Каким образом решать проблемы, о которых активно заявляют ульяновцы, недовольные случаями незаконного строительства многоквартирных домов и объектов инфраструктуры посреди жилых кварталов? Может ли стать более прозрачным механизм выделения городской администрацией земельных участков и выдачи разрешений на так называемое точечное строительство? Ответить на эти и другие вопросы 8 ноября 2012 года попытались участники расширенного заседания Совета Общественной палаты региона, посвященного актуальным вопросам в сфере точечной застройки г. Ульяновска.
Открывая заседание, председатель ОП Нина Дергунова пояснила, что тема встречи была выбрана не случайно. В течение полутора лет в палату регулярно поступают обращения от жителей областного центра, связанные как с просьбами «заморозить» строительство объектов, против которых высказываются жители микрорайонов, так и, напротив, с требованиями граждан открыть вблизи от их домов, к примеру, магазин или парикмахерскую. «Хотелось бы, чтобы по итогам обсуждения нам удалось сформулировать предложения о внесении в действующее законодательство изменений, способствующих устранению системных ошибок в данной сфере, о наличии которых свидетельствует сам факт огромного числа возникающих конфликтных ситуаций», — подчеркнула Нина Дергунова.
Позицию представителей бизнеса на заседании озвучил Уполномоченный по правам предпринимателей в Ульяновской области Анатолий Сага. По его словам, наилучший подход к разрешению противоречий заложен в древнеримском афоризме «dura lex sed lex». «Разумеется, в случаях, где имеют место противоправные действия, нужно предпринимать строгие меры в отношении лиц, их совершающих. Однако почему, пройдя всю процедуру сбора документов согласно закону и имея на руках разрешение на ведение строительства, предприниматель не имеет право реализовать свою инициативу? Использование общественного мнения в качестве инструмента нечестной конкурентной борьбы неправомерно и опасно для общества, однако сегодня с такими фактами можно столкнуться все чаще, особенно в г. Ульяновске. Ситуация обычно обостряется в предвыборный период, когда кандидаты, баллотирующиеся в депутаты различных уровней, начинают особенно рьяно отстаивать «народные интересы», при этом нарушая права бизнесменов, которые тоже являются частью народа», — прокомментировал Анатолий Сага. При этом, по словам Уполномоченного, местные органы власти часто принимают нормативно-правовые акты, физически невыполнимые. Примером может стать указанное в приказе регионального Министерства строительства от 18.07.2012 г. за № 329-од время ожидания в очереди при подаче заявления на предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на строительство или реконструкцию объектов, не превышающее 30 минут.
Итогом всех этих ошибок становится потеря администрацией г. Ульяновска огромного объема инвестиций, поскольку даже открывшийся киоск – это 3 новых рабочих места и несколько видов налогов, поступающих в городской бюджет. «Учитывая, что около 70% поступающих мне обращений от предпринимателей содержат жалобы, связанные с запретом на аренду или приобретение недвижимости, а также покупку земельных участков под строительство, считаю необходимым выработать выгодные для всех правила игры», — так завершил свое выступление Анатолий Сага.
В ответной реплике член Общественной палаты Александр Брагин выразил мнение, что основной причиной недовольства жителей города является предоставление им информации о начале точечного строительства постфактум. Нередко бывает так, что, заявляя о начале строительства социального объекта, к примеру, физкультурно-спортивного комплекса, предприниматель получает одобрение от жильцов соседних домов, а затем выясняется, что в действительности в помещении открыт ресторан, откуда каждый вечер раздается громкая музыка, раздражающая людей. Актуальной проблемой остается и отсутствие единого реестра зеленых насаждений в городе и их состояния, чтобы при рассмотрении вопроса о выдаче разрешение на строительство того или иного здания можно было оценить масштаб его воздействия на окружающую среду. «К примеру, на проспекте Гая есть дубовая роща, и этот участок земли планировалось выделить под застройку до тех пор, пока жители микрорайона не выступили с публичным протестом. Согласно градостроительному плану г. Ульяновска, на участке по улице 12 Сентября, вблизи церкви, нет никакой растительности, и ее можно свободно застраивать, в то время как в действительности посаженным там елям уже исполнилось 20 лет», — отметил Александр Брагин.
Коллегу поддержала Нина Дергунова, обозначив необходимость проведения предпроектной экспертизы каждого запланированного к возведению объекта на предмет его социальной комфортности. В ходе нее должна рассчитываться оптимальная этажность зданий, учитываться, как они будут вписываться в архитектуру уже обжитого района. Ведь если посреди малоэтажного жилого массива поместить небоскреб, это будет некрасиво и неудобно для населения. Кроме того, считает председатель Общественной палаты, в случаях, если владелец уже строящегося объекта принял решение его перепрофилировать, этот вопрос должен обязательно рассматриваться на повторныхоткрытых общественных слушаниях с участием всех заинтересованных граждан.
