Вопросы состояния и ремонта городских дорог, оптимизации транспортных потоков, борьбы с незаконными стоянками и парковками становятся особенно актуальными в преддверие весенне-летнего сезона. Обсуждению самых «наболевших» проблем в данной сфере было посвящено прошедшее 20 марта 2012 года пленарное заседание Общественной палаты Ульяновской области.
С начала марта члены Палаты через СМИ обратились к ульяновцам с призывом направить свои отзывы относительно эффективности функционирования транспортной системы, в том числе высказать критические замечания о работе общественного транспорта и предложения по их устранению. Поступившую информацию обобщила в своем выступлении председатель Общественной палаты Нина Дергунова. Всего по телефону и электронной почте в ОП поступило 52 обращения граждан, посвященных вопросам обеспечения комфорта и безопасности для пассажиров, необходимости оптимизации маршрутов и соблюдения водителями графиков движения, в том числе на пригородных автобусах, а также неудовлетворительного состояния асфальтового покрытия, отсутствия дорожных знаков в отдельных районах Ульяновска. Зафиксировано значительное количество жалоб на недостаточное количество маршрутных такси №96, 2, 25, 82, а также маршрутов, связывающих 19 микрорайон («Пески») с Засвияжским районом и центром города, и маршрутов №67 и 68, следующих до поселка им. Карамзина, в дачный сезон. Жители пригородного села Луговое и поселка Дачный заявили, что испытывают трудности при попытке добраться до города, а граждане из р.п. Ишеевка озвучили пожелание о снижении стоимости проезда в маршрутных такси.
Ульяновцев не удовлетворяет техническое состояние «Газелей», составляющих большую часть городского автобусного парка, несоблюдение водителями правил дорожного движения, что угрожает безопасности пассажиров. «По мнению большинства обратившихся в Общественную палату, контроль за работой транспорта должна осуществлять городская администрация, которая на сегодняшний день не справляется с этой задачей. В числе сформулированных ульяновцами предложений: заменить маршрутные такси на автобусы большой вместимости, разместить в СМИ и на остановках информацию о графике движения транспорта и соблюдать его, субсидировать перевозчиков для введения льготного тарифа для ветеранов и инвалидов, провести конкурс на право оказания транспортных услуг, разработать стандарт обслуживания пассажиров общественного транспорта и вести реестр его нарушений», — проинформировала Нина Дергунова.
Доклады о состоянии дорог и распределении транспортных потоков представили заместители председателя Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта городской администрации Рашит Гайнуллин и Сергей Аникин. (с докладами можно ознакомиться в прикрепленных под текстом новости файлах). Отвечая на вопрос проводившего заседание руководителя Комиссии ОП по экономическому развитию Ульяновской области, бюджету и инвестициям Евгения Никифорова о том, сколько времени потребует проведение ремонта городских дорог, Рашит Гайнуллин отметил, что в случае выделения необходимой на это суммы в размере 22 миллиардов рублей, потребуется не менее восьми лет.
Выступление Сергея Аникина прокомментировал Почетный транспортник РФ Семен Пиньковецкий, в 80-е годы прошлого века возглавлявший работавший в г. Ульяновске НИИ автомобильного транспорта. «Для обеспечения эффективности автотранспорта большой вместимости его наполняемость должна быть не менее 60%, в то время как в Ульяновске она составляет, в лучшем случае, 30-40%. Я лично готов разработать ряд предложений по оптимизации транспортной системы, в том числе по использованию параллельных объездных улиц для разгрузки наиболее оживленных транспортных артерий, ликвидации мешающих движению стихийных парковок в центре Ульяновска. Можно подумать над использованием внутригородских железнодорожных путей для организации городского «наземного Метро», закреплению отдельных маршрутов за государственным транспортом, выделению дотаций частным перевозчикам, выводящим на дороги автобусы повышенной вместимости и т.д. Председатель Общественной палаты Нина Дергунова предложила Семену Пиньковецкому войти в состав рабочей группы по вопросам транспортной логистики, которая доработает проект решения пленарного заседания и представит предложения для Губернатора Ульяновской области и городской администрации.
Члены Общественной палаты проявили высокую активность в ходе дискуссии. Председатель ОП Нина Дергунова высказала мнение, что в течение последних 20-30 лет маршруты общественного транспорта складывались стихийно, без учета возникающих новых транспортных потоков. Поинтересовавшись, проводились ли в последние годы исследования по выявлению времени наибольшей загруженности дорог и основных направлений движения пассажиров, она получила от представителей городской администрации отрицательный ответ. Заместитель председателя Палаты Виталий Тур обратил внимание на необходимость несения подрядчиками ответственности за некачественно проведенный в 2010-2011 гг. ремонт дорог. На это представители городской администрации сообщили, что проверка качества работ начнется сразу после схода снежного покрова, а все обнаруженные недостатки будут устранены за счет организаций, проводивших работы. Заведующий кафедрой «Автомобили» УлГТУ Михаил Обшивалкин заявил о необходимости создания объездных дорог для разгрузки улицы Минаева и Московского шоссе, являющихся крупнейшими транспортными артериями города. Проблему обострило строительство жилого микрорайона недалеко от УлГУ, выезд откуда осуществляется на ул. Минаева, что только усугубляет положение на уже загруженной до предела трассе.
