Особенности преподавания в школах Ульяновской области основ религиозных культур и светской этики, а также проблемы, связанные с организацией и ведением этого образовательного курса, обсудили участники совместного заседания Комиссии Общественной палаты по вопросам защиты прав граждан, национальным и этноконфессиональным вопросам и Комиссии по социальным вопросам, прошедшего 25 апреля 2013 г.
Открывая мероприятие, руководитель «правовой» комиссии ОП Олег Ломакин, предварительно изучивший историю вопроса, проинформировал, что предмет «Основы религиозных культур и светской этики» впервые появился в расписании ульяновских пятиклассников в 2010-2011 учебном году. Родители учеников имеют право выбирать оптимальное содержание курса из шести модулей, при этом наиболее популярными в нашем регионе являются четыре: «основы светской этики», «основы православной культуры», «основы исламской культуры» и «основы мировых религиозных культур». «Ознакомившись с информацией, официально предоставленной Министерством образования, я могу сформулировать три наиболее очевидные проблемы. Во-первых, уровень подготовки и специальных знаний большинства преподавателей, ведущих этот предмет, на сегодняшний день недостаточен. Во-вторых, разработчики курса так и не пришли к единому выводу, стоит ли продлевать изучение «Основ религиозных культур» еще и на шестой класс, т.к. уровень остаточных знаний детей после годичного обучения, по-видимому, остается невысоким. И, наконец, вызывает беспокойство отсутствие единого разработанного учебно-методического комплекса, который педагоги могли бы взять за основу», — считает Олег Ломакин.
К дискуссии присоединились члены палаты, которые в рамках подготовки к заседанию посетили несколько ульяновских школ, чтобы ознакомиться с учебными планами и выяснить у руководителей образовательных учреждений и преподавателей, насколько успешно, по их мнению, данный предмет введен в учебный процесс. Параллельно представители ОП предлагали учителям, ведущим «Основы религиозных культур и светской этики», ответить на несколько вопросов анкеты. По результатам их обработки выяснилось, что подавляющее большинство (19 из 20 опрошенных) положительно относятся к введению курса. По мнению 80% респондентов, занятия будут способствовать культурному и духовному развитию детей, 75% указали, что изучение основ религиозных культур и светской этики может помочь в расширении кругозора учащихся, воспитании культуры межнационального общения и уважительного отношения к старшим. Однако чуть менее половины опрошенных педагогов уверены в пользе предмета для формирования уважительного отношения к различным мировоззрениям, культурам и религиям. Кроме того, 70% учителей заявили, что большинство школьников проявляют интерес к этой учебной дисциплине, а 65% высказали мнение, что в таком обучении заинтересованы также и родители.
Член Общественной палаты, имам-хатыб мечети «Махалля №1» г. Ульяновска Расуль Фаткуллов побывал в СОШ №61 и №62, где ребятам преподается модуль «основы исламской культуры». Он узнал, что в первой из школ занятия сегодня не ведутся, т.к. единственный преподаватель ушла в декретный отпуск. А в школе № 62, где основы исламской культуры изучают 11 человек, основным источником информации, которая преподносится детям, для педагога является Интернет, и это весьма опасно учитывая огромное количество размещенных во всемирной сети сайтов экстремистского содержания. «В нашем регионе межнациональных и межрелигиозных конфликтов в школах не отмечено. Однако я помню ситуации, когда в ряде образовательных учреждений игнорировались интересы нескольких детей, исповедующих ислам. Отрадно, что во всех случаях заинтересованным сторонам удалось договориться, а в виде компромисса детей стали обучать основам светской этики. Гораздо больше нашу общину волнует перспектива запрета ношения головных платков (хиджабов) для старшеклассниц-мусульманок, что видится вполне реальным в связи с разработкой федерального закона о введении школьной формы», — отметил Расуль Фаткуллов.
