Уважаемые жители Ульяновской области!
Предлагаем Вашему вниманию текст выступления Губернатора-Председателя Правительства Ульяновской области Сергея Морозова на пленарном заседании IVГражданского форума, прошедшего 21 февраля 2012 г.
Уважаемые участники и гости Гражданского форума Ульяновской области! Уважаемая Нина Владимировна!
Разрешите мне от имени Правительства Ульяновской области приветствовать вас на пленарном заседании IV Гражданского форума.
Надо сказать, что проведение Гражданского форума стало уже доброй традицией. Во время заседаний, круглых столов, мастер-классов, тренингов обсуждаются наиболее актуальные вопросы становления и развития гражданского общества в регионе.
Я убеждён, что все поднимаемые сегодня вопросы можно подвести под единый знаменатель – и власть, и общество заинтересованы в том, чтобы Ульяновская область была благополучным, развивающимся регионом. Мы все стремимся к повышению уровня и качества жизни жителей региона. Вся деятельность органов исполнительной власти, законодателей, общественных организаций, общественных активистов в общем-то производна от этой цели.
Для того чтобы добиться этого, мы должны эффективно решать наиболее актуальные проблемы. Надо сказать, что уже на протяжении нескольких лет Ульяновская область добивается определённых результатов. Давайте их кратко вспомним.
Ульяновская область завершила минувший год очень достойно по всем основным показателям. В комплексном рейтинге ПФО мы заняли 6-е место. При этом ряд показателей оказались рекордными в новейшей истории развития Ульяновской области.
Так, например, объемы производства сельскохозяйственной продукции выросли в почти 1,8 раз! По этому показателю Ульяновская область уверенно заняла первое место не только в ПФО, но и по России в целом, превышая средние по стране значения более, чем на 50%. Это выдающийся результат. Даже если не считать прошлогоднюю засуху, объемы сельскохозяйственного производства выросли более чем на треть (134,3%).
Рост индекса промышленного производства составил 108,7%, что выше среднего по ПФО. По данному показателю область заняла 6 место позицию среди регионов нашего округа. Я уверен: есть все основания полагать, что резервы роста промышленности Ульяновской области не исчерпаны.
Очень хорошая тенденция наметилась в строительстве. По индексу объема строительных работ в 2011 году регион занял 4 место в ПФО и 14 – по России с показателем роста в 122%. Объём вводимых жилых помещений в эксплуатацию вырос по сравнению с прошлым годом на 18% и составил 553 тысячи квадратных метров. Это максимальное значение за последние 20 лет, с 1992 года.
Результаты января 2012 года показывают, что наше опережающее развитие продолжается. В частности, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объемы промышленного производства выросли на 7,7%, строительства – на 3,3%.
Также отмечу, что в 2011 году объем привлеченных инвестиций вырос на 21% по сравнению с прошлым годом и составил 61,7 миллиардов рублей. Для Ульяновской области это рекордный результат. По темпам роста инвестиций Ульяновская область заняла 2-е место в Приволжском федеральном округе и 23-е место в России. Кроме того, мы вошли в число лучших субъектов Российской Федерации и были отмечены премией Правительства России.
Важно, что почти половина объема инвестиций (более 27,6 млрд. рублей) вложены в обновление технической и технологической базы – машины, оборудование, инструменты. Также хотел бы отметить, что бюджетные инвестиции в экономику составили немногим более 4-х миллиардов рублей. Всё остальное – частные инвестиции.
Есть и другие, возможно не столь значимые, но все равно рекордные показатели. Например, по росту объемов автомобильных грузоперевозок Ульяновская область занимает – 1 место в ПФО и 4 место по России.
Нужно также отметить благоприятную ситуацию, сложившуюся в банковском секторе региона, которая отражает стабильность социально-экономического положения в целом.
Почти в два с половиной раза по сравнению с докризисным уровнем выросли вклады населения и составили 57 млрд. рублей.
В 2011 году значительно вырос (почти на треть) объём кредитования и достиг размера 77 млрд. рублей. Особенно развивалось розничное кредитование. Объём кредитов, выданных физическим лицам, вырос на 35,2%.
Рост экономических показателей сказался и на доходах бюджета. Так налоговые доходы областного бюджета выросли на 17,2% и составили 17,7 млрд.рублей.
