В рамках подготовки областного конкурса «Общественное признание-2012» Общественная палата региона продолжает рассказывать о наиболее «видных» общественниках, осуществляющих социально значимую деятельность на территории нашего края. Сегодня героем публикации станет директор ульяновского Центра иппотерапии лучик Людмила Данилова.
— Людмила Юрьевна, расскажите, как Вы открыли для себя иппотерапию и решили посвятить себя именно такому виду деятельности?
— Можно сказать, это был счастливый случай. В седло я впервые села в 45 лет и до этого момента не могла себе представить, что буду заниматься реабилитацией детей с ограниченными возможностями через комплекс специальной лечебной физкультуры и общение с лошадьми. По специальности я преподаватель психологии, окончила Саратовский государственный университет. В 1988 году вместе с мужем переехала в Ульяновск, где требовались сотрудники на «Авиастар». Работала психологом в гимназиях №59 и №79, что в Заволжье. Воспитывала троих детей — сейчас им 25, 23 и 20 лет. Несколько лет назад попала под сокращение, поскольку когда перед родителями школьников встал выбор, оплачивать спецкурс по психологии или дополнительные занятия по подготовке ЕГЭ, второе оказалось предпочтительнее. В момент раздумья, чем заниматься в жизни дальше, мне и «пришла» информация об иппотерапии. Нужно сказать, что любовь к лошадям – мое состояние души с детства. Однако мечта оставалась нереализованной до тех пор, пока младшая дочь, будучи в 4-ом классе, не попросила отвести ее на занятия в конноспортивный клуб. Смотря на других, мне тоже захотелось попробовать себя в роли наездницы. Неохотно, но тренеры позволили мне сесть на лошадь, после чего я поняла, что не зря об этом мечтала всю жизнь.
На собственные деньги в 2007 году я ездила в Москву и Санкт-Петербург на обучающие курсы, где рассказывали о сути иппотерапии. Впервые в нашей стране этим направлением начала заниматься Национальная федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Специалисты федерации, во главе которой бывший главный медик олимпийской сборной СССР по конному спорту, накопили большой опыт, регулярно проводят научные эксперименты. За 20 лет существования организации у нее сложилась своя школа: если в странах Европы, к примеру, наибольшее внимание уделяют медицинскому аспекту иппотерапии, у нас на первый план выходит сам психологический эффект от общения с лошадью. То есть иппотерапия соединяет воедино психологию, медицину и любовь к этим прекрасным животным, что для меня очень близко и увлекательно.
— С чего началось создание Вашего центра?
— Собралась группа единомышленников, которая начала «носиться» с этой идеей. На тот момент в Ульяновске уже были ипподром, Ишеевская конноспортивная школа, однако мы решили сконцентрировать усилия именно на иппотерапии. Примерно в то же время я познакомилась с семьей, где воспитывается девочка с ДЦП. Пообщавшись с ней, поняла, что этот диагноз не так уж страшен, и мне захотелось помочь. Подумайте сами, если ребенок с протезом ноги садится на лошадь, радикально меняется его самоощущение, он чувствует уверенность в себе и признание окружающих. Чтобы организовать центр иппотерапии «Лучик», мы прошли все инстанции, обращались в городскую и районную администрации. В 2009 году по итогам встречи с губернатором Сергеем Морозовым был выделен участок земли вблизи поселка Мирный, и в следующем 2010 году мы начали «осваивать целину». В первое время расстраивались, что участок находится вдали от трассы, однако теперь мы, напротив, видим в этом немало преимуществ. Люди приезжают не только, чтобы пообщаться с лошадьми, но и насладиться чистым воздухом, простором, прогуляться, полюбоваться природой.
— Каковы основные направления работы Центра «Лучик»?
