«О взаимодействии управляющих организаций и собственников жилья по созданию комфортной среды обитания в многоквартирных домах. Проблемы и пути решения» — такой теме Общественная палата Ульяновской области решила посвятить последнее в уходящем году пленарное заседание. Поскольку наличие многочисленных проблем в данной сфере ни у кого не вызывает сомнений, члены ОП попытались разобраться в причинах возникающих конфликтов и ответить на вопрос, может ли взаимодействие между тремя важными субъектами жилищно-коммунальных отношений: государством, управляющими компаниями и жильцами – осуществляться более эффективно и какие действия со стороны власти и общества для этого необходимы.

   Огласив регламент заседания, председатель Общественной палаты Нина Дергунова привела данные Фонда содействия жилищно-коммунального хозяйства РФ, согласно которым на третий квартал 2012 года 75,43% домов в Ульяновской области управляется частными компаниям и 16,74% — товариществами собственников жилья. Результаты опроса, проведенного в регионе в 2010 году, свидетельствуют, что около 54% жителей в целом удовлетворяет качество предоставляемых ими услуг ЖКХ, а 42% имеют к нему претензии, причем наибольшее число недовольных зафиксировано в г. Новоульяновске (47%). С 21 ноября по 5 декабря палата организовала собственную «горячую линию», на которую обратились более 60 граждан. Выяснилось, что большинство респондентов (72,3%) полностью не удовлетворены работой своих управляющих компаний, 16,6% — скорее не удовлетворены, 9,5% — удовлетворены частично. Исходя из информации, предоставленной участниками опроса, были выявлены следующие проблемы, существующие в сфере взаимодействия собственников жилья с управляющими компаниями: они не реагируют на жалобы и обращения (об этом заявили 68,8% респондентов), не отчитываются о расходовании средств (с данным утверждением согласны 65,6%), не информируют об изменении тарифов (60,9%), не проводят встречи и сходы с жителями (53,1%), не информируют об изменении законодательства в области жилищных отношений (50%), другое (41,6%). Многие из звонивших на «горячую линию», жаловались на низкое качество обслуживания и благоустройства домов, а также дворовой территории, грубое отношение к собственникам жилья со стороны работников управляющих организаций, отсутствие возможности оплатить коммунальные услуги через Интернет, а некоторые отмечали даже случаи невыполнения требований договора и фальсификации итогов голосования среди жильцов.

   «Все представленные выше данные свидетельствуют о наличии сразу нескольких актуальных проблем, к которым относятся неудовлетворительное качество работы управляющих компаний, отсутствие прозрачности тарифообразования на коммунальные услуги, острая необходимость проведения капитального ремонта жилого фонда, потребность повышении правовой грамотности граждан для эффективного отстаивания своих интересов. На сегодняшний день государство практически самоустранилось от регулирования отрасли, зачастую не желая осуществлять квалифицированный контроль за функционированием системы ЖКХ или брать на себя совершенствование законодательства в этой сфере», — озвучила свою позицию Нина Дергунова.

   В качестве эксперта на пленарном заседании выступила председатель комиссии по местному самоуправлению и вопросам ЖКХ Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева. В своем выступлении она подчеркнула важность заявленной темы, приведя в доказательство данные, согласно которым около трети всех писем, поступающих в Правительство от граждан страны, касается «коммунальных» проблем, а число россиян, обратившихся с аналогичными жалобами и вопросами в российскую палату, в этом году выросло в полтора раза. «Ситуацию осложняют такие факторы, как ветшающая жилищно-коммунальная инфраструктура – по некоторым данным износ жилого фонда в отдельных регионах составляет до 80%, значительный объем водо- и теплопотерь в сетях, что является одной из причин неоправданно высоких тарифов, отсутствие во многих зданиях общедомовых и внутриквартирных счетчиков, отсутствие независимых экспертов, позиция которых должна учитываться при формировании тарифов региональными энергетическими комиссиями, низкая грамотность и бездействие самих собственников», — отметила Светлана Разворотнева. По ее словам, постановлением Правительства России №731 от 23.09.2010 утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами. Права по осуществлению надзора за его выполнением переданы муниципалитетам, однако регламента, устанавливающего механизмы контроля, не принято до сих пор.