Позитивная динамика имеется и в социальной сфере. У нас понемногу ежегодно увеличивается рождаемость и снижается смертность. В прошлом году мы имели лучший показатель по количеству рождений за последние 17 лет. Нам удалось добиться стойкой тенденции увеличения числа многодетных семей. Сейчас их в регионе более 5400.
В результате Ульяновская область получила высокую оценку на федеральном уровне: по сводному индексу, характеризующему социально-экономическое развитие регионов, мы имеем положение выше среднероссийского. Таких субъектов из 83 насчитывается только 24. Считаю, что такими результатами мы все можем гордиться.
Ульяновская область, наши особенности, опыт развития, все, что происходит в последнее время в регионе, вызывает большой интерес и у наших соседей, и в федеральном центре, и даже за рубежом. Нас с огромным вниманием слушают на форумах различного, в том числе и международного уровня.
Все это я говорю не для того, чтобы похвалиться перед вами, а для того, чтобы подчеркнуть еще раз – мы, наш край интересен другим. С нами хотят общаться. К нам прислушиваются. И мне по-человечески очень обидно, что при этом мы не интересны сами себе, не интересны самим жителям области. С чем сталкивается региональная власть? Недоверие, скепсис, и что самое худшее – полное равнодушие населения. Региональные власти не чувствуют поддержки.
Скажу банальность, но это так, – для прорывного развития Ульяновской области нам не хватает единства, сплочённости, сопричастности – т.е. всего того, что называется региональной идентичностью – ощущения, что мы все вместе делаем общее дело. Должен быть смысл, который объединял бы нас всех. И я убеждён, что гражданское общество должно уловить этот запрос на поиск объединяющего всех жителей смысла, и включиться в выработку региональной идеи.
При этом мы понимаем, что по очень многим показателям уровня и качества жизни пока не «дотягиваем», до лучших регионов, где-то – даже по среднему по ПФО. Это и зарплата, и уровень социального обеспечения, и вопросы благоустройства, ЖКХ. Такое положение дел нас абсолютно не устраивает. Но у нас есть чёткое понимание: нам есть, куда расти, есть что менять и есть все условия, чтобы стать успешным регионом.
Мы для себя на 2012 год обозначили десять приоритетов. Подробно о них я говорил в своём выступлении на экономическом форуме 14 февраля. Сегодня лишь напомню участникам Гражданского форума основные направления региональной политики.
Первое: решение вопросов занятости и повышения заработных плат по всем секторам экономики. Как решать эту задачу – мы знаем. Здесь и привлечение инвестиций, создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, и прямое давление власти на работодателей, и создание благоприятного делового климата, поддержка малого бизнеса, агропромышленного комплекса.
Второе: решение жилищных проблем. Прежде всего, для молодых семей и работников бюджетной сферы. Мы стремимся использовать имеющиеся бюджетные возможности для оказания помощи в приобретение жилья через ипотечные механизмы. Мы видим, что проекты по «Учительскому дому», «Дому для работников здравоохранения» находят у людей интерес, поддержку и желание участвовать.
Третье – муниципальное развитие. Мы сегодня создаем стимулы для муниципалитетов работать более эффективно, передавая им из областного бюджета дополнительные источники доходов. В том числе – по налогам на малый бизнес.
Четвертое, пятое и шестое направления напрямую связаны с чиновниками, с повышением качества регионального управления. Это:
— повышение ответственности за оказание качества услуг населению;
-улучшение кадрового потенциала государственной и муниципальной службы,
а также
-модернизация управленческой деятельности.
Об этих направлениях я скажу более подробно чуть позже.
Седьмое направление – это качественный рост человеческого капитала. Здесь речь идет об образовании, здравоохранении, культурной политике. Необходимо резко повысить качество работы в этих отраслях. В то же время, решать те наболевшие вопросы, которые ощущают на себе наши граждане: это и очереди в поликлиниках, очереди в детские сады, доступность учреждений культуры и спорта. В качестве отдельного приоритета хотим выделить дополнительное образование детей и подростков.
Восьмое направление – забота о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также о пенсионерах и инвалидах. Переход от «массовой» социальной защиты к адресной поддержке наиболее социально незащищённых групп населения, создание и соблюдение социальных стандартов качества жизни, создание «Социальной дорожной карты региона» по всем категориям социально незащищенных групп граждан. Люди должны четко знать, какую адресную поддержку, где именно и в каких объемах они имеют право получать.
