24 января 2013 года в Общественной палате Ульяновской области стартовала серия слушаний отчетов заместителей Председателя Правительства Ульяновской области. Второй год подряд, согласно распоряжению Губернатора Сергея Морозова, его заместители представляют на обсуждение ОП доклады о проделанной работе в рамках курируемых ими направлений за 2012 год и планах на год наступивший. Первым перед членами палаты выступил Первый заместитель Председателя Правительства региона Александр Пинков.

   «В минувшем году нам удалось не только реанимировать экономику, но и обеспечить необходимую качественную динамику развития Ульяновской области», — так начал свое выступление докладчик. По словам Пинкова, в 2012 г. Ульяновская область заняла 4 место в рейтинге социально-экономического развития среди субъектов Приволжского федерального округа. «Впервые в минувшем году 33 показателя рейтинга имели положительную динамику: наш регион, к примеру, занял лидирующие позиции в ПФО по темпам ввода жилья, объему полученной предприятиями прибыли и уровню занятости населения. Несмотря на это, увеличение объемов выпускаемой промышленной продукции по-прежнему остается одной из наших приоритетных задач, как и повышение средней заработной платы, которая на сегодняшний день составляет порядка 17100 рублей (10 место в Поволжье)», — отметил Александр Петрович. По планам регионального Правительства, в будущем году средняя зарплата на предприятиях увеличится на 17-20% и составит порядка 20 тысяч рублей. Кроме того, в 2012 г. в области было создано 20050 новых рабочих мест, а в будущем году их количество будет увеличено еще на 800 (до 20850).

   Александр Пинков кратко охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в отдельных отраслях ульяновской экономики. Так, без работы в ближайшем будущем не останется одно из градообразующих предприятий – ЗАО «Авиастар-СП», получившее госзаказ на сборку 39 самолетов Ил-76МД. Контракт на производство еще 60 самолетов для нужд МЧС планируется заключить в наступившем году. Согласно данным отчета, объем производства Ульяновского механического завода в 2012 г. составил 11 млрд. руб., это значительно превышает показатели 5-летней давности – 600 млн. руб. Для ОАО «УАЗ» этот показатель еще выше — 27 млрд. руб., всего за год предприятием было произведено почти 70,5 тысяч автомобилей. «Тяжелым остается положение дел в легкой промышленности, хотя и здесь заметны позитивные сдвиги: во второй половине текущего года в Барышском районе вновь заработает суконно-текстильная фабрика им. Гладышева на 400 рабочих мест, предназначенная для производства шинельного сукна и одеял», – проинформировал Александр Пинков.

   Согласно озвученному докладу, область не собирается останавливаться и на развитии транспортной системы: в 2013 г. предполагается организация авиарейсов из Ульяновска в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Уфу, Пермь, Саратов и даже международного маршрута в Германию. В декабре 2012 года властями получено около 138 млн. руб. на закупку трех новых трамваев, 31 автобуса и троллейбусов (14 – за 2013-2014 гг.).

   379,8 млн. руб. планируется направить на ремонт автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, что позволит привести в порядок порядка 130 км трасс. 262,4 млн. руб. будет в текущем году выделено на строительство автодорог местного значения, в том числе на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение» (162,4 млн. руб.), в п. Цемзавод Сенгилеевского района (30 млн. руб.), а также на проектирование и строительство мостового перехода через р. Малая Сарка в с. Ждамирово на автодороге «Сурское-Шумерля» (70,0 млн. руб.). Всего в 2013 г. власти региона рассчитывают отремонтировать порядка 200 км автодорог регионального и межмуниципального значения и более 900 тыс. кв. м. – местного. С наступлением весны в Ульяновске начнется строительство развязки, ведущей с Президентского моста (левого берега) на улицы Оренбургская и Врача Михайлова по аналогии с аналогичной трассой в Правобережье.

