Об этом заявила член Общественной палаты Ульяновской области Наталья Емангулова, открывая дискуссию на тему: «Воспитание культуры толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья в молодежной среде». В качестве организаторов мероприятия, прошедшего 5 марта 2013 г., выступили две профильные комиссии ОП: Комиссия по вопросам молодежной и культурной политики и Комиссия по социальным вопросам.
Как это часто бывает, круг вопросов, которые затронули участники заседания, оказался гораздо шире заявленной темы. Наталья Емангулова представила собравшимся фильм, созданный членами возглавляемой ею Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников «Преодоление», в котором наглядно рассказывается о правилах общения людьми с ограниченными возможностями. Его демонстрация, наряду с проведением тематических игр, является неотъемлемой частью уроков толерантности, которые представители организации проводят в образовательных учреждениях Димитровграда. «В Год равных возможностей, объявленный в регионе, особое значение приобретают вопросы создания доступной среды для лиц с проблемами здоровья, обеспечения им равного доступа к обучению, трудовой деятельности и иным сферам жизни. Если еще 10-15 лет назад при слове «инвалид» в сознании обывателя возникала ассоциация «несчастный, жалкий человек», то сегодня это отношение меняется. Однако до сих пор многие чувствуют себя неловко, наблюдая или общаясь с человеком со сложной формой инвалидности. Поэтому главное на сегодняшний день – изменить образ мышления людей», — считает Емангулова.
Присоединившаяся к обсуждению главный специалист отдела общегообразования Департамента дошкольного, общего и дополнительногообразования регионального Минобразования Татьяна Портнова рассказала о направлениях реализации в регионе федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 гг. «Право на получение образования неотъемлемо для каждого человека, однако далеко не все школы на сегодняшний день приспособлены для обучения детей-инвалидов. Кроме того, такие ребята часто сталкиваются с негативным отношением к себе со стороны одноклассников и даже их родителей. Считаю, что прежний подход – обучение в специальных коррекционных школах, интернатах или на дому – на сегодня устарел, отметила Татьяна Александровна. – К ФЦП «Доступная среда» Ульяновская область присоединилась в 2011 году. В 2012 г. на создание условий для совместного обучения обычных детей и их сверстников, имеющих проблемы со здоровьем, в 8-ми образовательных учреждениях было выделено 13 млн. руб. из федерального бюджета, еще 10 млн. руб. составило муниципальное софинансирование. В наступившем году планируется запустить программы инклюзивного образования еще в 15 школах, на каждую из которых будет потрачено порядка 2,6 млн. рублей. Средства пойдут на установку пандусов и поручней, расширение входных групп, нивелирование пороговых зон, установку навигационного оборудования. Нашей основной задачей является организация доступа для ребенка, передвигающегося, к примеру, на инвалидной коляске, хотя бы на 1-2 этажи зданий школ, где, как правило, расположены актовый и спортивный залы, библиотека, столовая, несколько учебных классов». По словам Татьяны Портновой, переоборудование каждого образовательного учреждения сопровождается внесением изменений в программу его развития, куда входит ряд мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к данной категории населения. Ежегодно педагоги, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями, проходят курсы повышения квалификации — в 2013 году обучение по различным формам пройдут более 50 человек.
Докладчик также проинформировала, что в регионе активно развивается дистанционное образование, возможностями которого пользуются 484 ребенка-инвалида. На средства из федерального бюджета (60,5 млн. руб. в 2009-2010 гг., 5,4 млн. руб. в 2011 г., 7 млн. руб. в 2012 г.) ребята и их педагоги обеспечиваются индивидуальными компьютерами с выходом в Интернет. Однако это не значит, что ученик и учитель никогда не видятся лично: в начальных классах занятия при их непосредственном контакте занимают 98% времени, однако впоследствии его доля постепенно снижается до 50% в пользу online-уроков.
Об имеющихся проблемах в сфере обеспечения инклюзивного образования также упомянула заведующая центром инклюзивного образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Анна Барбитова: «К ним относятся отсутствие законодательной базы (закон об образовании лиц с органичными возможностями здоровья пока существует только в Москве, в нашей области проект подобного закона принят не был), необходимость сокращения числа детей в классах, где обучаются инвалиды. Кроме того, не каждый педагог согласится на увеличение собственной нагрузки, что неизбежно в подобных случаях. Не менее серьезным препятствием остается отсутствие четко выстроенного взаимодействия между региональными министерствами образования и здравоохранения, а также общественными организациями, работающими с ребятами с ограниченными возможностями». По словам Барбитовой, всего в регионе инклюзивное образование в рамках программы «Доступная среда» реализуется в 18 учреждениях области: средних школах № 21, 28, 51, 82, лицее № 11 и гимназии №44 г. Ульяновска, СОШ № 10 и № 19 г. Димитровграда. По две такие школы работают в Павловском, Барышском и Новомалыклинском районах, по одной – в Старокулаткинском, Тереньгульском, Старомайнском и Цильнинском.