Девятое направление – комфортная среда проживания. Здесь нам необходимы четкий мониторинг ситуации с ценами на услуги ЖКХ, лекарства, ГСМ, продовольствие, а также адекватное и жесткое реагирование на попытки отдельных представителей бизнеса нарушать законодательство. Благоустройство и ремонт дорог, транспортное обеспечение также в числе наших приоритетов, но не за счёт бездумного «швыряния» денег на ветер.
Наконец, десятое направление — всё, что связано с демографией и поддержкой семьи. В течение прошлой недели эта тема дважды обсуждалась на уровне Президента и Председателя Правительства страны.
Уважаемые коллеги!
Я посчитал необходимым еще раз остановиться на приоритетных направлениях работы областного Правительства по нескольким причинам.
Во-первых, к сожалению, многие жители региона, в том числе и сидящие в этом зале не особенно интересуются, что происходит в регионе, чем занимаются органы власти. А отсюда пренебрежение и к работе управленческих структур и отмахивание от достижений.
Во-вторых, определенные приоритеты являются и приоритетными направлениями конструктивного взаимодействия власти и гражданского общества. Это своеобразные реперные точки приложения гражданской активности и усилий общественных организаций. Это не обязательно должно быть сотрудничество. Мы готовы к жёсткому оппонированию наших проектов, механизмов и способов реализации сформулированных задач. Главное, что мы готовы внимательно услышать как ваши сомнения, так и предложения по самым болевым вопросам региональной повестки дня.
А, в-третьих, мы не дорабатываем в реализации наших проектов. Многие ответственные руководители словно боятся движения вперед, не чувствуют уверенности в себе и своих силах, не доверяют общественному мнению и инициативам людей. Проще говоря, не понимают, что мы уже вступили в новый этап развития, когда у общества есть серьёзный запрос на перемены, на улучшение качества жизни, когда люди совершенно по-другому оценивают поступки и действия власти, её эффективность.
По сути, речь идёт о становлении нового качества государственного и муниципального управления. Сегодня мы видим, как отдельные руководители своим непрофессионализмом, равнодушием формируют крайне негативное отношение людей к власти. И граждане справедливо требуют навести порядок и расставаться с теми чиновниками, кто не в состоянии квалифицированно выполнять свою работу, не в силах и не имеет желания работать на благо общества.
Считаю, что нам стоит поддержать инициативу Владимира Владимировича Путина о такой мере, как дисквалификация чиновников за нарушение стандартов оказания услуг как населению, так и предпринимателям.
Я уже отметил, что в обществе существует запрос на перемены. Но при этом и само общество не до конца понимает, что и как необходимо менять. Как дальше выстраивать отношения с властью? Именно это взаимное непонимание, взаимное недоверие является едва ли не главной и наиболее серьёзной актуальной проблемой для всех нас – государства, бизнеса, гражданского общества.
Мы видим, что образовался серьёзный «разрыв»: наши успехи и достижения не «конвертируются» в улучшение социального, психологического климата в регионе. И дело здесь не только и не столько в том, что многие разумные и дельные инициативы власти не обретают общественной поддержки такого уровня, как нам бы того хотелось. Дело в том, что порушенными оказались многие коммуникации, механизмы взаимодействия власти и общества.
Несмотря на созданные усилиями общественности и, прежде всего, власти институциональные условия развития гражданского общества, в регионе не сформировалось стройной системы и действенных механизмов общественного гражданского контроля и реализации гражданских инициатив. Полагаю, что большая часть ответственности за такое положение дел лежит на общественных организациях.
К сожалению, патернализм продолжает оставаться доминирующей чертой общественных настроений. Патернализм порождён длительной историей взаимоотношений власти и общества. Условия патернализма воспроизводятся и в сегодняшних социально-политических реалиях и не способствуют росту гражданской активности населения. Парадоксально, но патернализм является оборотной стороной развитой социальной политики. Чем больше социальных обязательств берёт на себя государство, тем больше запросов и требований к власти со стороны различных социальных групп. К сожалению, приходится сталкиваться с иждивенчеством, потребительским отношением к власти. Дайте денег, помещения, полномочия, льготы. В этом случае не получается подлинного социального партнёрства. Означает ли сказанное, что следует отказываться от активной государственной социальной политики? Конечно, нет.
