Темой очередного круглого стола, проведенного Общественной палатой Ульяновской области 23 октября 2012 года, стало обсуждение проекта Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Вокруг документа, разработанного по поручению Президента Владимира Путина 27 сентября, развернулась бурная дискуссия во многих субъектах РФ. Не стал исключением и наш регион: обилие противоречащих друг другу мнений и экспертных оценок, высказанных в ходе мероприятия представителями органов власти, учеными вузов и неравнодушными общественными деятелями, еще раз доказывает, насколько сложно прийти к единому мнению в вопросах, касающихся межнациональных отношений в России.
Открывая обсуждение, председатель Общественной палаты Ульяновской области Нина Дергунова отметила высокую общественную значимость разработки Стратегии государственной национальной политики, поскольку предыдущая ее версия – концепция с одноименным названием, утвержденная еще в 1996 году, — не отражает современной социальной ситуации и не позволяет решать актуальные проблемы сегодняшнего дня. «Отмечу, что в проекте документа значительная роль отводится русскому этносу, указана его социокультурная доминанта», — подчеркнула председатель ОП.
Нина Дергунова привела данные двух социологических исследований 2011 года, отражающие мнения жителей региона по вопросам национальности и экстремизма. По ее словам, ситуация в данной сфере достаточно позитивна: выборочный областной опрос представителей всех возрастных групп показал, что 99% населения края не приходилось сталкиваться со случаями нарушения права народов на собственную культуру и язык, а также запрета религиозных свобод. Согласно другому исследованию, охватившему 1000 респондентов из числа молодежи от 16 до 30 лет, о чувстве ущемленности по национальному признаку заявили около 10% опрошенных, при этом 72% русских, 85% татар, 81% чуваш и представителей других национальностей считают, что все жители страны должны обладать равными правами, независимо от этнической принадлежности. «При этом, как показали опросы, 28% молодых ульяновцев испытывают чувство раздражения или неприязни к представителям отдельных национальностей. Респонденты в возрасте 16-30 лет признают опасными такие проявления экстремизма, как акции протеста с применением насилия (63%), захват заложников (63%), политические убийства (35%), осквернение памятников и храмов (24%), пропаганду фашизма (16%) и т.д. Почти 70% из них считают необходимым наказывать экстремистские организации, запрещать их создание и деятельность, в том числе в судебном порядке», — проинформировала Нина Дергунова.
Положительно оценил проект Стратегии заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Николай Доронин. Представляя участникам круглого стола презентацию, посвященную опыту работы Правительства в сфере реализации государственной национальной политики и профилактики молодёжного экстремизма, он заявил, что областные власти уделяют этому направлению самое пристальное внимание. «В нашем крае действуют 6 национально-культурных автономий: татарская, чувашская, мордовская, еврейская, немецкая и ингушская, — а также 10 национальных общественных объединений. Координирует их работу Совет национальностей, сформированный при главе региона в 2006 году. В августе 2011 года на очередном заседании Совета была подписана Концепция реализации государственной национальной политики на территории Ульяновской области, а затем разработан план мероприятий по ее реализации. Одним из наиболее масштабных является проект создания культурного комплекса «Национальная деревня» — музея под открытым небом по изучению истории Ульяновской области, ее этнографии, фольклора и языков коренных народов. Мы традиционно ярко проводим народные праздники и фестивали национальных культур, регулярно проводим «дни толерантности», организуем обучающие семинары для сотрудников администраций региона и муниципальных образований, собираем на одной площадке представителей национальных общин для обмена мнениями и выработки общей позиции по ключевым вопросам, — пояснил Николай Доронин. Завершая свое выступление, он поделился мнением о том, что в тексте Стратегии учтен лучший российский опыт предыдущих эпох, поэтому проект документ можно принять за основу для дальнейшей доработки.
В целом поддержал позицию коллеги заместитель главы администрации МО «город Ульяновск» Сергей Паховский. «Весь дух Стратегии государственной национальной политики и большинство ее положений не вызывает сомнений, поскольку актуальность разработки и принятия документа для нашей страны очевидна. Однако некоторые формулировки все же требуют дополнительного обсуждения и уточнения. К примеру, в тексте вводится понятие «общероссийская гражданская идентичность», при этом неясным остается значение этого термина. Необходимо указать, какие общие ценности, кроме проживания на территории одного государства, объединяют различные этнические группы как представителей единой «многонародной российской нации». Поскольку в проекте Стратегии последовательно проводится принцип гражданского равноправия, но при этом обозначается понятие «коренные народы», требует пояснения, обладают ли они дополнительными правами, или же приоритетной является теория мультикультурализма. Кроме того, недостаточно четко в тексте прописаны принципы миграционной политики: автоматически ли представители всех прибывающих в Россию этнических групп становятся равными в правах с «коренными народами»?», — отметил Сергей Паховский. Он также предложил обратиться к разработчикам документа с просьбой пояснить пункт 23.2 проекта Стратегии, поскольку предложенная в нем формулировка «продолжить практику формирования крупных территориально-промышленных районов в Российской Федерации, апробируя в них новые формы территориального управления» может быть истолкована как намерение изменить федеративное устройство России.
