27 сентября на базе Общественной палаты Ульяновской области стартовало обсуждение законопроекта «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий». На общественных слушаниях по этому вопросу собрался широкий круг участников: сотрудники регионального Правительства, эксперты-юристы, представители политических партий и движений, в том числе оппозиционных, и просто неравнодушные ульяновцы – неудивительно, что дискуссия получилась оживленной и весьма острой.
Представляя основные положения готовящегося законопроекта, директор Департамента общественной безопасности Правительства Ульяновской области Людмила Крутилина пояснила, что его целью является приведение регионального законодательства в соответствие с общероссийским в связи с принятием 8 июня 2012 г. федерального закона № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». По словам Крутилиной, законопроект предполагает ряд изменений в сфере регулирования отношений, связанных с проведением публичных мероприятий на территории региона. В частности, устанавливается минимальное расстояние между лицами, проводящими одиночные пикеты – 50 метров. Для коллективного обсуждения социально значимых вопросов и выражения общественных настроений, в том числе протестных, Правительством предполагается отведение специальных мест, периметр которых, в случае отсутствия ограждения, планируется обозначать информационными знаками. Число участников, собирающихся на публичном мероприятии без уведомления, согласно законопроекту, не должно превышать сотню, причем норма предельной заполняемости специально отведенных мест составит 1 чел. на кв.м. Кроме того, в тексте указывается, где проведение массовых акций запрещается вовсе: на территориях вокзалов, станций и аэропортов, детских, образовательных, медицинских и физкультурно-спортивных учреждений, тротуарах и остановках общественного транспорта, а также ближе, чем в 50 метрах от объектов культурного наследия, жилых домов, зданий государственных и муниципальных органов.
Последнее положение, приведенное в статье 6 проекта закона «О правовом регулировании отдельных вопросов проведения на территории Ульяновской области публичных мероприятий» и вызвало наибольшее возмущение участников слушаний. Член Правления движения «За достойную жизнь» Евгений Лытяков поинтересовался, знакомы ли его разработчики с российской Конституцией, гарантирующей свободу собраний. «Я хорошо знаю город. Где вообще в Ульяновске можно будет публично высказывать свою позицию, если фактически весь центр, кроме «резерваций», куда планируется загонять протестующих, будет закрыт для проведения пикетов и демонстраций? Уверен, что закон будет активно «проталкиваться», поскольку он в интересах власти. Управляющие органы и без того часто пытаются ограничить права протестующих, например, путем объявления о том, что в запланированном месте в то же самое время будет проведено другое мероприятие, а это не всегда соответствует действительности. Поэтому предлагаю определить в качестве мест массовых собраний городские площади: Ленина, 30-летия Победы, 100-летия со дня рождения Ленина, а также территории перед административными зданиями городов и районов, отменить запрет на проведение митингов на тротуарах и вблизи спортивных объектов, если имеется согласование с руководством», — заявил Лытяков.
Коллегу поддержал первый секретарь ульяновского обкома КПРФ Александр Кругликов: «Возмутительно, что согласно законопроекту, нельзя будет собираться ближе, чем на расстоянии 50-ти метров от административных зданий. В них заседают чиновники, которые должны работать в интересах граждан. Так почему нельзя обращаться прямо к власть имущим, чтобы высказать протестные мнения об их работе? Кого мы защищаем этим законом: граждан от произвола чиновников или наоборот? Считаю, что законопроект носит исключительно репрессивный характер. На нашу партию, например, еще ни разу не поступало жалоб о том, что, проводя демонстрации и пикеты, мы мешаем жителям Ульяновска. Кроме того, в тексте нет ни слова об ответственности самих управляющих органов, в том числе правоохранительных структур, за проведение массовых мероприятий». Ответная реплика Людмилы Крутилиной: «Собираться можно везде, где не запрещено законом», — была встречена большинством участников слушаний с иронией и скептицизмом – аплодисментами.
О том, каким образом планируется измерять расстояние между протестующими, чтобы проверить его на соответствие норме закона, спросил руководитель общественной организации «Дети войны» Евгений Щербаков. Председатель Общественной палаты Ульяновской области Нина Дергунова полюбопытствовала, почему в качестве норматива было утверждено расстояние именно в 50 метров, тогда как в федеральном законе обозначена формулировка «не более 50 м.». По словам заместителя руководителя аппарата Законодательного Собрания региона Василия Причестнова, федеральный закон не допускает проведение более двух публичных мероприятий одновременно, поэтому 50-метровое разграничение между ними соблюсти вполне реально, при этом измерять расстояние будут «на глаз».
