В 2016 году Комиссия Общественной палаты Ульяновской области по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности продолжит работу по изучению ситуации и выявлению проблем в работе малокомплектных школ региона. Такое решение члены комиссии приняли по итогам прошедшего 4 февраля 2016 года заседания, обсудив данные, представленные по этой теме Министерством образования и науки Ульяновской области.

Как сообщила начальник отдела общего образования Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Ульяновской области Ирина Киселева, на основании постановления Правительства региона от 14 октября 2014 г. № 467-П «Об образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, которые могут быть отнесены к малокомплектным образовательным организациям» и постановления Законодательного Собрания от 29.10.2015 г. №953/41-5 «Об отнесении в 2016 году образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, к малокомплектным образовательным организациям» утвержден список малокомплектных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. Постановлением ЗСО от 24.12.2015 г. №1300/45-5 в данный список из 80 малокомплектных школ (28 начальных, 17 основных и 35 средних) внесены изменения в части исключения двух средних школ Старокулаткинского района (Старомостякской СОШ и Среднетерешанской СОШ).

«Численность малокомплектных школ, получающих финансовую поддержку из областного бюджета, с 2011 по 2014 гг. возросла на 10. Это дает возможность выжить школам с низкой наполняемостью, т.к. объем их финансирования вырос фактически в два раза. К примеру, если бы четыре малокомплектные школы района получали деньги только по нормативу в расчете на одного учащегося, сумма составила бы чуть более 3,6 миллионов рублей, тогда как сегодня они суммарно получают почти 8 миллионов рублей в год», — подчеркнула Ирина Киселева.

По ее словам, с 2013 года финансовую поддержку получают общеобразовательные организации, расположенные в поселках городского типа (рабочих поселках) и имеющие среднюю наполняемость классов не более 20 человек. В 2016 г. таких школ насчитывается 23, и финансирование для них увеличено на 20% относительно нормативного. С 2015 года выделяются дополнительные средства малочисленным школам, где средняя наполняемость классов — менее 14 человек. Список на сегодняшний день состоит из 161 школы: те из них, где обучаются до 50 детей, получают на 61% больше, другие, где численность составляет от 51 до 100 человек, – на 32%.

«Общее количество сельских школьников в Ульяновской области за последние три года сократилось на 3396 человек. Если в СОШ, расположенных в городских поселениях, в 2015/2016 учебном году число обучающихся увеличилось на 2295, то в сельской местности, напротив, снизилось на 408 человек. В связи с этим в 2015 г. произошли изменения сети общеобразовательных организаций. Четыре реорганизованы путем присоединения: начальная школа №26 к средней школе №19 в г. Димитровграде, Большеборлинская основная школа к Сосновской СОШ в Тереньгульском районе, вечерние школы №5 и №6 к аналогичной под номером 4 в г. Ульяновске. Шесть общеобразовательных организаций реорганизованы со сменой статуса: Тагайская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья «Островок надежды» утратила статус общеобразовательной организации, Барановская специальная школа-интернат «Мечта» — статус учреждения для детей-сирот, Аргашская основная школа в Инзенском районе преобразована в начальную, средние школы в деревнях Новая Беденьга и Бирючевка Ульяновского района стали основными, ликвидирован филиал Анненковской СОШ в с. Новое Анненково Майнского района и к Новомалыклинской СОШ присоединены два филиала в с. Станция Якушка и с. Старая Тюгальбуга», — рассказала докладчик.

Всего, как пояснила Ирина Киселева, в 2015/2016 учебном году сеть общеобразовательных организаций Ульяновской области состоит из 434 школ и 16 филиалов. Средняя наполняемость классов составляет в целом 17,62 человека: 23,66 для школ, расположенных в городских поселениях (при нормативе 25), и 9,22 — для сельских (при нормативе 14).

Далее слово взяли члены Общественной палаты Ульяновской области. Ее представитель в федеральной Палате Нина Дергунова напомнила коллегам, что 20 января она вместе с заместителем председателя Комиссии ОП по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Андреем Корнилиным посетили две начальные малокомплектные школы в Цильнинском районе, чтобы, в соответствии с поручением Общественной палаты РФ, осмотреть условия, в которых учатся дети, собрать информацию об имеющихся трудностях, а также пожелания и предложения сотрудников. «Побывав в НОШ поселка Орловка, мы выяснили, что на 16 детей в школе выделены 2,73 ставки учителя, при этом здание обсуживают завхоз, уборщица, 3 ночных сторожа и 4 оператора котельной. В связи с этим хотелось бы узнать, на какие статьи расходов направляется малокомплектным школам дополнительное финансирование из регионального бюджета. Отдельно отмечу, что в обоих учреждениях образования, где мы побывали (Орловской НОШ и Пилюгинской НОШ), директор и педагоги высказали одинаковое пожелание: не объединять первые классы с другими параллелями в ходе учебного процесса. Насколько это реально с организационной и финансовой точек зрения?», — обратилась к представителю Министерства образования и науки Нина Дергунова.

В качестве комментария Ирина Киселева проинформировала, что работа обслуживающего персонала финансируется из бюджета муниципального образования, а субвенции из областного бюджета малокомплектным школам выделяются на материально-техническое обеспечение, оснащение учебниками и пособиями, а также заработную плату педагогов. Согласно СанПиН, по ее словам, допустимо объединение 1-2 и 3-4 классов, однако Федеральный государственный стандарт начального общего образования рекомендует этого не делать. Таким образом, принятие решения по данному вопросу – прерогатива самих образовательных организаций.

На вопрос Нины Дергуновой о причинах низкого качества образования в малокомплектных школах Ирина Киселева ответила, что главной из них является недостаток преподавателей – во многих сельских школах один учитель ведет сразу по 5-6 дисциплин. «Мы прорабатываем различные варианты решения проблемы, и наиболее оптимальным на сегодняшний день выглядит организация дистанционного обучения детей по тем предметам, учителей которых в конкретной школе нет», — добавила она.

Заместитель председателя Общественной палаты Ульяновской области Татьяна Сергеева обозначила проблему невыполнения учебных планов в школах в полном объеме в связи со случаями отмены уроков, которые сегодня не редки, особенно в городских СОШ. «Все мы знаем, что каждый школьник давно имеет компьютер с выходом в Интернет. Почему бы не организовать дистанционные занятия, к примеру, во время карантина?», — заявила она. На это Ирина Киселева сообщила, что Министерство образования и науки Ульяновской области рекомендует школам в подобных случаях формировать и размещать в открытом доступе в сети Интернет домашние задания для школьников, однако делают это не все.

По итогам дискуссии члены профильной Комиссии ОП УО приняли решение направить в региональный Минобр рекомендацию о важности активизировать использование IT-технологий в образовательном процессе, а также проводить мастер-классы и открытые уроки, которые могли бы вести лучшие учителя региона для своих коллег, особенно из сельской местности. Они также отметили необходимость продолжить изучение вопроса о малокомплектных школах и договорились в течение года лично посетить еще несколько подобных образовательных учреждений.

Кроме того, в план работы комиссии на 2016 год решено включить вопросы о развитии системы дополнительного и кадетского образования в Ульяновской области, об организации летнего отдыха и оздоровления педагогов, о функционировании охраны и работе психолого-педагогических служб в школах и т.д.