— Помимо непосредственно занятий иппотерапией мы организуем программы семейного отдыха. Родители с детьми могут своими глазами увидеть, как живут лошади – а у нас их сейчас три, как пасутся, погладить, угостить с ладони лакомством. Очень хорошо, что к нам приезжают представители разных поколений. Не секрет, что разрыв между молодежью и людьми среднего и пожилого возраста сейчас огромен: дети Интернет-поколения и их бабушки почти не понимают друг друга. Именно лошадь становится для них «точкой соприкосновения». Помню, как пожилая женщина привела в «Лучик» двух совсем молодых девушек: сначала подростки почти не разговаривали с бабушкой, смотрели сверху вниз. Однако когда выяснилось, что она почти свою жизнь провела в деревне, да еще уверенно прошла на лошади круг шагом, а потом – галопом и рысью, у них буквально «открылись рты», и авторитет бабушки моментально вырос.
С другой стороны, мы даем людям возможность осуществить свою мечту. Кто не мечтал хоть раз прокатиться на лошади? Но когда тебе за 40 или тем более за 60, она кажется почти нереализуемой, и трудно измерить восторг человека (а нашей самой пожилой наезднице 63 года) после того, как исполнилось его заветное желание. В такие минуты любой малыш готов поделиться радостью общения с лошадью с друзьями и близкими – это тоже объединяющий момент.
Очень полезным является объединение в одном культурно-массовом мероприятии детей с органичными возможностями и их здоровых сверстников, причем для последних это бывает даже полезнее. В Новом Городе работает социально-реабилитационный центр «Причал надежды», где живут ребята, которые по тем или иным причинам не могут находиться в семье. Когда они общаются с детьми-инвалидами, понимают, что даже их непростая жизнь не беспросветна, учатся ценить здоровье.
— Взимается ли плата с гостей центра?
— В программе лечебно-верховой езды в нынешнем сезоне участвовали 27 человек в возрасте от 1,7 до 23 лет – для них занятия были бесплатными. Те же, кто желает познакомиться с работой центра, могут по предварительной договоренности приехать к нам и покататься на лошадях – это стоит 500 рублей в час, что значительно дешевле, чем, к примеру, верховые прогулки на Венце, где за несколько минут в седле берут 150 рублей. У нас же можно пообщаться с лошадью «по полной программе»: обнять, погладить, сфотографироваться с ней, что интересно для всех членов семьи.
— Каким образом достигается положительный медицинский эффект от занятий иппотерапией?
— Занятия с ребятами с ограниченными возможностями проходят в основном без седла, что обеспечивает прогрев и массаж нижних конечностей. Когда человек держится ногами за лошадь, находящуюся в движении, его мышцы тоже активно работают. Кроме того, общение с лошадью – замечательная мотивация для детей всех возрастов: ребята готовы читать им стихи, петь песенки, рассказывать истории, что развивает речь и мышление. Можно сказать, что иппотерапия – это ЛФК на лошади в форме игры. Сама любовь и привязанность к животным может стать отличным стимулом выполнять упражнения. К примеру, одной из девочек так не хотелось, чтобы муха укусила за ухо любимую лошадку, что она научилась дотягиваться до него прежде неподвижной левой рукой. Еще одна маленькая участница программы реабилитации к концу летнего сезона смогла самостоятельно преодолеть около 70 метров, чтобы отвести лошадь в конюшню, тогда как раньше даже пройти несколько метров удавалось ей с трудом. В таких случаях главное – объяснить родителям детей-инвалидов необходимость закреплять достигнутые успехи, не подавлять инициативу малыша делать что-то самостоятельно, т.к. многие из них, проявляя излишнюю жалость к больному ребенку, стремятся максимально облегчить его жизнь, а это мешает бороться с недугом. Позитивные результаты видят и врачи, отмечая, что у детей, занимающихся верховой ездой, укрепляются мышцы спины и ног.
Недавно в Центре «Лучик» мы организовали конноспортивный турнир «Первая победа» на призы депутата Ульяновской Городской Думы Валерия Безрукова. Каждый из 15 участников с самыми разными проблемами здоровья подготовил трехминутный номер верхом, ребята с увлечением подбирали музыку для выступлений, многие были в костюмах. По окончании ребятам были вручены медали. Поболеть за них пригласили всех родственников, многие из которых были немало удивлены и горды талантами и способностями управлять лошадью детей, которые большую часть повседневной жизни проводят в инвалидной коляске. Были и слезы бабушек, и молчаливое одобрение отцов, и энтузиазм матерей – одним словом, большой успех!
