитель Минобра ответила, что на сегодняшний день учреждения дополнительного образования находятся в зоне ответственности органов местного самоуправления, поэтому проведение предложенного эксперимента станет возможным только в случае передачи соответствующих полномочий на региональный уровень.
Заместитель председателя ОП Татьяна Сергеева задала докладчику вопросы о том, регламентируется ли в новом проекте закона право получения образования на родном языке и каким образом оно может быть реализовано, к примеру, в сельской школе, где только несколько ребят являются представителями национальных меньшинств. «Право на изучение родного языка зафиксировано в федеральном законодательстве, поэтому не вижу смысла дублировать соответствующие формулировки в региональном нормативно-правовом акте. А организацию такого обучения разумно осуществлять в виде факультативных занятий», — прокомменировала Денисова. В ответ Татьяна Сергеева порекомендовала изучить возможность использовать возможности дистанционных технологий, поскольку это наиболее эффективно в условиях нехватки педагогических кадров и малокомплектности школ в сельской местности.
Нина Дергунова процитировала п. 1.4 ст. 9 проекта закона, содержащий положение о выплате ежемесячных надбавок для педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях и имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в размере 1500 и 2000 рублей, соответственно. Она попросила уточнить, чем обусловлен размер этих сумм и почему он значительно ниже величины аналогичных надбавок, действующих в вузах (3 и 7 тыс. руб.). Оксана Денисова пояснила, что повышение уровня доплат потребует дополнительных бюджетных расходов, изыскать которые пока нет возможности.
Далее участники заседания перешли к обсуждению законопроекта «О требованиях к одежде несовершеннолетних обучающихся, осваивающих в государственных общеобразовательных организациях Ульяновской области и муниципальных общеобразовательных организациях, находящихся на территории Ульяновской области, образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования». В качестве вступления докладчик отметила, что в нашем регионе ношение учениками школьной формы уже достаточно распространено. Новым документом за каждым общеобразовательным учреждением будет закреплена обязанность прописать в своем локальном нормативном акте требования к видам, фасону, цвету и иным характеристикам одежды школьников.
В проекте закона также дается перечень соответствующих рекомендаций. Так, в комплект повседневной одежды для мальчиков и юношей могут входить брюки классического покроя, пиджак или жилет серого, черного или неярких оттенков синего, темно-зеленого или коричневого цвета, однотонная сорочка и аксессуары (галстук, поясной ремень). Девочки и девушки могут надевать в школу брюки классического покроя, юбку или сарафан, жакет или жилет тех же цветов (допускается также бордовый), однотонную непрозрачную блузку длиной ниже талии или платье, которое может быть дополнено фартуком и съемным воротником. Не допускается ношение одежды ярких расцветок, с крупными надписями или изображениями, одежды бельевого стиля, брюк и юбок с заниженной талией или высокими разрезами, декольтированных блузок и платьев, а также религиозных атрибутов, головных уборов и массивных украшений. При этом регламентируется повседневная и парадная одежда, спортивные же костюмы школьники и их родители могут выбирать по своему вкусу. Хотя закон, вероятно, вступит в силу с 1 сентября 2013 г., предполагается ввести переходный период до 1 июля 2014 г., чтобы дать образовательным учреждениям возможность внести необходимые изменения в локальные акты и выбрать единые образцы формы.
Дискуссию открыли Татьяна Сергеева и ее коллега по ОП, заведующая Центром гражданского образования УИПКПРО Ирина Скворцова, которые порекомендовали областному Минобру совместно с Министерством труда и социального развития изучить возможность выделения финансовой помощи для многодетных семей и других социально незащищенных категорий граждан, поскольку купить форменные костюмы для детей на свои небольшие средства они могут далеко не всегда. Они также полюбопытствовали, успеют ли ульяновские швейные фабрики обеспечить тысячи ребят школьной формой в установленные сроки «К настоящему времени некоторые муниципальные образования: Кузоватовский, Цильнинский, Сенгилеевский районы – заключили договоры о пошиве такой продукции с ОАО «Элегант». Ряд ульяновских школ уже работают с фабрикой «Бостон», — проинформировала Денисова.
Не менее значимую тему поднял член Общественной палаты, имам-хатыб мечети «Махалля №1» г. Ульяновска Расуль Фаткуллов: «Согласно ст. 55 Конституции РФ, запрещается принятие законов, приводящих к нарушениям прав человека и гражданина, в том числе права на образование. В то же время новый законопроект о школьной форме запрещает ношение любых головных уборов, в том числе платков – хиджабов, которые религия предписывает надевать каждой мусульманке по достижении полового созревания. Считаю, что это конкретное положение необходимо исключить. Или получится так, что в случае принятия документа в существующем виде старшеклассницы, исповедующие ислам, вынуждены будут перейти на домашнее обучение?».
Оксана Денисова не поддержала высказанное мнение, отметив, что хотя законопроект «Об образовании в Ульяновской области» в отношении запрета хиджабов не был поддержан муфтием Савбяном Сулеймановым, Министерство образования отстаивает свою позицию, согласно которой рассматривает средние школы как светские учреждения, где религиозной одежде и атрибутам не место. На просьбу Нины Дергуновой уточнить, каким образом данный вопрос зафиксирован в государственном модельном акте, на основе которого разрабатывался проект регионального закона, она сообщила, что федеральный документ не предполагает ношение школьниками любых головных уборов, в том числе и мусульманских женских платков. «Однако в то же время положения модельного акта не являются обязательными к исполнению, поэтому считаю, что эту тему необходимо еще раз хорошо обдумать на региональном уровне», — добавила председатель ОП.
А руководитель Комиссии по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош обратил внимание на то, что законопроект регламентирует исключительно форму одежды учащихся. «При этом в нем ни слова не говорится об обуви, а это не менее важно. К примеру, если школьники будут ходить на занятия в классических костюмах, сочетая их со спортивной обувью, это будет не очень красиво. Значение имеет и высота каблука у девушек, потому что в этом случае речь идет не только об эстетическом впечатлении, но и о здоровье. Мне кажется, что более рационально было бы рассматривать внешний вид учащихся в комплексе, а также отразить этот подход и в самом названии закона», — считает Вячеслав Ярош.
Завершая дискуссию, участники заседания решили, что ставить точку в обсуждении обоих документов пока рано. Так, в заключении к законопроекту о школьной форме Общественная палата отразит рекомендации в адрес Правительства региона рассмотреть возможность введения мер дополнительной социальной поддержки для малообеспеченных и многодетных семей, а также для семей, где воспитываются приемные дети и дети-инвалиды в части выделения средств на приобретение формы.
Не останется без внимания и вопрос о хиджабах. Палата призывает Министерство образования оценить возможные социальные последствия запрета на их ношение и подойти к принятию окончательного решения со всей возможной ответственностью, однако придерживаясь при этом положения Конституции РФ, которая закрепляет отделение религиозных объединений от государства и его светский характер.