Продолжив тему, председатель Общественной палаты Нина Дергунова подняла вопрос о несоответствии ряда положений, содержащихся в религиозных текстах, официальным научным фактам. «В частности, всем известное библейское утверждение о сотворении мира за 7 дней противоречит изучаемой школьниками на биологии теории эволюции, и таких примеров можно назвать немало. Не совсем понятно, что в итоге останется в головах у детей, если одновременно знакомить их с противоречащими друг другу знаниям. Также неясно, каким образом знакомство ребят с основами одной лишь религии, которую они исповедуют, способствует формированию толерантного отношения к представителям других конфессий», — поделилась Нина Дергунова. Комментируя ее высказывание, председатель отдела по взаимодействию с учреждениями здравоохранения Симбирской митрополии, иерей Дмитрий Субботин пояснил, что учиться трактовать подобные противоречия преподаватели «Основ религиозных культур и светской этики» должны на курсах повышения квалификации. А постижение основ собственной веры никак не препятствует воспитанию уважительного отношения к другим, поскольку все традиционные религии проповедуют мирное сосуществование и сотрудничество. Завершая своре выступление, Дмитрий Субботин поделился уверенностью, что с национализмом и ваххабизмом школьнику гораздо реальнее познакомиться не в учебной аудитории, а в социальных сетях, и именно с последним явлением обществу нужно активно бороться.
Член ОП Алексей Клочков по итогам своего визита в средние школы №50 и №63 поддержал позицию Олега Ломакина о необходимости более внимательно подходить к обучению преподавателей основ религиозных культур и светской этики на курсах повышения квалификации. При этом священнослужители должны иметь возможность посещать такие уроки, чтобы проводить квалифицированную экспертизу учебных планов и содержания занятий и лично консультировать педагогов. Его коллега Вячеслав Николаев озвучил предложение проводить открытые занятия и мастер-классы с участием преподавателей, которые достигли особенно впечатляющих успехов в обучении школьников новому предмету (таких, как учитель музыки СОШ №29 Ольга Шамшетдинова, ведущая модуль «Основы мировых религиозных культур»), чтобы распространять накопленный ими опыт во всех образовательных учреждениях региона.
Далее выступил доктор культурологии, профессор кафедры философии и культурологии УлГПУ, куратор направления «Теология» в этом вузе Денис Макаров. По его словам, большинство преподавателей «Основ религиозных культур и светской этики» проходят обучение в Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, однако лицензию на осуществление профессиональной подготовки по этому направлению имеет пока только педагогический университет, в 2011 г. открывший специальность «Теология». В регионе работают курсы для учителей и при Симбирской и Новоспасской епархии РПЦ, однако в связи с их значительной продолжительностью (3 раза в неделю в течение полугода) посещать их для многих учителей проблематично. «Отмечу, что в большинстве ульяновских школ сегодня изучаются основы светской этики, поскольку это более финансово выгодно, чем внедрять в одном образовательном учреждении два модуля: основы православной и исламской культуры – одновременно, ведь для каждого курса нужны будут отдельные педагоги, комплект учебных материалов и помещения», — пояснил Денис Макаров.
Подводя итоги дискуссии, Нина Дергунова выступила с предложением пригласить на одно из ближайших расширенных заседаний Совета Общественной палаты представителей регионального Министерства образования для обсуждения вопросов о разработке единого учебно-методического комплекса по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» и критериев оценки остаточных знаний школьников, о возможности посещения уроков священнослужителями для оценки их качества, а также обеспечения финансирования преподавания двух «религиозных» модулей одновременно при имеющемся на то желании школьников и их родителей. Кроме того, палата планирует совместно с Минобром отметить заслуги учителей, известных благодаря своему творческому подходу к преподаванию данной дисциплины.
Дмитрий Субботин, в свою очередь, порекомендовал активизировать работу по обнаружению и закрытию сайтов и страниц в социальных сетях, распространяющих информацию националистического и экстремистского характера. В Ульяновской области уже накоплен позитивный опыт подобной деятельности: успешно действует общественная организация «Лига безопасного Интернета», а в УлГПУ из студентов профильных специальностей образована кибердружина по борьбе с опасным контентом в глобальной сети.