12 марта 2013 года в Общественной палате собралась рабочая группа по обсуждению проекта закона «Об общественном контроле в Ульяновской области». Отметив, что разработка и принятие законопроекта для региона очень актуальны, участники мероприятия обменялись мнениями относительно ключевых положений будущего документа.

   «О необходимости регионального закона «Об общественном контроле» ульяновская палата впервые заговорила в конце 2011 года. Обсуждение его концепции стартовало в рамках областного Гражданского форума, прошедшего в феврале 2012 года. К августу был подготовлен первый проект документа, однако, посоветовавшись со специалистами Государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области, членами ОП было принято решение «придержать» процесс его доработки до момента вступления в силу аналогичного федерального закона, который до настоящего времени не принят. Теперь, спустя полгода, дискуссию решено возобновить», — отметила, отрывая заседание, председатель Общественной палаты Нина Дергунова.

   На сегодняшний день палатой подготовлено два альтернативных законопроекта «Об общественном контроле»: в разработке первого приняли участие преподаватели Юридического факультета УлГУ, основой для второго стал закон Пермского края – единственного региона России, где данный нормативно-правовой акт действует уже больше года. Содержание обоих разработанных в Ульяновске законопроектов признано в целом схожим, однако отмечается и ряд различий. Так, в первом варианте под понятием «общественный контроль» подразумевается деятельность комиссий, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений со стороны региональных и местных органов власти, а также предприятий, учреждений и иных лиц, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, во втором же общественный контроль рассматривается как непосредственное наблюдение гражданами или их объединениями за соблюдением прав и законных интересов жителей региона. Различается и круг предполагаемых субъектов осуществления контроля: в варианте, предложенном сотрудниками УлГУ, в их число войдет специально создаваемая областная комиссия при Общественной палате Ульяновской области и местные комиссии, которые планируется сформировать при муниципальных ОП, а в альтернативном законопроекте (подобном пермскому) полномочиями наделяются региональная группа общественного (гражданского) контроля, а также отдельные граждане и общественные объединения. Причем в этом варианте документа предполагается ограничить сферы их деятельности вопросами здравоохранения и социального обслуживания населения.

   Присутствовавший на встрече председатель Комитета по социальной политике, государственному и муниципальному строительству и делам молодежи Законодательного Собрания Ульяновской области Игорь Тихонов заявил, что для того, чтобы выбрать из двух имеющихся проектов закона наиболее предпочтительный и приступить к его доработке, необходимо, прежде всего, уяснить цель принятия нормативно-правового акта, то есть тот существующий в региональном социуме конфликт, который он призван решить. «В соответствии с российским законодательством, правом осуществлять общественный контроль наделены все граждане страны, однако четкого порядка организации этого процесса не разработано до сих пор. «По факту гражданский контроль в нашей области уже осуществляется как активными общественниками, так и НКО и иными объединениями. Немало структур, выполняющих данную функцию, создано при различных органах власти. Следовательно, основной задачей является организация системной работы всех этих субъектов, механизма координации их усилий, чтобы помочь ульяновцам отстаивать свои законные права и интересы», — проинформировал депутат.

   Основная дискуссия развернулась относительно нескольких ключевых положений будущего законопроекта. Заместитель председателя Общественной палаты Татьяна Сергеева отметила необходимость договориться, следует ли сосредоточиться на реализации гражданского контроля в отдельных направлениях (в числе предложенных фигурировали следующие сферы: ЖКХ, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, физическая культура и спорт) или зафиксировать в законе неограниченное число его объектов, включая деятельность частных организаций и учреждений. Руководитель комиссии по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош считает уместным отразить в тексте документа, каким образом будет выстраиваться взаимодействие между координирующим органом — региональной комиссией или группой – и отдельными общественниками или их группами, реализующими эту работу автономно. Нина Дергунова, в свою очередь, поинтересовалась, каковы должны быть количество и численность комиссий или групп по осуществлению общественного контроля в регионе для достижения его наибольшей эффективности. А заместитель директора Государственно-правового департамента Правительства Ульяновской области Валерия Малышева высказала мнение о том, что разработчикам законопроекта следует также разобраться с предполагаемыми принципами формирования контролирующих структур и регламентом их работы.

   Согласившись с тем, что все указанные вопросы требуют дальнейшего обсуждения, члены рабочей группы договорились собраться повторно в ближайшее время. Кроме того, они напомнили, что принять участие в разработке проекта закона «Об общественном контроле в Ульяновской области» могут все заинтересованные граждане. Для этого необходимо ознакомиться с двумя имеющимися законопроектами, размещенными на официальном сайте ОП (во вложенных файлах) и до 29 марта 2013 г. направить свои замечания и предложения на e-mail: opuo@list.ru. Первые отзывы жителей региона уже начали поступать в палату.