Далее представители Общественной палаты предложили выслушать тех, чья жизнь непосредственно связана с воспитанием детей-инвалидов. Члены сообщества «Солнце для всех», объединяющего родителей таких ребят, согласились рассказать о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться, и случаями непонимания со стороны региональных чиновников. В своих выступлениях многие были очень эмоциональны. К примеру, Оксана Ушкур опровергла заявление Татьяны Портновой о том, что в регионе регулярно ведется мониторинг ребят с ограниченными возможностями, желающих и способных учиться в общеобразовательных школах: «Ко мне как маме 8-летнего сына с диагнозом ДЦП ни разу никто не обращался с вопросом о предпочтительном месте учебы. Напротив, я неоднократно спрашивала директорами близлежащих школ №17 и № 20 о возможности принять в класс моего ребенка, но пока положительного ответа не получила».
Еще один член сообщества «Солнце для всех» Екатерина Маркова проинформировала, что за 2 последних года, несмотря на неоднократно проходившие тематические совещания с участием первых лиц региона, проблем для детей-инвалидов и их родителей не становится меньше. «В прошлом году в Ульяновске состоялось громкое открытие после ремонта детского сада №186, две группы в котором предназначены для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Однако мебель (стулья, кровати) и другая техника в них совершенно не приспособлены для малоподвижных ребят. Возникает вопрос: почему нас, родителей, не спросили, в каком оборудовании нуждаются дети с данными заболеваниями?», — выразила недоумение Екатерина Маркова. Ее единомышленница Светлана Карпова добавила, что длина поручня для обучения ходьбе в данном детсаде составляет всего полтора метра – и это на 8 детей, не работает бассейн и сенсорная комната, а в штате учреждения нет ни квалифицированного массажиста, ни логопеда, ни психолога. «Складывается впечатление, что под прикрытием Года равных возможностей в области осваиваются огромные деньги, но при этом ситуация к лучшему не меняется, — поделилась Светлана Карпова. — Мне, как и другим матерям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в обществе сегодня некомфортно. В детсадах и школах к нашим ребятам продолжают относиться предвзято. Прежде всего, это касается родителей здоровых детей, уверенных в том, что присутствие «проблемного» одноклассника негативно скажется на учебном процессе, что в большинстве случаев не соответствует действительности».
В сложившихся условиях тем более ценной является деятельность НКО и иных учреждений, работающих в сфере поддержки и реабилитации инвалидов. Член сообщества «Солнце для всех» Ирина Коростылева рассказала о деятельности организации, объединяющей 80 семей, которые самостоятельно изыскивают финансовые средства на реализацию уставной деятельности. По словам директора Департамента молодежной политики Ульяновской области Сергея Терехина, одним из наиболее активных в регионе является Молодежный инициативный центр, проводящий аналогичную работу в рамках проекта «Добро». Директор реабилитационного центра «Подсолнух» Татьяна Лучникова предложила изучить возможность организации в ульяновских кинотеатрах бесплатных просмотров документальных и художественных фильмов, пропагандирующих толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями. А директор культурно-спортивного центра региональных организаций Всероссийского общества слепых Лидия Анципович поделилась опытом реализации программы «Искусство души», в рамках которой инвалидам по зрению предоставляется возможность бесплатно посетить с экскурсиями крупнейшие музеи областного центра.
В завершение члены Общественной палаты сформулировали ряд предложений. Заместитель председателя ОП Татьяна Сергеева считает необходимым региона провести мониторинг всех общественных организаций, чья деятельность связана с образованием и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья, наладить систему взаимодействия между различными подразделениями Правительства, ответственными за эту работу. «Уверена, что создание доступной среды нужно начинать не со школ, а с домов, где проживают инвалиды. Можно вложить огромные деньги в оснащение образовательного учреждения, при этом ребенок все равно не будет там учиться элементарно по причине того, что не сможет выйти или выехать из собственного подъезда», — заявила Сергеева. Продолжив тему, руководитель Комиссии палаты по социальным вопросам Людмила Ляшенко поделилась мнением о необходимости создания фильмов и социальной рекламы для распространения по школам, ссузам и вузам.
По итогам совместного заседания комиссий его участники пришли к выводу, что в деле воспитания толерантного отношения к инвалидам каждый может и должен начать с себя. Кроме того, члены Общественной палаты договорились не останавливаться на достигнутом, заявив о намерении непременно продолжить обсуждение темы на последующих заседаниях. Суммирование и анализ всех высказанные в ходе мероприятия замечаний и предложений станет первым шагом к дальнейшей работе.