«В Общественной палате Российской Федерации планируется проведение общественной экспертизы проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». По данному законопроекту хотел бы сказать следующее.

Предлагаемые законопроектом меры не повышают безопасность дорожного движения сегодня и не выстраивают единую финансовую и организационную модель ликвидации причин, по которым они ежегодно совершаются. Из указанных мер в пояснительной записке проблема только признается системной с устранением правовых пробелов и «белых пятен» в части ликвидации проблем безопасности дорожного движения в результате прошлой административно-правовой деятельности (ужесточение административных штрафов и др.) и не имеет эффективного решения до сих пор.

Представленная редакция законопроекта достаточной для регулирования соответствующих правоотношений не является. На мой взгляд, главные предложения и замечания здесь состоят в следующем.

Учитывая приведенные статистические данные об отрицательной динамике роста в последние годы числа смертей в ДТП по вине пешеходов, значительно превышающее количество смертей пешеходов по вине водителей, и тот факт, что экспертами МВД РФ прогнозируется в 2018-2022 гг. рост в целом ДТП по стране (по причинам старения парка машин, увеличения числа водителей с малым стажем, состоянии дорог и др.), а также то, что уже принятые ранее аналогичные законопроекты (в части данных или других статей КоАП и пунктов ПДД, направленные на решение проблем безопасности участников дорожного движения) должного результата не дали (некоторые статистические от 0,5% до 1,5% показатели эффективности от принятых мер увеличения санкций нельзя брать в расчет нельзя из-за их незначительности, да и не секрет, как они достигаются или формируются в отчетности с мест) — то разумно сделать вывод, что законотворчество по этой проблеме нуждается в новых новациях и правовых новеллах (а не систематическом внесении в законодательство поправок об увеличении административных наказаний) или в его переформатировании с комплексным подходом, который предусматривал бы следующее.

Во-первых, во главе угла меры профилактического характера по БДД, а ужесточение наказания являлось бы составляющей этих мер, но не главной. Во-вторых, должно быть улучшено качество дорожного покрытия. В-третьих, установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки должно происходить на основе здравого смысла, а не абстрактных инструкций, в результате чего знаки не совсем соответствуют дорожной ситуации. В-четвертых, ответственность самих сотрудников ГИБДД должна вырасти в такой же пропорции, как и штрафы, т.к. они нередко достаточно вольно трактуют правила дорожного движения.

XXI век раздвинул границы общения между людьми и государствами. Наши соотечественники, приезжая из зарубежной туристической поездки, от друзей или родственников? или из командировки с большим пиететом восхищаются благоустройством дорог, территорий и законопослушностью водителей и пешеходов. И многим невдомек, что это результат не одного дня, не устрашающего действия «местного КоАПа», а сформированный десятилетиями стиль поведения от «мала до велика». Не пора ли и нам с детского сада до студенческой скамьи буквально прививать профилактический ликбез по равенству, а главное, учить уважению и обоюдной ответственности всех участников дорожного движения.

Сейчас мы имеем значительный перекос в перекос в наказании водителей, а не пешеходов, если посмотреть законодательство. Казалось бы, все правильно — настоящее требование для водителя не имеет никаких исключений, он обязан выполнять его по отношению к любому пешеходу, находящемуся на переходе (ибо субъектом правонарушения является водитель, не уступивший дорогу субъекту, наделенному преимущественным правом движения, субъективная сторона всегда характеризуется исключительно умышленной формой вины). Пункт 14.1 ПДД говорит об обязанности водителей «уступить дорогу пешеходам». Что значит «уступить дорогу» — «не начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить пешеходов изменить направление движения или скорость». Поэтому даже если пешеход находится на переходе, если вы сможете проехать так, что не создадите ему помех, можете ехать. Иными словами, если пешеход только собирается переходить дорогу, ему уступать не надо. Но как только он начал движение по пешеходному переходу, его надо пропускать. Попросите инспектора пригласить пешехода, ведь только он может сказать, заставили вы его изменить направление и скорость. Спросите его, был для него переход безопасен или нет. Объясните ему, что если переход был небезопасен, то инспектор обязан выписать штраф и на него. Воспрепятствовать инспектор вам не может, т.к. он сам обязан обо всем предупредить пешехода согласно ст.51 Конституции. После этого пешеход становится свидетелем и будет стучать кулаком в грудь, что никаких помех вы ему не создали, или, по крайней мере, будет молчать. Инспектор отказался приглашать пешехода, сославшись, что тот далеко. Так и пишите в протокол: «Состав правонарушения отсутствует – без пешехода доказать, что я не уступил ему дорогу не возможно. Пешеход оступился (звонил по мобильнику, кому-то махал рукой и т.д.)». Вроде бы не все так однозначно, но на практике наказание водителя неминуемо.

С другой стороны, за нарушение правил ПДД пешеходом и пассажиром или создание ими помех в движении транспортных средств (ст.12.29-12.30 КоАП РФ) ведет тоже к наложению административного штрафа. Казалось бы, ответственность обоюдная. А на практике? Проблема не в наказании, а в его правоприменении. Сплошь и рядом ежедневно можно видеть сотрудников ГИБДД, составляющих протоколы на водителей, нарушивших ПДД. А такую же картинку пешеходом-нарушителем часто доводилось видеть? В лучшем случае, если он остановится и подойдет, то получит устное предупреждение как профилактическую меру. Вот так годами и «замер маятник наказания» на водителе, и пока он не качнется в сторону пассажира, чтобы не словах, а на деле, неотвратимо наступала обоюдная ответственность, эффективности от мер, прописанных законодателем, по безопасности на дорогах ждать нужно будет долго.

В заключение, возвращаясь к законопроекту, нужно еще раз подчеркнуть, что только увеличение размера штрафов для нарушителей ПДД к улучшению ситуации на дорогах не приведет. Нужен комплексный подход, включающих и закрепляющих законодательно профилактических мер, которые обеспечат «ломку» устоявшегося менталитета вседозволенности у всех без исключения участников дорожного движения».