16 апреля 2015 года серию слушаний отчетов заместителей главы региона о состоянии дел в курируемых отраслях, актуальных проблемах и планах на будущее в Общественной палате Ульяновской области продолжил заместитель Председателя Правительства – Министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин.

«В 2014 году в большинстве отраслей зафиксирована положительная динамика. В пищевой промышленности прирост относительно показателя 2013 г. составил 6%, добыче полезных ископаемых – 2%, сфере общественного питания – 9,5%, розничной торговле – 1,1%», — такие данные привел Александр Чепухин, открывая свое выступление. По его словам, за прошедший год в Ульяновской области произведено продукции сельского хозяйства на сумму более 30,5 миллиардов рублей (в действующих ценах). Индекс производства сельхозпродукции составил 96,5%.Снижение общего объема производства обусловлено снижением показателей в отрасли животноводства (на 14,1%), тогда как в растениеводстве обеспечен рост на 6,2%.

Общая посевная площадь в регионе в 2014 г. составила более 1 миллиона гектаров. Всего было собрано 1,06 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур (+17,% к уровню 2013 года) при средней урожайности более 20 ц/га и 107 тыс. тонн овощей (+7%). Несколько хуже показатели в животноводстве: реализовано скота и птицы на убой в живом весе66,7 тыс. тонн, что составляет 80,9% к уровню 2013 года. На 13% сократилось производство молока, составив 232,8 тыс. тонн и на 16,5% — производство яиц (332,1 млн. штук).

«На конец 2014 года в области насчитывалось 124,3 тысячи голов крупного рогатого скота (88,2% к показателю 2013 г.), свиней — 178 тыс. (101,5%), птицы — 1,9 млн. (56,9%). Одной из причин ухудшения цифр статистики стала проведенная в 2013-2014 гг. инвентаризация скота в личных подсобных хозяйствах. Она была организована в рамках подготовки к Всероссийской сельскохозяйственной переписи, намеченной на 2016 г., с цельюприведения отчетных данных в соответствие с фактической численностью поголовья. Сокращение поголовья птицы и, как следствие, снижение объемов производства мяса и яйца объясняется кризисной ситуацией на птицефабриках Ульяновской области, входящих в Мордовское агропромышленное объединение. В частности, в декабре 2014 г. остановлена работа ООО «СимбирскБройлер» вследствие невозможности получения инвестиционного банковского кредита для продолжения реконструкции. Чтобы вновь запустить птицефабрику, потребуется вложить в нее порядка 1,5 млрд. руб., и это обстоятельство пока останавливает инвесторов», — пояснил Александр Чепухин.

Как отметил заместитель Председателя Правительства региона, отмечается увеличение продуктивности скота. За 2014 год надой на фуражную корову в сельскохозяйственных организациях Ульяновской области составил 4209 кг молока, что на 9,4% выше уровня 2013 г. Поголовье свиней во всех категориях хозяйств на 1 января 2015 года составило 178 тыс. голов — на 2690 больше уровня 2013 г. Наращивание связано с реализацией инвестиционного проекта ООО «РОС-Бекон» в Тереньгульском районе, увеличением численности скота в ООО «СКИК «Новомалыклинский», ООО «Свинокомплекс «Волжский». Что касается птицы, в сельскохозяйственных предприятиях ее численность сократилась на 54%, однако в крестьянских (фермерских) хозяйствах наблюдался рост в 3,9 раза. В 2014 г. произведена модернизация 2 птицеводческих корпусов в ООО «Персонал» Вешкаймского района. На 2015 году запланировано реконструировать 4 корпуса, что позволит увеличить поголовье птицы до 300 тыс. голов и довести производство яиц до 78 млн. штук в год.

«В 2014 году сельхозпроизводителями получено 1,1 млрд. руб. прибыли (с учетом субсидий) при уровне рентабельности 12,3%. Средняя величина заработной платы в отрасли составила 13398 рублей. Вследствие роста цен на импортные семена и средства химической защиты растений ухудшилось финансовое состояние предприятий, что привело, в свою очередь, к снижению парка обновления сельскохозяйственной техники – в 2014 г. было приобретено 409 единиц (для сравнения, в 2011 г – 693), — проинформировал докладчик. — Всего на развитие села из федерального и регионального бюджетов в прошлом году было выделено 1,239 миллиардов рублей, что ниже, чем в среднем по Поволжью. В 2015 г. особое внимание будет уделено оказанию финансовой поддержки производителям картофеля, сахарной свеклы, иных овощей и крупяных культур. Для них объем субсидий на 1 гектар составит 2000 руб., тогда как для всех остальных – 200 руб./га. Роста производства овощей планируется достичь за счет расширения поливных земель и увеличения площадей хранения продукции – в Старомайнском районе, в частности, строятся новые склады для круглогодичного хранения овощей».