   Заместитель Председателя Правительства региона также озвучил данные об объеме введенного в 2012 году жилья, составившем 607,6 тыс. кв. м., пообещав к 2016 году вывести этот показатель на уровень 1 млн. кв. м.

   Несмотря на довольно оптимистичные показатели отчета, присутствовавшие на слушаниях задали докладчику немало каверзных вопросов. Председатель Общественной палаты Ульяновской области Нина Дергунова привела данные рейтинга российских регионов за 2012 год, опубликованного информационным агентством «РИА Новости». «Согласно представленной информации, Ульяновская область занимает 54 место среди субъектов РФ по качеству жизни. В частности, ниже общероссийских такие показатели, как удельный вес площадей, оборудованных горячим водоснабжением, удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами, плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, а уровень износа коммунальной инфраструктуры, напротив, превышает среднее значение по стране. Кроме того по объему внутреннего регионального продукта на душу населения — 135 тыс. руб. – наш регион в два раза уступает показателям Республики Татарстан и в 1,5 раза – Самарской области. Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы динамика промышленного развития была более ощутимой, а отставание от более благополучных соседей постепенно сокращалось? — поинтересовалась председатель ОП. – Кроме того, не совсем понятно, какой эффект создает поддержание действующих и открытие новых производств для простого человека, его качества жизни. Ведь доля населения с заработной платой ниже прожиточного минимума в Ульяновской области составляет 18%, что на 3% превышает среднее значение по России». На это Александр Пинков ответил, что в 2012 г. уровень средней зарплаты по области вырос на 15% при запланированном показателе 20%. Это, конечно, ниже цифр, зарегистрированных в 2006-2009 гг., но только лишь потому, что оплата труда в регионе начала расти с «низкого старта». На всех недавно созданных предприятиях оплата труда составляет 27-30 тыс. руб. «Правительство создает для внешних инвесторов уникальные условия, на 10-15 лет освобождая их от уплаты налогов, чтобы они активнее приходили в регион», — сообщил докладчик.

   Член Общественной палаты Алексей Клочков поинтересовался, справедливо ли, по мнению Александра Пинкова, что он, токарь-револьверщик ЗАО «Авиастар-СП» 4 разряда получил за декабрь 2012 г. зарплату чуть более 11300 рублей. Продолжив тему, председатель ОП Нина Дергунова отметила, что «средняя заработная плата» — показатель достаточно лукавый – вместо него в статистических отчетах следует приводить ту цифру заплаты, которую получает наибольшее количество работающих по отдельным отраслям и региону в целом.

   С достаточно резким заявлением выступил первый секретарь ульяновского обкома КПРФ Александр Кругликов: «В последние годы в России принято немало кодексов: земельный, жилищно-коммунальный, водный, лесной, однако никто до сих пор не задался вопросом, насколько эффективны эти нововведения. Предлагаю Вам совместно с Законодательным Собранием, депутатом которого я являюсь, проанализировать этот вопрос. Следующее замечание: в 2013 г. в регионе «тормознули» реализацию 33-х областных целевых программ – спрашивается, зачем нужно было принимать такое количество ОЦП, если Правительству было известно, что денег на их финансирование в региональном бюджете недостаточно? По-прежнему актуальным в Ульяновской области остается кадровый вопрос. При имеющемся дефиците рабочих кадров профессий многие техникумы и колледжи занимаются подготовкой специалистов, которых в регионе уже более, чем достаточно, — например, юристов. Не внушает оптимизма и высокая стоимость внебюджетного обучения в вузах для будущих инженеров – в УлГТУ она, например, составляет 120 тыс. руб. в год. Как Вы думаете, много ли семей смогут «потянуть» такие траты?»

   В качестве комментария Александр Пинков высказал мнение, что анализ действенности принятых кодексов – прерогатива не региональных, а федеральных властей. По мнению палаты, сказанное свидетельствует о его личной незаинтересованности и неготовности областного Правительства отслеживать, насколько эффективны принятые законы, и в случае наличия сомнений или негативных последствий их принятия озвучивать такие факты коллегам из Москвы.