И вы прекрасно знаете, что региональная власть не только выполняет все взятые на себя социальные обязательства, но и постоянно расширяет социальные программы.
Вместе с тем, для всех нас не менее важно развивать любые формы низовой активности, самоорганизации населения, которые должны быть тесным образом увязаны с личным интересом граждан. Люди должны понять, что государство просто не в состоянии реализовать все потребности и интересы. Ни один чиновник не сделает то, что может сделать активная общественная организация или активный общественник. Дело ли исполнительной власти — разбираться в проблемах, с которыми сталкиваются общественные организации, организовывать публичные акции, формировать попечительские советы, координировать работу множества людей и структур, связывать идеи и проекты одних с материальными возможностями других, административным ресурсом третьих?
Пока патерналистские комплексы преобладают. И любые действия власти – открытость, готовность к диалогу, развитие институтов и площадок коммуникации между властью и обществом, форм контроля общества над властью не обеспечивают победу над патерналистскими настроениями.
И в этом плане я полностью согласен с Президентом, который поставив перед страной стратегическую задачу модернизации, под этим прежде всего понимает модернизацию, «осовременивание» сознания общества и власти.
Со своей стороны, мы пытаемся нащупывать новые способы коммуникации с обществом.
В этом году мы впервые изменили механизм подготовки отчёта Правительства Ульяновской области перед ЗСО. Мы пошли по пути широкого экспертного обсуждения отчётов министерств. В настоящее время заработал специальный сайт, где любой желающий может ознакомиться с отчётами исполнительных органов власти, министерств за 2011 год, оставить не только свои комментарии, но и сформулировать конкретные предложения, которые обязательно будут учтены при подготовке итогового документа.
Вчера я выступил с предложением о том, что общественные инициативы, собравшие не менее 10 тысяч подписей должны рассматриваться правительством области в первоочередном порядке. Ту же самую практику следует распространить и на муниципальный уровень.
Далее. Еженедельно по субботам с 10 до 12 часов мы будем проводить специальные слушания по ключевым жалобам граждан, по критическим сообщениям в СМИ, по ценам, услугам ЖКХ, ситуациям в муниципалитетах, где будем разбирать конкретные ситуации, находить конкретных ответственных. И всё это в режиме интернет-вещания, с обязательным подключением обратившихся с жалобой. И к этому «откровенному разговору» сможет присоединиться любой желающий.
Уважаемые участники форума!
Мы все должны осознать, что находимся в состоянии конкуренции с другими регионами. Прежде всего, конкуренции социальной, культурной. Свидетельством этому является высокий уровень миграции когда наиболее талантливые и способные навсегда уезжают за пределы области. Есть ли у нас конкурентные преимущества? На какие-то особые природные ресурсы нам рассчитывать не приходится. Быть конкурентными мы можем только за счет построения «умной» экономики, экономики знаний, за счет умелого областного менеджмента. И здесь ключевую роль играют образованные, продвигающие собственные инициативы люди, то что называют человеческим капиталом. Надо создавать условия, чтобы люди могли реализовать свой потенциал.
Для этого мы должны побороть патернализм, развивать гражданское общество и поддерживать любыми способами низовые инициативы, развивать местное самоуправление, расширять систему гражданского контроля. Необходимо снять все барьеры для роста, карьерного продвижения молодёжи в бизнесе, системе госуправления, в науке, предоставить ей широкие возможности для личностной и профессиональной самореализации.
Да, свободный человек – неудобный для власти человек, но формирование свободных людей, свободного общества является исторической необходимостью.
Полагаю, что вряд ли найдется хоть одна страна, хоть один регион, про который можно сказать, что гражданское общество там сформировано окончательно и бесповоротно. Гражданское общество – это скорее постоянный неостановимый процесс, а не результат. Поэтому, для того, чтобы существовало сильное, активное, деятельное гражданское общество нужны ежедневные рутинные, почти незаметные другими усилия граждан и организаций.
Я знаю, что у нас есть люди, организации, которые вносят значительный вклад в развитие гражданского общества Ульяновской области. Замечательно, что Общественная палата сегодня будет впервые награждать победителей областного конкурса «Общественное признание». Искренне хочу поздравить победителей, и выразить надежду, что эта награда даст дополнительный стимул для работы на благо Ульяновской области.