   Светлана Разворотнева упомянула и о последних изменениях в сфере законодательного обеспечения деятельности системы ЖКХ. «По мнению членов нашей комиссии, принятый несколько дней назад закон о создании в субъектах РФ региональных систем капитального ремонтажилья достаточно неплох, поскольку он предоставляет регионам широкие полномочия по формированию очереди с описанием, какие дома и в какие сроки будут подлежать ремонту, а деньги на это выделять из «общего котла». Решено, что все ветхие дома, входившие в государственный реестр на 1 января 2012 г., будут переселены до 2016 года, причем объем государственного софинансирования этой программы составит не 30%, как это было ранее, а около 50%, что облегчит нагрузку на местные бюджеты. В одной из поправок к федеральному закону«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» появилась строка о новом направлении деятельности фонда – модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах (численностью менее 250 тысяч жителей). В разработанной Минрегионом государственной программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России» также содержатся положительные моменты, одним из которых является развитие системы некоммерческой аренды жилья. Всего в Общественной палате РФ в 2012 году прошло 12 слушаний, посвященных экспертизе законопроектов в сфере ЖКХ, и «горячая линия», по итогам которой выяснилось, что реальный рост квартплаты в большинстве регионов превысил заявленные государством 12%. В Ульяновской области повышение составило более 30%», – сообщила руководитель профильной комиссии российской палаты.   Понимая, что только из Москвы обозначенные проблемы не решить, в Общественной палате РФ была сформирована рабочая группа по осуществлению контроля за системой ЖКХ, в состав которой Светлана Разворотнева предложила включить и одного из членов региональной ОП.

   Далее слово взяли главный Государственный жилищный инспектор Ульяновской области Татьяна Картузова. По ее словам, за 9 месяцев 2012 г. в инспекцию поступило 2905 обращений, что на 24% превысило показатель аналогичного периода прошлого года. Учреждением проведены 1742 инспекционные проверки в отношении управляющих организаций, осуществлено 162 выезда в районы области. «По результатам проверок за 1-3 кварталы 9 месяцев 2012 года управляющим организациям выдано 948 предписаний, составлено 1012 протокола об административных правонарушениях, 62 из которых был направлены в адрес мировых судей. За это же время Госжилинспекцией вынесено 884 постановления по делам об административных правонарушениях, в 36% из которых виновные лица привлечены к ответственности в виде наложения штрафов на общую сумму почти 6,5 млн. рублей. Фактически очень редко случается, что проводя проверку, мы не обнаруживаем никаких нарушений», — проинформировала Татьяна Картузова.

   Комментируя представленный доклад, заместитель председателя ОП Ульяновской области Татьяна Сергеева поинтересовалась, в каких формах возможно осуществление общественного контроля за функционированием жилищно-коммунальной системы. В ответной реплике Светлана Разворотнева порекомендовала членам палаты взять на себя функцию составления и обнародования рейтинга управляющих компаний региона, упомянув о том, что согласно готовящимся изменениям в Жилищный кодекс РФ в документе будет прописана роль добровольных общественных контролеров, и представителям ОП будет уместно принять участие в этой работе.

   «Показатели обращений в сфере ЖКХ, начиная с 2008 года, имеют динамику роста. В 2012 году о фактах нарушений прав потребителей заявили 4137 граждан, в том числе 639 – в сфере жилищно-коммунальных услуг. Наши специалисты активно участвуют в судебных процессах по таким делам, оказывают помощьульяновцам в составлении исковых заявлений.За 9 месяцев 2012г. в суды общей юрисдикции было направлено 9 исков по факту нарушения прав потребителей в сфере ЖКХ, по каждому из них были приняты решения о прекращении противоправных действий. Мы также придаем большое значение совершенствованию системы информирования потребителей, предоставляя бесплатные консультации для граждан», — подчеркнул в своем выступлении заместитель руководителя регионального Управления Роспотребнадзора Дмитрий Бородков.

   Отвечая на вопрос Нины Дергуновой о том, кто в регионе является основным субъектом системы правового просвещения населения, он сообщил, что этой работой занимаются сразу несколько государственных учреждений, однако единой системы к настоящему времени не создано. Подключившись к дискуссии, руководитель комиссии Общественной палаты по вопросам бюджетной политики, жилищно-коммунального комплекса, экологии и сельского хозяйства Вячеслав Ярош обратил внимание, что ни один из ульяновских вузов не занимается обучением сотрудников управляющих организаций.