   Первый заместитель Председателя Правительства Ульяновской области объяснил, что приостановка ОЦП объясняется тем, что в соответствии с поручением президента РФ значительный объем средств регионального бюджета – 1,5 млрд. руб. — в 2012 г. был направлен на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, поэтому реализация целевых программ финансировалась по остаточному принципу. Здесь у ОП возникает вопрос о наполняемости регионального бюджета, ведь недостаточность средств на исполнения ОЦП свидетельствует о несовершенстве механизма.

   «Согласен, что высококвалифицированных рабочих в области действительно не хватает. В конце 2012 года я «вышел» на губернатора по вопросу воссоздания областного координационного совета, который будет взаимодействовать с ПТУ, ссузами и вузами с целью разработки оптимальной структуры подготовки кадров, соответствующей потребностям региона. К настоящему моменту все необходимые документы уже подписаны Сергеем Морозовым», — пояснил Пинков.

   Следующий вопрос прозвучал из уст заместителя председателя Ульяновской территориальной организации профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения Анатолия Юмалина, который проинформировал об имеющейся озабоченности трудового коллектива судьбой Димитровградского автоагрегатного завода. Дело в том, что на площадке ОАО «ДААЗ» создаются 4 различных общества с ограниченной ответственностью, причем нынешнее руководство завода не видит необходимости информировать рабочих о своих дальнейших планах. Это не может не волновать сотрудников предприятия, которое является одним из градообразующих, — они опасаются потерять свои рабочие места. И не случайно: на предприятии планируется вторая волна сокращений. Средняя зарплата сотрудников низкая. Кроме того, коллективный трудовой договор работодателем до настоящего времени не подписан. «С описанным Вами положением дел я знаком, поскольку ранее встречался с председателем профкома предприятия Владимиром Безруковым. Постараюсь разобраться в ситуации и содействовать подписанию колдоговора, — пообещал зампред.- Что касается сокращений, они связаны с тем, что ОАО «Автоваз», который обеспечивает деталями Димитровградский завод, постепенно переходит на работу с другими поставщиками. В случае же потери работы сотрудники ОАО «ДААЗ» могут трудоустраиваться на Ульяновском автозаводе».

   Еще один представитель ульяновской палаты, руководитель комиссии по социальным вопросам Людмила Ляшенко обратила внимание на излишне мягкие условия, которые создают для внешних инвесторов члены регионального Правительства. «Помимо предоставляемых налоговых льгот, область строит для них дороги и иную инфраструктуру, проводит необходимые коммуникации. Не кажется ли Вам, что у бизнесменов, получающих прибыль от предпринимательской деятельности на территории Ульяновской области, должны быть определенные социальные обязательства перед ее жителями? Они могли бы, к примеру, за свой счет обучать высококвалифицированных специалистов для нужд региона», — заявила Людмила Ляшенко. Однако Александр Пинков отнесся в этой идее весьма скептически, считая, что выступать с подобными требованиями руководству края пока рановато – это может испугать потенциальных инвесторов, которые уже сегодня вносят значительную долю налогов в местный бюджет – 2,2 млрд. руб. в 2012 году.