Гораздо более критично о содержании документа высказались эксперты из ульяновских вузов. Профессор кафедры социологии и политологии УлГУ, доктор социологических наук Ольга Романовская, изучив проект, заявила, что в существующей редакции принимать его нельзя. «Стратегия подразумевает, что в России к настоящему моменту сложился некий «многонациональный народ». Это утверждение весьма спорно. Уверена, что большинство граждан страны, особенно те, кто проживает в республиках, на вопрос: «Кто Вы по национальности» обозначат свою этническую принадлежность, а не ограничатся термином «россиянин». Кроме того, в тексте не обозначены проблемы в сфере межэтнических отношений, которые государство предполагает решать до 2025 года, и неясен ее адресат (референтная группа). Согласна с предыдущим выступающим в том, что в Стратегии не прояснены многие вопросы в сфере миграционной политики, не учтены сложности, связанные с разрастанием в Поволжье исламизма, имеющего форму наступательной идеологической агрессии, что неприемлемо для стандартов общероссийской культуры, а также другие актуальные для страны проблемы», — заявила Ольга Романовская.
Критическое замечание коллеги дополнила профессор кафедры философии и культурологи УлГПУ, доктор философских наук Ольга Марковцева. По ее мнению, неясно, каким образом будет фиксироваться и анализироваться на соответствие положениям Стратегии динамика изменения национального сознания российского общества, поскольку его компоненты невозможно измерить ни социологическими, ни психологическими инструментами. «Считаю, что наш регион от многих межэтнических конфликтов «спасают» грамотные действия Губернатора Сергея Морозова, который предоставляет национальным общинам возможность реализовать себя в сфере культуры», — подчеркнула Ольга Марковцева.
Еще один представитель кафедры социологии и политологии УлГУ – Максим Буланов – уделил особое внимание вопросам миграционной политики, отметив, что обозначенная в п. 23.7 Стратегии задача по адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российский социум противоречит потребности страны в дешевой рабочей силе, носители которой после окончания срока временного трудоустройства на территории РФ должны покидать страну. В то же время, считает ученый, невозможно будет реализовать на практике и задачу по размещению производительных сил так, чтобы они способствовали сбалансированному развитию регионов (п. 23.4). «Поскольку в современных условиях основой российской экономики является частный бизнес, трудно себе представить, что индивидуальные предприниматели захотят добровольно «приходить» в проблемные регионы, где они заведомо понесут убытки», — поделился Максим Буланов.
Выступления ученых завершил заместитель директора экспертно-аналитического департамента Правительства региона, известный ульяновский социолог Александр Качкин: «Несомненно, текст Стратегии носит декларативный характер и является частью политической доктрины современного российского государства, которую выстраивает Владимир Путин. Я считаю документ эклектичным, поскольку в нем одновременно присутствуют элементы конструктивизма и примордиализма, а межэтнические конфликты рассматриваются как вторичные симптомы негативных политических и экономических процессов. С другой стороны, очень сложно разработать универсальные принципы государственного регулирования национальной политики, поскольку ситуация в этой сфере сильно разнится по регионам: скажем, в Ульяновской области, Москве, Татарстане и Чеченской республике события развиваются по совершенно различным сценариям». По мнению Александра Качкина, в условиях современного разобщенного общества наиболее актуальной задачей государственной национальной политики становится интеграция всех проживающих в стране народов на основе русской культуры.
Участники круглого стола прислушались и к голосу общественности. Член Общественной палаты Ульяновской области, токарь-револьверщик ЗАО «Авиастар-СП» Алексей Клочков задал экспертам вопрос, возникнет ли конкуренция между коренными жителями региона и приезжающими мигрантами, готовыми исполнять ту же работу за гораздо меньшие деньги. По его мнению, неконтролируемый приток в регион дешевой рабочей силы будет способствовать нагнетанию межнациональной напряженности. «Считаю, что в тексте Стратегии слишком много научных терминов и мало конкретики, поэтому для большинства жителей России он будет совершенно непонятен», — считает Алексей Клочков.
Руководитель комиссии по вопросам защиты прав граждан, национальным и этноконфессиональным вопросам ОП Олег Ломакин и председатель областной чувашской национально-культурной автономии, советник Губернатора Ульяновской области Владимир Сваев, напротив, призвали не драматизировать ситуацию. Они подчеркнули, что вопросами миграционной политики в регионе занимается специальная служба, а сама Стратегия не является законом прямого действия – это только план, обозначающий задачи, которые предстоит решать государству совместно с обществом.
«Представленный нашему вниманию сегодня документ больше напоминает научно-исследовательский проект, а значит, скорее всего, он станет «вещью в себе», в то время как реальная ситуация в обществе будет развиваться в совершенно ином направлении. Кроме того, в Стратегии не уточнен статус религиозных организаций, что весьма опасно, поскольку в случае обозначения в документе приоритета концепции мультикультурализма, государственные религии и секты будут «на одной планке» и получат равные права», — предостерег собравшихся член Общественной палаты, иерей Дмитрий Субботин.
Подводя итоги обсуждения, председатель ОП Нина Дергунова выразила уверенность, что и на последующих этапах обсуждения проекта Стратегии государственной национальной политики возникнет немало сложностей и противоречий. Главным итогом общественной дискуссии должно стать внесение в текст изменений, чтобы в результате он был логичны, не требовал дополнительных разъяснений и давал каждому россиянину четкий ответ на вопрос, что его ждет в стране как представителя своего этноса. «Предлагаю всем, кто не успел высказаться в ходе круглого стола или желает внести собственные предложения, направлять их в палату для обобщения. Полученные материалы в ближайшие дни будут переданы министру по вопросам открытого правительства Ульяновской области Татьяне Кирилловой, которая будет представлять наш регион в Москве на совещании по обсуждению проекта Стратегии, запланированном на 29 октября 2012 г.