Комментируя предыдущие выступления, заместитель Главы администрации г. Ульяновска Алла Садретдинова отметила факт наличия у мэрии всей необходимой градостроительной документации: генерального плана, правил землепользования и застройки, плана работы по сохранению объектов культурного наследия. По ее словам, в городе сегодня ведется преимущественно комплексная застройка, которая сосредоточена в микрорайонах «Юго-Западный» и «Искра», а также в Заволжском районе. «Что касается вопроса о незаконном перепрофилировании строящихся объектов, экспертиза и контроль за такими случаями — вне полномочий мэрии, их должны осуществлять органы государственного архитектурно-строительного надзора Ульяновской области. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда против предпринимателей выступают организации или лица, опасающиеся конкуренции, как это было в примере с парикмахерской по адресу: ул. У. Громовой, 24. Выяснилось, что в одной из квартир уже работает частная практика по предоставлению аналогичных услуг, и именно ее владельцы агитировали жильцов против открытия в их доме салона красоты. Иногда дело доходит до угроз здоровью и имуществу граждан в случае их нежелания поддержать одну из сторон конфликта», — подчеркнула Алла Садретдинова.
Тему продолжил депутат Законодательного собрания Ульяновской области Алексей Куринный. Он полагает, что одной из причин возникающих проблем становится недостаточная информированность ульяновцев о запланированном возведении объектов точечного строительства. «Нетрудно понять, что когда под ваши окна вдруг приезжает техника и начинает сносить все то, что люди обустраивали годами, это вызывает недовольство вплоть до готовности «лечь под трактор», как это пытались сделать жители домов по ул. Отрадной, выступающие против строительства в их дворе магазина», — заявил депутат. Помимо этого, урегулировать около половины существующих споров может помочь законодательно прописанный запрет осуществлять стройки в городских «зеленых зонах». Решению проблем препятствует и отсутствие независимой экспертной организации, которая проверяла бы правомочность выдачи городской администрацией разрешений на возведение объектов точечной застройки. Сейчас этот процесс проходит закрыто, а архитекторы, работающие в Ульяновске, предпочитают умалчивать о фактах обнаруженных нарушений, потому что в противном случае уже на следующий день лишатся всех заказов.
С позиции скептика выступила заместитель председателя ОП Татьяна Сергева. По ее словам, разрешение или запрет жителей квартала на строительство поблизости какого-либо объекта, даже сформулированные по итогам публичных общественных слушаний, не имеют юридической силы. Принимать окончательное решение в каждом отдельном случае нужно на основании заключения экспертов, располагающих информацией, какой тип зданий, согласно санитарным и строительным нормам, можно возводить в каждом из районов города.
Депутат Ульяновской Городской Думы Геннадий Антонцев сформулировал ряд конкретных предложений по урегулированию возникающих конфликтов. Первое – усовершенствовать способы информирования людей о запланированном точечном строительстве. Сегодня такого рода объявления застройщики обязаны публиковать в газете «Ульяновск сегодня», тираж которой составляет всего 2,5 тыс. экземпляров, то есть издание попадает даже не в каждый многоквартирный дом и до большинства ульяновцев эта информация не доходит. «Анализируя ситуацию, сложившуюся вокруг домов по ул. Тюленева, 28 и Филатова, 12а, я столкнулся с необходимостью изучить генплан г. Ульяновска и, зайдя на сайт городской администрации, чтобы увидеть на нем отдельные дома, обнаружил, что сделать это невозможно вследствие низкого разрешения документа. В этом аспекте ульяновский генплан значительно проигрывает по качеству аналогичным документам, принятым в Казани и Екатеринбурге, и очевидно, нуждается в доработке», — считает Геннадий Антонцев. Помимо вышеназванных задач, депутат обозначил необходимость составить список типовых проблем, приводящих к конфликтным ситуациям, провести анализ нормативно-правовых актов Ульяновской области на предмет соответствия нормам федерального законодательства, в также расширить перечень ситуаций, для разрешения которых сделать обязательным проведение открытых слушаний с привлечением всех заинтересованных сторон.
В проекте решения, сформулированного членами Совета Общественной палаты по итогам расширенного заседания, содержатся рекомендации о внесении изменений в положение «О порядке организации и проведения публичных слушаний в МО «город Ульяновск». Члены ОП предлагают обязать оргкомитет мэрии по подготовке слушанийинформировать о месте и времени их проведения правообладателей земельных участков, а также представителей ТСЖ и управляющих компаний многоквартирных домов, имеющих общие границы с территорией стройки, не позднее, чем за десять дней до запланированной даты слушаний. При этом объявления об организации публичных дискуссий по вопросам точечной застройки и их итоговые документы необходимо будет размещать в средствах массовой информации и сети Интернет.
Администрации г. Ульяновска также рекомендовано предусмотреть механизмы вовлечения населения в процесс градостроительной деятельности, в том числе путем опроса жителей домов, расположенных в непосредственной близости от строек, и создания рабочих групп в составе специалистов-экспертов (маркетологов, социологов, экологов, историков, архитекторов) и представителей общественности для получения заключения о возможности строительства с точки зрения социальной экологии. Кроме того, члены Совета ОП посоветовали разместить на официальном сайте мэрии генеральный план г. Ульяновска, включающий схемы функциональных зон, градостроительного освоения территории, размещения объектов капитального строительства, общегородской улично-дорожной сети и транспорта и других.
Закрывая заседание Совета, заместитель председателя Общественной палаты Вячеслав Ярош отметил необходимость указать в проекте решения конкретные сроки исполнения рекомендаций ОП и призвал всех участников дискуссии в течение ближайших дней сформулировать и направить в палату свои предложения для дальнейшего внесения изменений и дополнений в текст документа.