21 мая 2014 года в конференц-зале Общественной палаты Ульяновской области состоялся тренинг «Лидерство пятого уровня», организованный Региональным информационно-ресурсным Фондом совместно с Центром поддержки НКО при ОП.

Открывая занятие, Иван Колупаев — эксперт, известный своей практикой семейного коучинга, коучинга команд и личного развития, — рассказал представителям некоммерческих организаций, принявшим участие в семинаре, о книге американского писателя и бизнес-консультанта Джима Коллинза «От хорошего к великому: почему некоторые компании совершают прорыв, а другие нет». «В этом издании автор говорит о проведенном исследовании среди американских компаний, которые как минимум в течение 15 лет сохраняют высокие темпы развития. Выяснилось, что в основе их успешных результатов – лидеры, дающие импульс движению вперед. Джим Коллинз ввел понятие пяти уровней лидерства. На первом – высокопрофессиональные сотрудники, активно использующие свои способности и навыки, умеющие хорошо организовать труд. Второй уровень – «ценный член команды» — относится к тем, кто вносит личный вклад в достижение целей организации и эффективно взаимодействует с коллегами. На третьем уровне лидерства располагаются компетентные менеджеры, рационально распределяющие ресурсы для решения поставленных задач. Ступенью выше – «эффективные лидеры», которые формируют видение будущего компании, добиваются исполнения целей и обеспечивают высокие стандарты качества работы. Наконец «лидером пятого уровня» считается тот, чье руководство позволяет организации добиваться исключительных и долгосрочных результатов», — сообщил Иван Колупаев.

По словам тренера, главные качества такого лидера – профессиональная воля (стремление всеми силами добиваться результата, умение задавать вектор развитию компании и признавать ошибки) и скромность (реализация устремлений через достижения организации, а не как личный успех, навыки подбора и сплочения команды единомышленников). Он привел четыре правила, которыми нужно руководствоваться, чтобы стать эффективным лидером: обеспечивать превосходное исполнение приоритетных задач, двигаться со скоростью доверия, стремиться достигать большего меньшими ресурсами и минимизировать страхи.

Особое внимание Иван Колупаев обратил на одно из непременных качеств «лидера пятого уровня» — умение взаимодействовать с людьми. «В любой коллективной деятельности очень важно иметь понимание того, каковы ожидания членов команды, как создать им комфортную для труда атмосферу и ощущение причастности к общему делу. Все это непременно положительно скажется на результатах работы. Кроме того, одним из приоритетных навыков руководителя считается способность рационально делегировать полномочия, что освобождает его от части обязанностей и одновременно мотивирует других сотрудников компании на новые достижения», — подчеркнул он.

Слушатели тренинга получили информацию и о критериях оценки качества управления. В современных условиях компания может считаться успешной только в случаях, если обеспечивает интеграцию бизнес-процессов, взаимодействует с поставщиками, клиентами, спонсорами и другими сторонними организациями, ориентируется на запросы покупателей, имеет глобальный масштаб деятельности и внедряет инновации.

Как отдельная подтема на занятии был рассмотрен вопрос организации стратегического планирования на основе сбалансированной системы показателей (СПП), которая включает 4 блока: «планирование и постановка целей», «коммуникационная связь», «уточнение видения и перевод его в стратегию», «стратегическая обратная связь и обучение» — и предполагает широкие связи между ними. Полученную информацию участники тренинга попробовали применить на практике, выбрав в качестве объекта Ульяновский Клуб лидеров НКО, в работе которого активно задействованы многие из присутствовавших общественников.

Еще одним практическим заданием стало упражнение «круг забот и круг влияния». Собравшиеся должны были рассказать о том, какие проблемы беспокоят их в профессиональной деятельности, и постараться отделить те, на которые можно оказать влияние, от объективно не зависящих от человека. Представители «третьего сектора» приобрели понимание того, что приоритет необходимо отдавать вопросам и задачам, не подверженным внезапным обстоятельствам, при этом проявлять инициативу и действовать смело. По завершении тренинга многие из них признавались, что для достижения пятого уровня лидерства им некоторое время придется поработать над собой, чтобы приобрести необходимые для этого профессиональные и личные качества.