13 ноября 2012 года в Общественной палате России прошли публичные слушания по экспертизе проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», организованные профильной комиссией ОПРФ. Ульяновскую область на мероприятии представляли заместитель министра образования Ирина Балашова и члены региональной палаты – директор НОУ «Школа речевого мастерства» Людмила Ляшенко и заведующая Центром гражданского образования, доцент Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ирина Скворцова.
По словам Людмилы Ляшенко, несмотря на принятие закона «Об образовании» в первом чтении 17 октября 2012 г., к тексту документа поступило немало комментариев со всей страны. Не осталась в стороне и Общественная палата РФ: ее члены провели квалифицированный анализ высказанных замечаний и предложений, а самые злободневные из них были вынесены на открытое обсуждение.
Члены ульяновской палаты выделили для себя несколько поправок к ФЗ «Об образовании», которые считают наиболее актуальными. Во-первых, новый закон предполагает запрет на аттестацию воспитанников дошкольных учреждений, сделав недопустимым оценивать уровень знаний и умений маленьких детей. Во-вторых, расширяются права родителей или опекунов на получение исчерпывающей информации об образовательных организациях вплоть до их финансового положения и материально-технической базы. В-третьих, в главе, затрагивающей вопросы педагогической этики, предлагается запретить преподавателям общеобразовательных учреждений организовывать для учащихся своих школ дополнительные платные занятия, т.е. заниматься репетиторством. Кроме того, планируется ограничить право проведения религиозных обрядов в стенах «храмов науки».
Сразу несколько предложенных поправок к закону касаются деятельности российских университетов. Недопустимым для вузов, особенно коммерческих, станет установление по собственной инициативе минимальных баллов ЕГЭ, повышая или снижая их в зависимости от условий конкретной приемной кампании. Отмечена необходимость проведения государственной аттестации для выпускников учреждений высшего профессионального образования с привлечением независимых экспертов. При этом 40 ведущих университетов страны получат право самостоятельно принимать решение о формах подобной аттестации. Наконец, коммерческим образовательным организациям федеральный закон «Об образовании» рекомендует расширять перечень программ профессионального обучения.
«По окончании слушаний я побеседовала с членом Комиссии по развитию образования ОПРФ Ефимом Рачевским по вопросам ваучеризации дополнительного образования. Во многих регионах страны уже введена подобная практика, предполагающая выделение на каждого ребенка определенной суммы из бюджета на бесплатное посещение кружков или секций по его желанию. Подобное нововведение я считаю прогрессивным, поскольку оно позволит детям из малообеспеченных семей или растущим без родителей участвовать в программах дополнительного образования – подчеркнула Людмила Ляшенко. – Что касается нового федерального закона, уверена, что его принятие необходимо, поскольку с 1992 года, когда вступил в действие предыдущий вариант ФЗ, значительно изменились реалии функционирования российской системы образования, как и страна в целом».