Александр Чепухин охарактеризовал и экологическую ситуацию в регионе. В его отчете отмечено, что анализ загрязнения атмосферного воздуха г. Ульяновска за 2014 год показал, что концентрация взвешенных веществ (пыли), диоксида серы, оксида углерода и оксида азота не превышала допустимого значения. В рамках осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в 2014 году за счет субвенций федерального бюджета были продолжены работы по регулированию русел рек Барыш и Карсунка у р.п. Карсун протяженностью 9,2 км и общей стоимостью более 100 млн. рублей. В прошлом году начат капитальный ремонт 4 гидротехнических сооружений: на р. Калде в МО «Барышский район» Ульяновской области; на р. Вязовка МО «Майнское городское поселение», на р. Какорма у с. Репьевка в МО «Инзенский район и на р. Елаурка в Сенгилеевском районе.

В рамках мониторинга работ по ликвидации свалок в муниципальных образованиях области по состоянию на 1 декабря 2014 г. администрациями МО выявлены 732 свалки, объемом 72,6 тысяч м3, ликвидированы 642 свалки объёмом 70,8 тыс. м3. Всего за прошедший год в рамках деятельности по экологическому контролю проведено 130 плановых и 18 внеплановых проверок, вынесено 37 определений о проведении административного расследования. В ходе проведения плановых проверок возбуждено 78 дел об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 54 лиц, выдано 22 предписания об устранении 61 пункта выявленных нарушений.

Последний блок доклада Александра Чепухина был посвящен ситуации в лесной отрасли. «Лесами покрыты 26% территории региона, а общий запас древесины составляет 164,9 млн. м3. — по данному показателю Ульяновская область занимает 8 место в Приволжском федеральном округе. На государственный кадастровый учет поставлено порядка 55% площади земель лесного фонда. Общий объем заготовки древесины в 2014 году составил 978,9 тысяч м3, что на 2% больше, чем в 2013 г. Объем освоения расчетной лесосеки на участках, переданных в аренду, — 64,9%. Основными сложностями в отрасли продолжают оставаться отсутствие у производителей древесины современной техники и высокая плата за аренду лесов», — рассказал он.

В заключение заместитель Председателя Правительства – Министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обозначил актуальные задачи на 2015 год. В их числе – улучшение показателей, характеризующих продовольственную безопасность региона, привлечение инвесторов в сельское и лесное хозяйство, охрана, защита и воспроизводство лесов, эффективное использование природных ресурсов, решение проблем сбора и утилизации твердых бытовых отходов, расширение поливных площадей, увеличение производства овощей и молока. Александр Чепухин также обозначил два вопроса, в решении которых рассчитывает на поддержку региональной и федеральной Общественных палат. Первый – инвестирование в молочное хозяйство не путем субсидирования процентной ставки по кредитам, а через предоставления субсидий непосредственно на приобретение оборудования. Второй вопрос – о возможности переноса закупок зерна с осени на весну (при помощи фьючерсов), что улучшит финансовые возможности производителей.

Взяв слово, заместитель председателя ОП Ульяновской области Татьяна Сергеева заверила, что Палата готова оказать содействие в виде вынесения обеих озвученных тем на обсуждение на федеральный уровень через Общественную палату РФ. Она также задала Александру Чепухину несколько вопросов: о количестве заброшенных пахотных земель в регионе, о том, кто должен осуществлять расчистку поваленного леса, а также о причинах неучастия государства в деятельности по сбору и переработке ТБО, которая в современных условиях может стать прибыльным бизнесом.

«В Ульяновской области примерно 200 тысяч гектаров заросли лесом, однако возвращать эти земли в сельскохозяйственный оборот нет смысла, т.к. в случае их перевода в лесной фонд необходимо предусмотреть расходы на содержание. Сдать в аренду эти участки также невозможно, поскольку деревья на них не достигли возраста 70 лет, а именно столько необходимо для формирования полноценного леса. В то же время разработан процесс изъятия сельскохозяйственных земель, которые не обрабатываются более трех лет. Подобные процедуры, в частности, уже производились в Барышском и Базарносызганском районах, — ответил докладчик. — При осуществлении расчистки завалов мы готовы оказывать необходимую помощь, но инициатива, как и софинансирование, должны исходить от администраций муниципальных образований. Что касается сбора и переработки отходов, эта работа передана частным компаниям, которые своими силами решают проблему взимания у населения денег на вывоз ТБО. С другой стороны, без государственного участия здесь, безусловно, не обойтись: и организация полигонов, и строительство мусороперерабатывающих заводов, ни один из которых в России еще не окупился, требуют организационного и финансового содействия со стороны органов власти».

Председатель Общественной палаты Тамара Девяткина поинтересовалась, насколько востребованы для отрасли 16 существующих в регионе сельскохозяйственных ссузов, во многих из которых недозаполнены даже бюджетные места. «Приведу в пример ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»: из всей сети учебных заведений были выбраны и оснащены необходимым оборудованием 7 ссузов, ставших современными учебными центрами. Не секрет, что многие сельскохозяйственные техникумы региона не имеют достойной материальной базы для подготовки высококвалифицированных специалистов. Возможно, было бы уместно апробировать петербургскую практику, выделив и достойно оборудовав хотя бы один ссуз», — добавила она.