— Где вы приобрели лошадей, живущих в центре «Лучик», и кто обеспечивает уход за ними?
— Па первую лошадь деньги нам подарил спонсор – компания «Билайн». Когда мы приехали в хозяйство, чтобы приобрести ее, работники сказали, что лошадь – животное стадное и без компании будет тосковать. Обратно вернулись с двумя питомцами. На приобретение третьей лошади был объявлен сбор средств, но когда мы уже располагали необходимой суммой, один из фермеров, узнав о работе «Лучика», предложил передать ее безвозмездно, за что мы были очень благодарны. Сегодня живем на частные пожертвования и средства, поступающие от выигранных грантовых конкурсов. Проблема в том, что «грантовые» деньги изначально не предназначены на создание материальной базы или строительство – их можно тратить только на приобретение конной амуниции и проведение массовых мероприятий, при этом чем меньшая сумма заложена в проекте на выплату зарплаты сотрудникам, тем более вероятен шанс грант выиграть. Постоянно в центре сейчас работают три человека, а все масштабные проекты реализуются с помощью волонтеров, в качестве которых часто выступают студенты заволжского Медицинского колледжа. Они убирают и благоустраивают территорию, проводят занятия с детьми. С кормами нам помогает Министерство сельского хозяйства Ульяновской области и индивидуальные предприниматели. Конечно, мы рады любой помощи: ждем как добровольцев, безвозмездно предоставляющих деньги и материалы, так и «рабочие руки», готовые ухаживать за лошадьми.
— По каким критериям отбирались животные для работы с детьми-инвалидами?
— Лошадь должна быть терпеливой, достаточно спокойной, выносливой, спокойно относиться к присутствию рядом большого количества людей. Ведь на каждом занятии ее окружают как минимум трое 3 человека: один держит поводья, второй страхует ребенка, третий – инструктор, который дает упражнения. Животных также приучают не выражать недовольство повышенным вниманием детей, которые то и дело хотят погладить, обнять или даже полежать на ее спине. Разумеется, лошади привыкают к людям, и в холодный сезон, когда гостей гораздо меньше, скучают по общению. Сейчас постоянно в конюшне с ними находимся только мы с мужем. Можно сказать, что я третий год живу в чистом поле. Хорошо, что и дети нас поддерживают: дочь сейчас учится на ветеринара на УГСХА, так что для нее работа с лошадьми – хорошая практика. Старший сын помогает писать заявки на гранты, средний обеспечивает информационное сопровождение деятельности центра.
— Каковы Ваши планы на будущее?
— Сегодня «Лучику» очень нужны асфальтированная дорога, поскольку добираться до конюшен по чернозему во время распутицы чрезвычайно сложно, и крытый манеж, на строительство которого понадобится 8-10 млн. рублей. Собрать эти деньги будет сложно, надежда лишь на добровольных помощников. Они есть и сегодня: к примеру, один из дедушек, пришедший в качестве зрителя на турнир «Первая победа», был так вдохновлен увиденным, что за три дня смог собрать среди друзей и знакомых 15 тыс. рублей на приобретение специально седла для езды детей с ограниченными возможностями рысью. Также в планах – разбить парк, подобный существующему в Санкт-Петербурге, ведь проводить занятия в тени деревьев, кататься по дорожкам с разнообразным рельефом для ребят гораздо интереснее и полезнее. С участием студентов медколледжа мы уже посадили саженцы 8 видов, но пока они очень хрупкие и растут медленно. Еще одна идея – открыть мини-зоопарк, где жили бы сельскохозяйственные животные, которые, по данным исследований, обычно вызывают наибольший интерес детей, растущих в больших городах. Ухаживая за ними, ребята будут приобщаться к труду, учиться осознавать ответственность за чужую жизнь.