Немало комментариев вызвало и обсуждение вопроса оптимального соотношения муниципального и частного транспорта на городских дорогах. По мнению Сергея Аникина, имеет место монополизация пассажирских перевозок коммерческими перевозчиками, поскольку из 1608 городских автобусов лишь 64 находятся в государственной собственности, что составляет всего около 4%. При этом конкуренции между самими частниками не возникает, поскольку каждый маршрут закреплен за конкретным перевозчиком, и в случае расторжения договора с Комитетом, ему очень трудно найти замену. Отсюда у городской администрации возникает немало сложностей при попытке привлечь к ответственности владельцев и водителей маршрутных такси за качественное оказание услуг населению.
Заместитель председателя Общественной палаты Олег Лебеденко поинтересовался, разработан ли в Ульяновске единый стратегический план развития городской инфраструктуры на ближайшие десятилетия, поскольку существующая сегодня Стратегия развития городского пассажирского транспорта рассчитана только на период до 2015 года. Сергей Аникин проинформировал, что несколько лет назад попытка создать такой перспективный план предпринималась учеными Московского Автомобильно-дорожного технического университета (МАДИ), однако задача была реализована формально. К примеру, его авторы рекомендовали властям Ульяновска закупить около 200 дополнительных автобусов большой и средней вместимости, тогда как, по мнению Семена Пиньковецкого и других экспертов, эффективность данной меры весьма сомнительна в условиях низкой наполняемости муниципального транспорта.
Руководитель Комиссии Палаты по экономическому развитию Ульяновской области, бюджету и инвестициям Евгений Никифоров выступил с рекомендацией в адрес городской администрации разработать генеральный план развития транспортной системы, а также произвести комплексное исследование пассажиропотоков. Олег Лебеденко отметил необходимость перенимать опыт соседних регионов, а также государств, где данная проблема успешно решается. Елена Калганова порекомендовала приобрести низкопольные автобусы с целью обеспечения безбарьерной среды для инвалидов, а Юлия Володина заявила о необходимости введения «ночного» тарифа в связи с нежеланием водителей маршрутных такси осуществлять перевозки пассажиров после 20.00 и неспособностью администрации г. Ульяновска осуществлять контроль за соблюдением ими графика движения.
Участники пленарного заседания не обошли вниманием не менее важную с точки зрения ульяновцев задачу — борьбу с незаконными стоянками и парковками. О ситуации, сложившейся в данной сфере, рассказал заместитель начальника Управления по охране общественного порядка УМВД России по Ульяновской области Сергей Степанов: «В настоящее время на территории г. Ульяновска действуют 217 парковок и 113 автостоянок. В 2011 году в ходе проводимых мероприятий сотрудниками органов внутренних дел выявлено 1054 административных правонарушения, в том числе 865 — за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ), ликвидировано 11 несанкционированных парковок.В то же время, несмотря на предпринимаемые усилия, около трети действующих на территории города парковок не имеют патента на осуществление деятельности по охране автотранспорта». Комментируя его выступление, член Правления общественного движения «За достойную жизнь!» Евгений Лытяков отметил недостаточную эффективность работы защитников правопорядка, в том числе при проверке парковок на предмет соответствия санитарным нормам, взиманию штрафов с граждан, ставящих личные автомобили на газоны и тротуары, а также реагировании на жалобы населения. Член Общественной палаты Ульяновской области Вячеслав Акрамовский предложил привлекать сотрудников ЧОП к охране придомовых территорий. Его коллеги по ОП заявили о необходимости при разработке проектов строительства жилых домов предусмотреть оборудование парковочных мест, а также рассмотреть вопрос о возможности возведения современных многоуровневых паркингов.
Подводя итоги пленарного заседания, члены Общественной палаты отметили отсутствие системного подхода к решению проблем в сфере транспортной логистики. Вследствие нежелания администрации г. Ульяновска проводить комплексные исследования о распределении пассажиропотоков по времени суток и направлениям движения и ответственно подходить к осуществлению контроля за исполнением перевозчиками и водителями частного автотранспорта своих обязательств согласно заключенным договорам, в том числе по соблюдению графика движения, острота проблем в данной сфере с каждым годом будет только возрастать. Острой необходимостью является согласование проектов строительства новых жилых домов и других объектов городской инфраструктуры с Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта с целью проверки их соответствия современным требованиям оборудования парковочных площадей.
Все замечания и предложения, высказанные участниками мероприятия, будут обобщены и включены в итоговое решение, к работе над которым Палата приступит в ближайшие дни.