Механизмы обеспечения доступности для населения Ульяновской области печатных СМИ стали предметом обсуждения на очередном заседании Комиссии региональной Общественной палаты по развитию информационного общества, СМИ и общественного контроля, прошедшем 4 марта 2015 г.

«Из-за повышения в прошлом году примерно в 2,5 раза тарифа на доставку корреспонденции «Почтой России» в области значительно увеличилась стоимость подписки на печатные издания. Так, полугодовая подписная цена на большинство районных газет выросла на 80 рублей, а на некоторые региональные издания — сразу на 400 руб. Это привело к потере 10-15% традиционных подписчиков печатной прессы», — разъяснил, открывая заседание, начальник Департамента массовых коммуникаций Управления информационной политики администрации Губернатора Ульяновской области Владимир Лучников.

Он также добавил, что в Ульяновской области сохраняется тенденция отказа от подписки на региональные издания жителями сельских районов, т.к. местные новости им читать интереснее, а выписывать сразу несколько изданий не по карману. Растет объем редакционной подписки, когда люди получают газеты не по почте, а непосредственно в редакции, что дешевле: если 2 года назад такой возможностью пользовались порядка 1,5% подписчиков, то сегодня таковых уже 7%. Развивается и альтернативная подписка – к примеру, издание доставляется не на дом, а в организацию/учреждение, где человек работает.

В дополнение к сказанному член Общественной палаты, главный редактор газеты «Искра» Павловского района Татьяна Гнидова сообщила, что занимается распространением издания через небольшие частные магазины и киоски, что финансово выгодно для редакции и удобно читателям.

Далее Владимир Лучников отметил, что, несмотря на введение альтернативных форм подписки и предоставление районным газетам дотаций с целью снижения каталожной цены, стоимость подписки будет объективно расти и в дальнейшем. На вопрос председателя профильной комиссии ОП УО Дмитрия Соснина о том, каким образом областные власти планируют решать эту проблему, он проинформировал о проработке возможности открытия в формате государственно-частного партнерства «Областного агентства подписки и доставки», которое могло бы, не прибегая к услугам «Почты России», заниматься распространением региональных печатных изданий.

Тему продолжила главный редактор газеты «Сити Симбирск» Ольга Морозова, которая является одним из разработчиков проекта. Она отметила, что уже на сегодняшний день издание бесплатно развозит 200 тысяч экземпляров по домам жителей областного центра, для чего задействованы 80 курьеров, а в перспективе смогло бы предоставлять свои услуги и в других муниципальных образованиях.

«Целями открытия «Областного агентства подписки и доставки» являются создание службы распространения всех региональных печатных изданий по территории Ульяновской области, внедрение альтернативной системы подписки и снижение ее стоимости, а, следовательно, — увеличение тиражей печатных изданий и повышение уровня читаемости периодики. Предполагается, что в структуре агентства будут работать отдел подписки (call-центр), отдел доставки с собственным автопарком и отдел продвижения. В числе вариантов, которые мы готовы рассматривать и осуществлять, — подписка непосредственно в агентстве, по телефону, через Интернет, в редакциях газет, в ТСЖ и управляющих компаниях, на предприятиях и в вузах в рамках проведения «дней подписки». Доставка газет нашими курьерами может осуществляться как на дом (в почтовые ящики), так и на рабочие места, в ТСЖ и УК, обслуживающие жильцов конкретных домов и т.д.», — поделилась идеями Ольга Морозова.

В качестве комментария члены региональной Палаты выразили сомнения, что редакции газеты «Сити Симбирск», как соучредителю будущего «Областного агентства подписки и доставки», вряд ли будет финансово выгодно заниматься доставкой корреспонденции в населенные пункты с небольшим числом жителей.

«В нашем Майнском районе, к примеру, 64 населенных пункта: из них в райцентре проживают 5,5 тысяч человек, в одном п.г.т. и двух селах – по 1-3 тысячи, в большинстве остальных насчитывается менее 300-350 человек, а население 27 деревень не превышает 100 жителей. Вероятно, в поселки, относящиеся к последним двум категориям, вашим курьерам возить газеты окажется невыгодно, следовательно, доставка туда корреспонденции осуществляться не будет. Единственной возможностью получать выписанные издания для жителей небольших сел и деревень остается «Почта России», — поделился мнением член ОП УО, главный редактор газеты «Ленинец» Майнского района Владимир Кузьмин. Говоря о снижении количества подписчиков на районные газеты, он высказал предположение, что одной из причин этого является значительное увеличение объема публикуемой официальной информации (текстов нормативных актов и пр.), которая, с одой стороны, занимает много места на газетных полосах, а, с другой, делает издание скучным для читателей.

Член Общественной палаты, директор телекомпании «Арсенал-Ульяновск» Юрий Старостин призвал региональный Департамент массовых коммуникаций не акцентировать внимание исключительно на увеличении тиражей и объема подписки на печатные издания, а в дополнение к этому уделять внимание развитию Интернет-версий районных газет и местного телевидения.

«Считаю, что предоставить гражданам возможность выбора формы подписки: через «Почту России» или иную службу доставки – очень важно, поэтому проект по созданию агентства в формате государственно-частного партнерства кажется мне весьма интересным. Хотелось бы обратить внимание также на то, что новости из сельских районов трудно найти в региональных СМИ, и данную ситуацию необходимо менять», — озвучила свою позицию член федеральной и региональной Общественных палат Нина Дергунова.

Подводя итоги заседания, Дмитрий Соснин от имени коллег признал проект создания «Областного агентства подписки и доставки» достаточно интересным и перспективным, призвав уполномоченные структуры заняться его подробной проработкой с дальнейшим вынесением на рассмотрение общественности.