30 марта 2017 года в региональной Общественной палате прошло слушание отчета за 2016 год Председателя Правительства Ульяновской области Александра Смекалина. Мероприятие вызвало большой интерес членов Палаты, многие из которых озвучили гостю свои вопросы и предложения.

Свой доклад Александр Смекалин начал с перечисления основных показателей, достигнутых в регионе на конец 2016 г. По его словам, индекс промышленного производства в Ульяновской области вырос на 0,8%. Величина средней заработной платы составила 24368,6 рублей. За год она увеличилась примерно на 2000 руб., что позволило Ульяновской области занять второе место по темпам роста зарплаты в Приволжском федеральном округе. В рейтинге социально-экономического развития субъектов ПФО наш регион занимает 4 место.

«Общий объем доходов консолидированного бюджета Ульяновской области в 2016 г. составил 45,3 млрд. руб., что на 27,3% превышает аналогичный показатель предыдущего года, при этом снижены объем госдолга региона перед федеральным центром и бюджетный дефицит (последний – почти на 6 млрд. руб.). Мы продолжили поддерживать муниципальные образования: около 30% денежных средств в их бюджеты (более 15 млрд. руб.) поступило из региональной казны. В этом году планируем апробировать механизм формирования стимулирующей части местных бюджетов. Муниципалитетам, власти которых прилагают значительные усилия по увеличению налогооблагаемой базы, стимулирующая часть будет повышена в 5 раз. До 100 миллионов рублей вырастет финансирование программ инициативного бюджетирования: «Народный бюджет» и «Проект поддержки местных инициатив». Параллельно будет усилен государственный финансовый контроль в части осуществления не только юридического, но и экономического анализа эффективности расходования бюджетных средств», — подчеркнул Александр Смекалин.

Далее он рассказал о произошедших за год изменениях в системе управления государственным имуществом. Как отметил Председатель Правительства Ульяновской области, стала очевидной неэффективность эксперимента по передаче полномочий по распоряжению земельными участками с муниципального на региональный уровень. Принято решение вернуть их обратно в муниципальные образования, а за Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области сохранятся функции контроля и методического сопровождения. С технической точки зрения деятельность по распоряжению земельными участками упрощена благодаря открытию в регионе сети МФЦ – к примеру, срок оказания госуслуг населению в данной сфере сокращен с 30 до 14 дней.

«Что касается тарифов на услуги ЖКХ, они по уже сложившейся традиции подлежат пересмотру с 1 июля 2017 г., при этом поставлена задача не допустить их совокупного роста более, чем на 4% в год», — сообщил Александр Смекалин.

Говоря о деятельности Правительства Ульяновской области в сфере привлечения инвестиций, он сообщил, что произошедшее в 2016 г. небольшое снижение объема инвестиций в основной капитал (82,6% к уровню предыдущего года) вызвано изменениями в системе учета – в статистике не отражены показатели по предприятиям, начавшим работать в 2016 г. Кроме того, благодаря увеличению показателя прибыли, при которой бизнес считается малым, с 400 млн. руб. до 800 млн. руб. и с 1 млрд. руб. до 2 млрд. руб. – для среднего бизнеса, многие организации утратили статус крупных производств и тоже не учитываются при расчете инвестиций в основной капитал.

«Мы можем гордиться завершением строительства и введением в эксплуатацию основных объектов аэропортовой экономической зоны «Ульяновск». Специальный инвестиционный контракт заключен между компанией «DMG MORI Россия» и Министерством промышленности и торговли РФ. Статус территории опережающего социально-экономического развития присвоен г. Димитровграду. В прошлом году зарегистрировано более 7000 новых субъектов малого и среднего предпринимательства, благодаря чему региональный бюджет пополнился более, чем на 2 миллиарда рублей», — добавил Александр Смекалин.

Далее заместитель председателя Общественной палаты Ульяновской области Татьяна Сергеева попросила его дать собственную оценку качества работы регионального Правительства. «В конце прошлого года в его структуре произошли изменения, вследствие которых численность аппарата Правительства сократилась на 20% и высвобождено почти 400 млн. руб. Снижения эффективности работы не наблюдается благодаря, во-первых, внедрению системы электронного документооборота, и, во-вторых, передаче полномочий по приятию части управленческих решений от первых лиц региона на уровень заместителей министров и руководителей департаментов», — отметил Александр Смекалин.

Анализ отчета Председателя Правительства Ульяновской области провела руководитель Комиссии по развитию реального сектора экономики, агропромышленного комплекса и формированию благоприятного делового климата региональной Палаты Татьяна Дейкун. По ряду разделов документа она дала несколько рекомендаций. «Если рассматривать доходы населения региона, очевидно, что значительная часть роста показателя средней заработной платы достигнута за счет исполнения майских указов Президента России 2012 года, где речь идет о повышении зарплат работников бюджетной сферы. Считаю, что при расчете необходимо отдельно приводить цифру, характеризующую величину зарплаты граждан, не входящих в данную категорию. В той части отчета, где говорится о деятельности по привлечению инвестиций, хотелось бы увидеть, сколько из 5000 созданных в регионе рабочих мест на новых заводах занято ульяновцами — не секрет, что большое количество специалистов являются выходцами из других регионов страны. Кроме того, хотелось бы уточнить, пользуется ли спросом в Ульяновской области продукция Ульяновского центра трансфера технологий и других инновационных предприятий», — отметила она.

