«В целом я человек позитивный и с благодарностью воспринимаю все образовательные и просветительские инициативы нашего государства. В современных условиях постоянное обновление знаний и широкий кругозор — залог конкурентоспособности в профессиональной среде.
В этой связи, а также по другим причинам, я считаю проведение международных форумов делом правильным и полезным. Приведу свои доводы. По роду деятельности я общаюсь в трех сферах — культуры, образования и спорта. Это три направления социальной жизни, предполагающие широкие возможности для международного сотрудничества, гуманитарной дипломатии среди экспертного сообщества и совместную проектную деятельность.
Тем не менее, я наблюдаю, как из года в год наша страна теряет позиции на международной арене. В образовании — количество международных публикаций российских ученых прискорбно мало, академическая мобильность, давно ставшая нормой в университетах Европы, нашей профессуре только грезится. В спорте — ежедневные сообщения из МОК (Международного олимпийского комитета) и ВАДА (Международного антидопингового агентства) вообще ставят под большое сомнение наше будущее на международной арене. И только российская культура пока не сдает позиций: наши музыканты, артисты театра, художники все еще желанные гости за рубежом.
Международный культурный форум в Санкт-Петербурге демонстрирует ключевую роль социокультурных практик в современном мире. Для России это, увы, почти последняя возможность для партнерского диалога с другими странами. На многочисленных площадках Форума иностранные специалисты активно делились опытом и зазывали на свои мероприятия. В первые дни пленарных заседаний, слушая призывы к объединению специалистов всех стран, я довольно цинично думала, что это, видимо, специфический климат Петрограда действует на народные массы. «Лучше б вы нас так на Олимпиаду звали», думала я, во время очередной речи о культурной глобализации, ассоциированном взаимодействии и международной кооперации.
С другой стороны, на полных доброжелательности мастер-классах или в деловом общении по узкопрофессиональной проблематике, я понимала, что все эти иностранные специалисты — точно такие же люди, как и мы. У них нет задачи принизить достижения нашей страны. И у этих специалистов под завязку собственных рабочих проблем: они внимательно слушают наши положительные практики, записывают, учатся. Точно также же, как и мы за ними.
Почему же в сфере культуры получается относительно мирно и уважительно взаимодействовать, а в сферах образования и спорта такие неутешительные результаты? Думаю, ответ простой. Мы сами сдали позиции. Не согласны? Давайте рассмотрим факты. Наши специалисты еще 15-30 лет назад пользовались спросом за рубежом. У наших преподавателей, ученых, тренеров готовы были учиться. Взять, например, вузы — слава о них шла по всему миру. Во времена обучения моей мамы иностранные студенты и аспиранты приезжали со всего мира. А вот в период моего обучения — из полутора десятка стран. Сейчас большая часть университетов с трудом выполняет аккредитационный показатель по международным слушателям. В основном за счет студентов из стран СНГ. Разве кто-то извне повлиял на то, что мы снизили свою профессиональную конкурентоспособность, мало общаемся с зарубежными коллегами, растеряли связи и деловые контакты, слабо работаем на международных конференциях, не публикуем статьи в журналах сети Scopus и WebofScience?
Мы не стали глупее, разумеется. Но вот правила игры и опыт присутствия на международной арене за последние годы мы подрастеряли. Придется научиться заново. В том числе, на культурных форумах».