Очередное заседание комиссии Общественной палаты Ульяновской области по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства, прошедшее 15 января 2013 г, было посвящено двум взаимосвязанным темам. Члены комиссии пригласили на мероприятие чиновников, ответственных за вопросы озеленения населенных пунктов и утилизации мусора, попросив их рассказать о проделанной в данных направлениях работе в 2012 году и планах на год наступивший.
По словам директора Департамента природных ресурсов и экологии Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области Андрея Беркутова, с 2007 г. в регионе проходит акция «Посади и вырасти свое дерево», в которой в минувшем году приняли участие порядка 25 тысяч ульяновцев. По итогам акции в области произведена посадка около 141 тысяч деревьев и 30 тысяч кустарников. «В 2013 году мы планируем практически двукратное увеличение объемов посадки. Конечно, есть и проблемы, связанные с отсутствием у участников акции профессиональных знаний и опыта, вследствие чего многие высаженные культуры не приживаются», — отметил Андрей Беркутов.
Комментируя отрицательный ответ на вопрос членов палаты о том, разработаны ли к настоящему моменту планы по озеленению на 2013 год, руководитель комиссии ОП Вячеслав Ярош заявил, что этот вопрос нужно было заранее вынести на заседание областного Совета муниципальных образований. «Сегодня налицо массовое уничтожение зеленых насаждений по берегам Волги. К примеру, несколько лет назад при строительстве нового мостового перехода в г. Ульяновске была произведена вырубка деревьев для прокладки подъездных путей. Чиновниками было дано обещание произвести компенсирующую посадку на данных участках как в Право-, так и в Левобережье, но оно так и не было выполнено», — проинформировал Вячеслав Ярош.
Присоединяясь с сказанному, член ОП, генеральный директор ООО «Дворцовый ряд-МС» Олег Лебеденко заявил, что он лично, как и многие коллеги-предприниматели, готовы провести мероприятия по озеленению территорий, примыкающих к объектам, находящимся в их собственности, однако ни городские, ни областные власти ни разу не «выходили» на бизнесменов с подобной инициативой. Коре того, по мнению членов Общественной палаты, любое строительство домов или иных объектов должно сопровождаться разработкой дендрологического плана участка. По словам Вячеслава Яроша, одним из механизмов решения проблемы может также стать передача городской администрацией прав по уходу за деревьями и кустарниками, растущими вблизи жилых массивов, их собственникам или управляющим организациям, поскольку пока такая ответственность закреплена лишь за 21 ульяновским домом.
Освещая юридическую сторону вопроса, старший помощник прокурора Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Денис Чураков проинформировал, что согласно закону, зеленые насаждения на территориях населенных пунктов не относятся к лесному фонду, и ответственность за их охрану лежит на органах местного самоуправления. По данным статистики, большинство жалоб, поступающих в прокуратуру, сегодня касаются не фактов самовольной вырубки деревьев, а оснований законности выдачи администрациями муниципалитетов разрешений на ее осуществление.
Переходя к проблеме утилизации мусора на территории региона, руководитель комиссии ОП по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства отметил, что в Ульяновской области практически нет предприятий и полигонов, решающих эту задачу.
«Министерством природных ресурсов и экологии РФ подготовлено постановление, согласно которому для организаций, реализующих систему мероприятий, направленных на внедрение малоотходных технологий или их вторичную переработку, величина экологического налога будет сокращена на сумму, соответствующую данным затратам», — сообщил Андрей Беркутов. По словам чиновника, трудность заключается в том, что согласно российскому ФЗ №131 вывоз твердых бытовых отходов относится к вопросам местного значения, при этом у большинства муниципалитетов нет средств даже на разработку проектно-сметной документации для строительства полигонов, которая обходится в сумму от 2,5 до 4 млн. рублей. Для того, чтобы ситуация сдвинулась с «мертвой точки», необходимо осуществить ряд мероприятий: утвердить генеральные схемы санитарной очистки для каждого муниципального образования, привлекать инвесторов для организации работ по сбору, вывозу и переработке мусора, приобретать специальную технику и контейнеры, повысить собираемость платы за вывоз ТБО с населения и за негативное воздействие на окружающую среду – с предприятий.
«Считаю, что в регионе должна быть организована вторичная переработка отходов. Ведь стеклотара, картон, бумага, древесина и т.д., которые жители выбрасывают, тоже может стать сырьем», — прокомментировал Вячеслав Ярош. На это Андрей Беркутов доложил, что в г. Ульяновске по адресу: Московское шоссе, 6Е организована мусоросортировочная линия, однако в настоящее время она не работает по причине нерентабельности. На вопрос Олега Лебеденко, почему в отличие от Ульяновской области, переработка мусора во всем мире является выгодным бизнесом, директор Департамента природных ресурсов и экологии ответил, что причиной является низкая величина тарифа на утилизацию отходов, который, к примеру, ниже установленного в Германии в 7-8 раз и составляет сегодня порядка 40 рублей с человека.
Руководитель отдела благоустройства регионального Министерства энергетики и ЖКК Владимир Прокопенко рассказал членам комиссии ОП о системе мероприятий по озеленению и уборке ТБО в регионе, проведенных в 2012 году, в числе которых: очистка газонов, парков и скверов, побелка и окапывание стволов деревьев, снос сухостойных насаждений, очистка подвалов и чердаков жилых домов и т.д. «В 2012 году по итогам конкурса на звание самого благоустроенного города России Ульяновск занял второе место. Что касается генеральных схем санитарной очистки территорий, сообщаю, что на сегодняшний день они разработаны в Ульяновске, Димитровграде, Новоульяновске, Карсунском, Сенгилеевском и Старомайнском районах, а в остальных муниципалитетах готовы лишь частично. Процесс внедрения схем планируется полностью завершить к 1 июня 2013 года», — пояснил Владимир Прокопенко.
Члены ОП с недоумением восприняли заявление чиновника о необходимости создания в структуре Министерства энергетики и ЖКХ нового департамента, который непосредственно курировал бы указанные вопросы, заявив, что многие функции различных подразделений министерства в настоящий момент уже дублируются, и дальнейшее увеличение бюрократического аппарата, очевидно, не будет способствовать решению накопившихся проблем.
«Рекомендую присутствующим на заседании представителям органов власти изучать и распространять опыт функционирования предприятий по переработке мусора, которые уже открыты на территории Ульяновской области. К примеру, в пгт Мулловка Мелекесского района действует полигон и предприятие по выпуску вторичного картона, на котором трудоустроены около 100 человек. В пгт Новая Майна организовано 150 новых рабочих мест на производстве по переработке пластиковых бутылок. Продукция этих предприятий широко востребована как в нашем регионе, так и за его пределами», — отметил заместитель председателя Общественной палаты Юрий Поляков.
По итогам заседания члены палаты рекомендовали докладчикам направить в адрес ОП свои предложения по повышению эффективности работы органов власти в сфере благоустройства территории региона. Присутствовавшие пришли к договоренности, что большинство из прозвучавших вопросов будут подняты еще раз в ходе слушаний отчетов о деятельности заместителей Председателя Правительства Ульяновской области Александра Пинкова и Александра Чепухина, которые состоятся в Общественной палате в конце января 2013 г.