   Не забывая о том, что в 2010-2011 гг. Александр Петрович был мэром г. Ульяновска, присутствовавший на встрече Сергей Заика, старший по дому №12 по ул. Авиастроителей, продемонстрировал специально подготовленный видеоролик, рассказывающий о неправомерном, по его мнению, решении городской администрации выделить участок во дворе их жилого дома под строительство шашлычной вместо оборудования детской площадки, как того хотели жильцы. «Теперь под окнами располагается круглосуточная стоянка автомобилей, раздается громкая музыка и собираются нетрезвые компании. Собственники квартир в нашем и соседних домах собрали около 1000 подписей в знак протеста, однако ситуация до сих пор не сдвинулась с «мертвой точки», — возмутился Сергей Заика. Выступив в его поддержку, председатель Общественной палаты Нина Дергунова подчеркнула, что подобные проблемы уже трижды за последние месяцы обсуждались в ОП с участием представителей мэрии, но пока членам палаты не удалось убедить их (заместителя Главы администрации г. Ульяновска Аллу Садретдинову) в необходимости совершенствования законодательного регулировании вопросов «точечной застройки» на территории областного центра. Однако «сдаваться» члены палаты не собираются.

   В завершение заместитель председателя ОП Татьяна Сергеева обратилась с пожеланием в адрес Александра Пинкова жестче контролировать деятельность подотчетных чиновников, чтобы не допускать ситуаций, аналогичных делу экс-министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области Вячеслава Кублика, привлеченного в 2012 г. к уголовной ответственности за мошенничество и злоупотребление служебными полномочиями. Она также порекомендовала первым лицам региона не давать невыполнимых обещаний, как это было в случае с установкой новых бордюров в Ульяновске, которые, несмотря на ранее данные заверения представителей мэрии в их износостойкости, до сих пор регулярно красят вперед приездом в регион «высоких» гостей. Ее коллега, руководитель Комиссии ОП по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош напомнил о необходимости регионального софинансирования госпрограмм, в особенности касающихся ремонта инженерных систем.

   Итоги встречи подвела Нина Дергунова: «К сожалению, сегодня докладчику не хватило времени, чтобы ответить на все интересующие аудиторию вопросы. Несмотря на это, Общественная палата отмечает усилия Правительства Ульяновской области по сохранению стратегически важных производств и развитию отраслей, находящихся в ведении министерств, подконтрольных Александру Пинкову. Однако мы фиксируем сохраняющееся отставание от более успешных соседних регионов по объемам роста ВРП, что, в частности, является причиной сравнительно более низкой средней заработной платы. ОП согласна с предложением, высказанным Александром Кругликовым, о необходимости предварительной апробации принимаемых на государственном уровне нормативно-правовых актов, многие из которых являются буквально «калькой» с западных законопроектов и не приносят никакой пользы населению. Первым лицам региона следовало бы более критически относиться к подобным законам, а случае их неэффективности своевременно информировать об этом федеральные органы власти.

   Кроме того, следующих докладчиков — заместителей Председателя Правительства Ульяновской области, которые выступят перед членами палаты в ближайшие недели, мы попросим в своих докладах пояснить, как те или иные статистические показатели развития курируемых ими отраслей отразятся на изменении качества жизни рядовых граждан».

   Результатом мероприятия стало заявление Общественной палаты, констатировавшей недостаточность усилий, предпринимаемых региональным Правительством в сферах организации взаимодействия с предпринимательским сообществом с целью обеспечения роста зарплат и вывода «из тени» части доходов работодателей. Члены ОП отметили необходимость создания в области системы подготовки кадров с дальнейшей разработкой взвешенной программы для учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учитывающей кадровые потребности края. Упомянули низкую активность профсоюзов при отстаивании прав трудящихся и налаживании сотрудничества с работодателями и государственными органами власти. По мнению палаты, Правительство региона осуществляет недостаточно серьезный контроль за деятельностью областных государственных унитарных предприятий, что стало одной из причин привело банкротства 6 местных ОГУП.

   В завершение члены ОП выступили с инициативой обратиться к Губернатору Сергею Морозову с просьбой вынести на обсуждение Совета региональных и муниципальных властей поднятый председателем общественной организации «Союз семей военнослужащих, погибших в Афганистане и локальных военных конфликтах» Татьяной Князевской вопрос о необходимости строительства муниципального жилья, а также проблему отсутствия четкого механизма согласования с населением условий передачи земельных участков в частную собственность.