В январе-марте 2013 года параллельно с организацией слушаний отчетов заместителей Председателя Правительства Ульяновской области региональной Общественной палатой была проведена социологическая диагностика по оценке эффективности их деятельности. Результаты исследования были озвучены председателем ОП Ниной Дергуновой в ходе пресс-конференции, прошедшей 21 марта 2013 г.
Диагностика проводилась методом групповой оценки личности: параллельно осуществлены два опроса – «сбоку» (экспертов, знающих работу оцениваемых членов Правительства) и «снизу» (обычных граждан, включенных в опрос на основе случайного отбора). Каждый показатель «сбоку» и «снизу» имеет самостоятельную ценность, а также является равноценной составляющей в комплексной оценке членов Правительства.
В опросный лист, разработанный заведующей кафедрой политологии, социологии и связей с общественностью УлГТУ, доктором социологических наук, членом ОП третьего созыва Ольгой Шиняевой, включено 20 качеств. С 1-го по 13-е характеризуют профессиональную культуру и деловые качества заместителей председателя Правительства (такие, как «участие в решении проблем повышения уровня жизни и реальных доходов населения», «участие в развитии рынка труда, открытии новых рабочих мест», «умение выделить главные проблемы региона, населенного пункта», «владение способами эффективной диагностики настроения жителей», «умение поддерживать диалог с населением, обсуждать актуальные проблемы» и т.д.) с 14-е по 20-е – личностные качества («умение развивать свой словарный запас, повышать квалификацию», «способность к коммуникациям; взаимодействие со СМИ», «убедительность и открытость в Интернет-технологиях», «культура речи», «общая эрудиция» и т.д.).
Всего было опрошено 30 экспертов и 400 граждан (200 ульяновцев и столько же жителей других городов и сел области). Число респондентов свидетельствует о репрезентативности выборки для экспертного интервью и массового опроса населения.
Обобщение данных производилось следующим образом. Были рассчитаны средние баллы по каждому показателю. То есть бралось каждое качество представителя власти, например, «участие в решении проблем повышения уровня жизни и реальных доходов населения», и по всем оценкам, которые поставили эксперты за это качество, рассчитывался средний балл. И так по каждому из 20 показателей.
Далее были рассчитаны средние баллы, характеризующие личностные и деловые качества 7 заместителей Председателя Правительства Ульяновской области: Александра Пинкова, Николая Маркина, Александра Чепухина, Светланы Опенышевой, Тамары Девяткиной, Татьяны Дейкун и Александра Якунина — по пятибалльной шкале, в которой 0 – означает «не знаю», 1 – «очень низкий уровень проявления качеств», 2 – «низкий уровень», 3 – «средний», 4 – «высокий», 5 – «весьма высокий».
В результате наиболее высоко эксперты оценили деятельность Девяткиной Т.В. – 3,7 балла, Маркина Н.П. – 3,6 и Якунина А.И. – 3,5. В числе «отстающих» Чепухин А.В. – 3 балла, Опенышева С.В. – 3,09 и Пинков А.П. – 3,1.
В ходе уличного опроса случайно выбранным жителям региона также предлагалось оценить проявление различных качеств зампредов по аналогичной схеме. Оценки, которые поставили граждане, оказались гораздо ниже, чем у экспертов. Самые высокие баллы получили Пинков А.П. – 1,2 и Девяткина Т.В – 0,8. Самые низкие баллы отмечены у Озернова А.В. и Дейкун Т.А. – 0,1. Маркин Н.П., Опенышева С.В. и Якунин А.И. получили по 0,2 балла, Чепухин А.В. — 0,3 балла.
По результатам экспертного опроса и опроса граждан были подсчитаны совокупные оценки. Таким образом, по итогам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Все совокупные оценки (учитывающие мнения «сбоку» и «снизу») находятся на уровне ниже среднего – в пределах 1,7 – 2,3 балла. Данный факт свидетельствует не столько о низкой профессиональной компетентности, сколько о недостаточной известности членов Правительства и отсутствии у них публичного имиджа. Сделанный вывод подтверждается разницей оценок экспертов и граждан: мнения экспертов, которые имеют опыт непосредственного взаимодействия с Правительством Ульяновской области, всегда значительно выше; они варьируются в границах от 3 до 3,7 баллов, то есть «выше среднего уровня». Оценки обычных граждан часто ниже 1 балла — «ниже нижнего уровня».
2. Личностные качества (культура речи, общая эрудиция, способность к коммуникациям, словарный запас и повышение квалификации) у всех представителей исполнительной власти более развиты, чем деловые: разброс мнений экспертов в пределах от 3,4 до 4,2 баллов, а совокупные личностные оценки, учитывающие мнения граждан, составляют в целом 2,1 – 2,7 балла. Выше других личностные качества оценены у Девяткиной Т.В.; особенно «общая эрудиция», «культура речи», «умение поддерживать диалог с населением».
3. Оценки деловых качеств заместителей Председателя Правительства Ульяновской области (умение выделить главные проблемы региона; контроль за состоянием региональных и муниципальных дорог, участие в решении проблем повышения уровня жизни населения, участие в развитии рынка труда) эксперты и граждане оценили ниже, чем личностные качества. Разброс мнений экспертов относительно деловых качеств заместителей Председателя Правительства находится в пределах от 2,5 до 3,4 баллов. Типичная совокупная оценка (и граждан, и экспертов) деловых качеств составляет 1,5 – 2,2 балла, т.е. «ниже среднего уровня». Несколько выше эта оценка в диагностике деловой деятельности Пинкова А.П. и Девяткиной Т.В. Ниже всего респонденты оценили деловую компетентность Чепухина А.В., Опенышевой С.В.и Дейкун Т.А.. – 1,5 – 1,6 балла («ниже нижнего предела»).
4. Столь низкие цифры говорят о том, что небольшая доля опрошенного населения смогла дать реальные оценки тем или иным представителям исполнительной власти; большинство граждан поставило «0» («не знаю»). С деятельностью Пинкова А.П. население знакомо в большей степени, поскольку он был мэром г. Ульяновска. То же можно сказать о Девяткиной Т.В., которая ранее возглавляла Министерство образования Ульяновской области. Остальные заместители Председателя Правительства региона не являются публичными людьми – об их деятельности, активности в СМИ и Интернет-коммуникациях рядовые жители региона осведомлены крайне мало.
5. Усиление публичности и узнаваемости политиков, отвечающих за конкретные сферы жизни региона, должно стать предметом специальной деятельности, направленной на формирование имиджа Правительства Ульяновской области и его членов. В этой работе, кроме привычных каналов формирования общественного мнения через СМИ и официальные Интернет-сайты, необходимо активнее использовать специальные страницы в социальных сетях (посвященные различного рода мероприятиям), личные встречи в трудовых и учебных коллективах. Конкретные дела более эффективно воздействуют на общественное мнение, чем специально выстроенные речи и вербальные коммуникации.
С полным анализом результатов социологической диагностики деловых и личностных качеств членов Правительства Ульяновской области, включающим приложения, можно ознакомиться во вложенном файле.