В ходе обсуждения также прозвучал вопрос, чем руководствовались юристы Правительства при определении максимальной численности публичных мероприятий, проводящихся без уведомления городских или местных администраций. «Мы изучили статистику органов внутренних дел и местного самоуправления, при этом выяснилось, что в нашем регионе среднее число участников протестных акций обычно гораздо меньше человек», — пояснила Людмила Крутилина.
Представитель Объединенной политической коалиции Ульяновской области Евгений Добрынин попросил объяснить причину запрета на проведение массовых мероприятий вблизи объектов истории и культуры: «Массовые выступления могут быть не только протестными, но и, например, приуроченными к памятным датам. Получается, что мы будем лишены даже возможности организованно возлагать цветы к памятникам?». Его поддержала Нина Дергунова, отметив необходимость разъяснения порядка проведения подобных мероприятий в тексте закона.
«Понимают ли представители власти возможные последствия принятия законопроекта в существующем виде? Уверен, что в новых условиях многие политические силы будут протестовать «подпольно», без уведомления региональных или местных властей, не используя при этом лозунги или иную атрибутику», — выступил с репликой ульяновец Илья Сотников. С ним согласилась член Общественной палаты Татьяна Сергеева, порекомендовав разработчикам составить списки площадок, разрешенных для проведения массовых собраний как в областном центре, так в сельских районах. По мнению Сергеевой, в случае, если новые нормы вступят в силу, митинговать в муниципальных образованиях будет негде, поскольку все пригодные для этого территории располагаются в непосредственной близости от административных и культурных объектов, где собираться будет официально запрещено. Тему продолжил заместитель председателя Совета депутатов МО «Чердаклинский район», известный блоггер Антон Хащенко, предложив изъять из текста статьи 6 упоминание о запрете собираться вблизи многоквартирных домов, поскольку это нарушает права людей, организующих собрания собственников жилья для решения насущных проблем.
Член ОП Александр Брагин, предварительно внимательно изучивший текст законопроекта и даже подготовивший собственный его вариант, отметил необходимость уточнить понятие «общий умысел» и спросил, считается ли таковым ситуация, когда в специально отведенном месте будут находиться сразу несколько одиночных пикетчиков, выступающих с аналогичными требованиями.
«Я согласна со всеми выступившими в части необходимости приложить к законопроекту примерный список мест, разрешенных для проведения публичных мероприятий, который уместно предварительно согласовать с Общественной палатой и Палатой справедливости, — подчеркнула Нина Дергунова. – Кроме того, предлагаю сократить минимальное расстояние до объектов культурного наследия с 50-ти до 10-30 метров, поскольку очевидно, что никакого урона историческим зданиями протестующие не нанесут. Председатель ОП также обратила внимание на крайнюю противоречивость формулировки, содержащейся в пункте 4 статьи 4, согласно которой организатор публичного собрания, уведомление о проведении которого не требуется, обязан будет представить в администрацию городского округа или сельского поселения регламент мероприятия. «Требование сообщать о готовящихся протестных акциях в случаях, если уведомление о них не требуется по закону, противоречит само себе и свидетельствует о превышении полномочий органами власти. В ситуации, когда на одно и то же время запланировано несколько массовых собраний, следует распределять очередность и порядок их проведения не «сверху», а предоставить возможность договорится самим организаторам», — считает Нина Дергунова.
От участников слушаний поступил и ряд технических предложений: включить в текст законопроекта справочник, раскрывающих смысл ключевых терминов, вычеркнуть формулировку, указывающую борьбу с терроризмом и экстремизмом в качестве одной из целей его принятия, заменить понятие «лицо» ввиду его неоднозначного толкования на слова «субъект» или «участник»и т.д.
Диалог завершился комментарием председателя ульяновского регионального отделения политической партии «Патриоты России» Владимира Аладина. «Думаю, что большинство присутствующих согласны с тем, что в существующем виде законопроект принимать нельзя. Очевидно, что он направлен на дальнейшее ограничения свободы собраний и доступа народа к власти. Уже сейчас нельзя свободно пройти ни в администрацию области, ни в мэрию, ни в Городскую Думу, а из 11 запланированных в последнее время пикетов мы получили официальное разрешение лишь на 3. Возможно, наилучшим решением будет переработка существующего варианта текста в сторону максимального приближенная к федеральному закону, а не его ужесточения. Прошу членов Общественной палаты учесть все высказанные сегодня критические замечания и предложения, чтобы защитить интересы граждан», — отметил Аладин.
Поблагодарив всех пришедших за активное участие в дискуссии, члены Общественной палаты Ульяновской области напомнили, что палата наделена законодательной инициативой, а значит, может инициировать создание альтернативного законопроекта с привлечением квалифицированных экспертов. Нина Дергунова также призвала политиков и общественников в ближайшее время направлять в ОП комментарии, не озвученные в ходе встречи, для дальнейшей их передачи рабочей группе, которая будет заниматься доработкой законопроекта.