Александр Смекалин заверил, что учтет предложения Татьяны Дейкун в дальнейшей работе. По его словам, при открытии новых производств в муниципальных образованиях инвесторы обязаны соблюдать установленное властями региона требование о начислении работникам заработной платы в размере не ниже средней по региону для соответствующей должности. Для г. Димитровграда этот коэффициент составляет 1,2, для г. Ульяновска – 1,5, т.е. специалисты предприятий, открытых в областном центре за счет привлечения инвестиций, зарабатывают минимум в полтора раза больше, чем работники аналогичной квалификации в среднем. По этой причине Ульяновск становится привлекательным для людей из соседних регионов, многие из которых выбирают его в качестве постоянного места жительства. Что касается продукции инновационных производств, задачу активно использовать ее в работе Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поставил перед региональным Фондом модернизации ЖКХ.

В продолжение темы председатель Комиссии ОП УО по проблемам безопасности граждан, взаимодействию с ветеранскими организациями и системой судебно-правоохранительных органов Олег Ломакин поинтересовался, не приводит ли открытие новых заводов к снижению востребованности продукции работающих уже давно производств. На это Александр Смекалин ответил, что развитие конкуренции – неизбежный процесс. «Старым» предприятиям, желающим сохранить позиции на рынке, тоже приходится заниматься внедрением инновационных технологий, и это приносит пользу экономике региона.

Руководитель Комиссии по развитию информационного общества, СМИ и общественного контроля Денис Ефремов отметил необходимость налаживания взаимодействия между промышленными гигантами и компаниями, работающими в сфере информационных технологий, а также проведения в регионе IT-олимпиад для школьников по робототехнике и другим специализированным дисциплинам. «В разработках IT-компаний сегодня очень заинтересованы предприятия оборонного комплекса, и мы будем решать задачу по обеспечению им доступа в данную отрасль. Олимпиады по информационным технологиям проходят в регионе регулярно, однако органы власти, отвечающие за это направление, готовы оказывать любое содействие в его развитии», — подчеркнул Председатель Правительства Ульяновской области.

Не менее важное направление работы обозначила член Общественной палаты Лидия Саурова. Она заявила о необходимости уделить на региональном уровне особое внимание анализу эффективности расходования средств на учреждения бюджетной сферы, поскольку совсем немногие из них сегодня стремятся повышать свою доходность. Согласившись с предложением Лидии Сауровой, Александр Смекалин подчеркнул, что основным показателем, который будет учитываться при проведении такого анализа, должен стать не объем заработанных денег, а результаты, достигнутые за счет вложения бюджетных средств, будь то увеличение числа посетителей спортивных секций, охвата населения культурно-массовыми мероприятиями и т.д. «Кроме того, мы сосредоточим внимание на повышении экономической эффективности. Ситуации, когда учреждение, занимая всего один этаж большого здания, за счет бюджетных средств отапливает все помещение, должны быть сведены к минимуму», — считает Председатель Правительства Ульяновской области.

На вопрос члена региональной Палаты Людмилы Ляшенко, сказалось ли сокращение числа сотрудников муниципальных администраций на эффективности работы учреждений, он пояснил, что благодаря передаче части государственных услуг в полномочия МФЦ и введению электронного документооборота никаких негативных последствий оптимизации штатов выявлено не было. Будучи президентом Российского союза боевых искусств Ульяновской области, Александр Смекалин поддержал инициативу члена ОП УО Александра Парфенова по проведению 3 сентября 2017 г. – в День солидарности в борьбе с терроризмом — митинга-реквиема и других памятных мероприятий и пообещал оказать в этом необходимую поддержку.

Напомнив о прошедшем в июне 2016 г. посещении членами региональной Палаты Ульяновского центра трансфера технологий, председатель Комиссии ОП УО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Вячеслав Ярош поинтересовался, каким образом осуществляется внедрение разработок учреждения в промышленное производство. Второй его вопрос был посвящен теме выпуска Правительством региона государственных облигаций и иных ценных бумаг. По сообщению Александра Смекалина, любые разработки в Центре трансфера технологий ведутся при наличии потребности в них у заказчиков. К примеру, большой интерес ульяновских предприятий и организаций вызывают проекты по неинвазивной генетической диагностике, разработке тонкопленоч6ых покрытий и др. Что касается выпуска облигационных займов, этот вопрос уже обсуждался с Центробанком РФ, однако пока признан нерентабельным.