В качестве комментария Александр Чепухин сообщил, что подобные варианты уже рассматривались ранее, а «головным» учебным заведением отрасли планировалось сделать Рязановский сельскохозяйственный техникум. Уже сегодня на базе ссуза проводится повышение квалификации преподавателей. Сложность в том, что, в соответствие с Бюджетным кодексом РФ, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не может напрямую субсидировать техникум – для этого нужно юридически разделить учебную базу и производство.

Ректор Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии имени П.А. Столыпина» Александр Дозоров подтвердил, что вуз, занимающийся производством сельскохозяйственной продукции на федеральной земле, также не получает субсидий и дотаций по линии Минсельхоза России. После этого Тамара Девяткина обратилась к Александру Чепухину с призывом заняться решением данной проблемы, а также заявила, что Общественная палата готова оказать в этом содействие, направив обращение в ОП РФ.

Отвечая на вопрос помощника Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Владимира Филонова о том, фиксировались ли случаи «приписок» земли фермерами для получения большего объема субсидий, величина которых зависит от площади хозяйства, заместитель Председателя Правительства региона уведомил, что в данной сфере ведется жесткий контроль, однако по фактам подобных нарушений и невозврата незаконным образом полученных за счет субсидий денежных средств имели место несколько судебных разбирательств.

«Меня давно интересуют вопросы, каким образом в регионе осуществляется поддержка начинающих фермеров и каковы функции сельских старост. Хотелось бы узнать и о том, изменился ли удельный вес местной продукции в розничной сети после введения против России экономических санкций и ответного запрета закупать продовольствие в США и странах ЕС», — включилась в дискуссию председатель Комиссии ОП УО по развитию реального сектора экономики, агропромышленного комплекса и формированию благоприятного делового климата Татьяна Дейкун. На это Александр Чепухин сообщил, что в 2014 году грантовая поддержка в объеме 1,5 млн. руб. была оказана 27 начинающим фермерам. Сельские старосты избраны в 453 населенных пунктах Ульяновской области, где они занимаются вопросами благоустройства, а также доносят до местных властей общественное мнение по самым разным вопросам. Около 35% товаров, реализуемых в торговой сети Ульяновской области, произведено в регионе, а по отдельным наименованиям продуктов соотношение еще выше – 50-60%. Кроме того, часть продукции (преимущественно, молочной) вывозится и успешно реализуется в других субъектах РФ.

На вопрос члена региональной Палаты Михаила Круглова о том, конкурентоспособны ли местная производители на российском рынке, докладчик ответил утвердительно, приведя в пример заводы «Эфес Рус», «Молвест», «Алев», «Ульяновскхлебпром», «Юпитер Продакшн» и др., продукция которых пользуется спросом далеко за пределами региона, в том числе за рубежом.

По просьбе члена Совета ОП УО Анатолия Васильева привести данные о стоимости продуктовой корзины в Ульяновской области по сравнению с другими регионами России Александр Чепухин сообщил, что по данному показателю область сегодня занимает 5-6 место в ПФО и 12 по России. В качестве комментария Татьяна Сергеева порекомендовала при сборе статистики учитывать не только стоимость продуктов питания, но и размер средней заработной платы по региону.

Председатель Комитета по аграрным вопросам, продовольствию, развитию сельских территорий, природопользованию и охране окружающей среды Законодательного Собрания Ульяновской области Виктор Антипов напомнил собравшимся, что слушание отчета Министра сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов по итогам 2014 года в ЗСО состоялось в марте. «По итогам мероприятия нашим комитетом Заксобрания решено было поддержать следующие инициативы: передачу с федерального на региональный уровень функции ценообразования на основные продукты питания, предоставление до 40% торговых площадей для реализации продукции отечественных и региональных товаропроизводителей, выделение местного песка и щебня для ремонта дорог (по заявлению строительных организаций и без прохождения торгов). Федеральный закон о торговле действует с 1992 года и требует совершенствования. В частности, необходимо отменить уплату бонуса перед вхождением сельхозпроизводителя в торговые сети в размере 18% от его оборота и право на 45-дневную отсрочку платежей за поставленную в магазин продукцию. На сегодняшний день вместо того, чтобы поддерживать сельхозпроизводителей, нормативная правовая база создает преференции для продавцов. Для устранения несправедливости на законодательном уровне мы обращаемся за поддержкой Общественной палаты», — подчеркнул Виктор Антипов.

Председатель Агропромышленной паты Ульяновской области Александр Малышев порекомендовал в ежегодных отчетах Минсельхоза отражать динамику развития таких отраслей, как пчеловодство, коневодство и овцеводство, а также производство аквакультур.

Тамара Девяткина, в свою очередь, отметила, что по итогам прошедшего в декабре 2015 года VI Гражданского форума Ульяновской области в числе прочих региональной Палатой была дана рекомендация разработать программу экологического воспитания населения, и поинтересовалась, предпринимались ли региональными властями какие-либо действия в этом направлении.

В завершение слушания Александр Чепухин пообещал Тамаре Девяткиной и Александру Малышеву подготовить и представить информацию по прозвучавшим вопросам. Его доклад, как и работу в качестве заместителя Председателя Правительства Ульяновской области, члены Совета Общественной палаты единогласно признали удовлетворительной.