   Сами компании на пленарном заседании ОП представляли председатель правления ЖСК «Комплекс» Виктор Павлов, руководитель УК «МегаЛинк» Александр Николаев, директор «УК «Содружество» Лидия Федосеева и глава ЗАО «ГК «Аметист» Ильдар Сеюков. Виктор Павлов и Лидия Федосеева поделились положительным опытом работы, отметив, что в основе успеха – сформировавшееся взаимное доверие между сотрудниками управляющих организаций и собственниками многоквартирных домов. Однако их коллеги сформулировали целый ряд факторов, препятствующих их эффективной работе.

   «Наибольшие сложности возникают при взаимодействии с ресурсоснабжающими компаниями, которые возлагают на нас ответственность за неоплату коммунальных услуг должниками, которые есть практически в каждом доме. К тому же во многих случаях отключить подачу воды или других ресурсов злостному неплательщику, к примеру, если он проживает в «малосемейке», невозможно, поскольку это нарушит права других жильцов, — заявил Александр Николаев. — Считаю необходимым изменить российское законодательство в сфере предоставления гражданам муниципальных площадей. Если человек не может оплачивать услуги ЖКХ в течение определенного периода, муниципалитет должен быть наделен правом переселить его в квартиру или комнату меньшей площади. И наоборот — предоставлять лучшие жилищные условия семьям, готовым за это платить».

   По мнению Ильдара Сеюкова, вместо того, чтобы реализовать потребности собственников, сегодня управляющие компании тратят массу энергии на преодоление предвзято негативного отношения к себе. Требования, которые ульяновцы предъявляют к организациям, обслуживающим их дома, растут с каждым годом, а любые их инициативы изначально воспринимают «в штыки». «Считаю задачей властей предотвращение случаев мошенничества со стороны управляющих компаний, заинтересованных не в предоставлении услуг населению, а в извлечении максимальной прибыли. С другой стороны, собственники зачастую заявляют о неготовности оплачивать полный перечень коммунальных услуг, обозначенный в законе, поскольку это приведет к резкому росту тарифов ЖКХ, а выполняя минимально необходимый объем работ по содержанию дома УК подвергаются санкциям со стороны контролирующих органов. Итогом такого «замкнутого круга» становится уход многих управляющих организаций с рынка. Что касается рейтинговой системы, я не сторонник ее введения, ведь каждый рейтинг субъективен и может стать инструментом манипулирования и нечестной конкуренции», – поделился директор ГК «Аметист».

   Заключительным пунктом повестки дня стало рассмотрение проекта типового договора по управлению многоквартирным домом, который представил и.о. директора Департамента жилищно-коммунального комплекса Правительства Ульяновской области Алексей Никитин. Проинформировав, что документ отражает все ключевые положения российского жилищного законодательства, определяет права и обязанности сторон, состав общего имущества в многоквартирном доме, перечень и стоимость работ по его содержанию, форму годового отчета руководителя управляющей компании перед собственниками, перечень технической документации на многоквартирный дом и раскрывает многие другие важные понятия, чиновник обратился к Общественной палате с просьбой внимательно изучить проект договора, на что получил согласие членов ОП.

   По заверению Нины Дергуновой, решение палаты по итогам мероприятия будет подготовлено до конца 2012 года. В его текст войдут рекомендации по разработке критериев, предъявляемых к управляющим компаниям для их допуска на рынок, а также рейтинга УК, рассмотрению возможности организации независимой общественной экспертизы в данной сфере, реализации программ по повышению уровня правовой грамотности собственников жилья, освещению успешного опыта взаимодействия управляющих организаций и собственников жилья на региональном уровне, активизации сотрудничества членов Общественной палаты Ульяновской области с московскими коллегамии многие другие озвученные предложения.

   Пленарное заседание завершилось «уроком толерантности», который для его участников провела член ОП, председатель Димитровградской местной общественной организации инвалидов-опорников«Преодоление» Наталья Емангулова. В преддверие 2013 г., объявленного Губернатором Ульяновской области Сергеем Морозовым годом равных возможностей, она рассказала о правилах общения с различными категориями инвалидов.