Далее Вячеслав Ярош обозначил несколько актуальных для региона проблем, на решение которых, по его мнению, Председатель Правительства региона и его коллеги должны обратить особое внимание. «Одна из социально значимых тем – тарифная политика. К примеру, в сфере сбора твердых бытовых отходов до сих пор не разработаны нормативы по объему мусора, производимого одним человеком, и по траспортировке. По вопросам расчета тарифов полной ясности нет даже у региональных и местных властей. Я часто провожу мастер-классы в муниципальных образованиях, и регулярно спрашиваю государственных и муниципальных служащих, кто из них в течение прошлого года проходил обучение или повышение квалификации по вопросам ЖКХ. Выясняется, что таковых немного. Еще хуже дела с грамотностью в этой сфере у руководителей социальных учреждений, к полномочиям которых, помимо всего прочего, относится осуществление контроля за капитальным ремонтом зданий. Мы с коллегами неоднократно поднимали эту проблему на заседаниях Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Общественной палаты Ульяновской области, однако ситуация не изменилась до сих пор. Еще одно обозначенное нами важное направление работы – противодействие коррупции в сфере ритуальных услуг», — заявил Вячеслав Ярош.

Поддержав коллегу, член ОП УО Анатолий Сторожков попросил пояснить указанную в докладе информацию о повышении тарифа на услуги по передаче электрической энергии установлены с превышением предельного уровня, установленного Федеральной антимонопольной службой России, а также причины сокращения срока полномочий членов Межотраслевого совета потребителей по вопросам естественных монополий с 3 до 1 года. В качестве комментария Александр Смекалин сообщил, что рост затронул лишь один из показателей тарифа — ставку за 1 киловатт величины мощности передачу электроэнергии потребителям услуг. В Ульяновской области она была повышена на 3,2% по причине изношенности сетей и в целях предотвращения аварийных ситуаций. Говоря о Межотраслевом совете, он ответил, что срок полномочий его членов был сокращен в целях повышения эффективности работы организации, т.к. прежний состав, сформированный на три года, быстро потерял интерес к активной деятельности. На это Анатолий Сторожков высказал контраргумент: одного года недостаточно, чтобы досконально разобраться в работе. Кроме того, по его мнению, при формировании нового состава совета имели место процедурные нарушения.

Обратив внимание, что значительное число вопросов, затронутых в ходе мероприятия, были посвящены проблемам ЖКХ, члены региональной Палаты приняли решение организовать на площадке Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления рабочую встречу и посвятить ее теме формирования тарифов на услуги ЖКХ и другим актуальным проблемам в жилищно-коммунальной сфере.

Подводя итоги слушаний, председатель Общественной палаты Ульяновской области Тамара Девяткина по традиции организовала голосование, по результатам которого деятельность Александра Смекалина в 2016 г. была признана удовлетворительной. «Особенность представленного отчета в том, что в нем содержится много узкопрофессиональных терминов, трудных для понимания неспециалистов данных статистики. Учитывая масштаб и сложность проведенной работы, считаю, что возможность ознакомиться с документом должны иметь все заинтересованные жители региона. Для этого обращаюсь к Вам с предложением изложить отчет простым и доступным языком, а затем в свободном доступе разместить на сайте Правительства региона. Мы готовы опубликовать его и на официальном сайте Общественной палаты», — заверила Тамара Девяткина.

По завершении мероприятия его итоги прокомментировали представители региональной Палаты.

Тамара Девяткина председатель Общественной палаты Ульяновской области:

— Отчет Александра Смекалина стал самым большим как по объему, так и по масштабу дискуссии. Очевидно, что Председатель Правительства региона хорошо подготовился к слушанию – он дал исчерпывающие ответы практически на каждый вопрос, тем не менее, ряд затронутых тем «ушли» на дальнейшее обсуждение профильных комиссий ОП УО. В частности, Палата взяла на проработку сложные вопросы тарифообразования на услуги ЖКХ для населения, а также развития бюджетной сферы. Многие коллеги высказали мнения, что при трудоустройстве на новые предприятия, созданные за счет привлечения инвестиций, приоритет должны иметь жители Ульяновской области. Эта тема тоже требует дополнительной аналитики, и Общественная палата возьмет ее под свой контроль.

Татьяна Дейкун, председатель Комиссии по развитию реального сектора экономики, агропромышленного комплекса и формированию благоприятного делового климата:

— Учитывая, что заместители Председателя Правительства Ульяновской области ранее уже выступали с отчетами в Общественной палате, Александр Смекалин сконцентрировал внимание на стратегии развития региона, инвестиционной и инновационной деятельности, развитии предпринимательской инициативы, управлении финансами. Если говорить о работе Правительства региона в целом, она имеет положительную направленность, что доказывают как статистические показатели социально-экономического развития, так и высокие места Ульяновской области в рейтингах среди субъектов РФ. Отрадно было услышать факты, свидетельствующие об активизации малого бизнеса. Один из примеров – данные об увеличении в полтора раза количества субъектов малого предпринимательства, которые заключивших контракты по госзакупкам. Александру Смекалину я порекомендовала бы чаще встречаться с населением, чтобы ульяновцы видели: Правительство знает о существующих проблемах и имеет представление, как их решать.

Рафаэль Мардеев, член Общественной палаты Ульяновской области:

— Я согласен с коллегами-общественниками в том, что доклад, который мы сегодня услышали, нужно изложить «народным» языком, чтобы его смогли прочитать все заинтересованные ульяновцы. Александру Смекалину и его команде желаю успешной работы на благо нашего региона и его жителей.