В преддверие начала нового учебного года – 26 августа – в Общественной палате Ульяновской области состоялось заседание Комиссии ОП УО по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности. Его участники рассмотрели вопросы, связанные с подготовкой образовательных учреждений региона к 1 сентября, и итоги экзаменационной кампании ЕГЭ 2015 года.

Первым с докладом выступил специалист Министерства образования и науки Ульяновской области Алексей Малкин. «Проведенный мониторинг состояния комплексной безопасности в общеобразовательных организациях показал, что в настоящее время все они обеспечены физической охраной (сторожами, вахтерами). Под охраной квалифицированных охранных находятся 175 школ, из них 94 охраняются вневедомственной охраной, 14 — ФГУП «Охрана» МВД России и 68 – частными охранными предприятиями (ЧОП). Из 536 учреждений образования 422 оснащены кнопками экстренного вызова. 320 общеобразовательных и 81 дошкольных организаций оборудованы системами видеонаблюдения», — подчеркнул он.

Алексей Малкин проинформировал, что на противопожарные мероприятия в образовательных организациях на 2015 год было запланировано выделение средств в размере 29,9 миллионов рублей, при этом на сегодняшний день освоено более 27,7 млн. руб. Деньги потрачены на установку огнезащитных дверей, заправку и закупку огнетушителей, обслуживание вывода системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания в подразделения пожарной охраны, огнезащитную обработку чердачных помещений, замену горючего линолеума на негорючий, приобретение и установку противопожарных знаков и т.д. Кроме того, в каждом учреждении разработан «Паспорт антитеррористической защищенности образовательной организации». На обеспечение их антитеррористической защищенности в 2015 г. запланировано было направить 35,3 млн. руб., из которых по факту выделено и освоено 31,1 млн. руб. Средства расходуются на восстановление инженерных защитных заграждений, установку сигнализации и видеонаблюдения.

«В муниципальные органы управления образованием направлен перечень минимальных обязательных требований по обеспечению антитеррористической защищенности, в который вошли предписания по организации пропускного режима и ежедневного обхода прилегающих к образовательным организациям территорий, ограничению стоянки автотранспорта на расстоянии до 25 метров от них, инструктажу персонала, наличию средств связи для своевременного информирования правоохранительных органов о возможных признаках террористической угрозы, оснащению аппаратов телефонной связи устройствами автоматического определения номера (АОН) и разработке нормативно-регламентирующей документации. С учащимися и сотрудниками систематически проводятся тренировки с целью отработки схемы эвакуации на случай возникновения чрезвычайных ситуаций», — добавил Алексей Малкин.

В продолжение темы директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Министерства образования и науки Ульяновской области Ольга Касимова сообщила, что принимала участие в рабочем совещании с главами муниципальных образований, на котором прорабатывались вопросы организации безопасного подвоза сельских школьников к местам учебы. С 1 июля 2015 г. действует закон, в соответствии с которым все школьные автобусы должны быть оборудованы тахографами, и их установка в регионе завершится к 1 сентября.

«Всего на подготовку общеобразовательных учреждений к новому учебному году выделено 306 миллионов рублей. На сегодняшний день к занятиям пока не готовы лишь две школы области: СОШ с. Шиловка Сенгилеевского района и СОШ с. Урено-Карлинское Карсунского района. В первой весной был масштабный пролив, на устранение которого направлено 8 млн. руб. Ремонтные работы начнутся 31 августа и продлятся примерно месяц, в течение которого детей будут возить в школу близлежащего села Тушна. В Урено-Карлинском ремонт школьного здания несколько затянулся, однако он будет завершен к концу августа, а ход работ оперативно контролируется Минобром», — рассказала Ольга Касимова. Отдельно она упомянула о создании порядка 4000 мест за счет уплотнения либо объединения образовательных организаций, что позволило практически полностью обеспечить для детей обучение в первую смену.

По просьбе заместителя председателя Комиссии региональной Палаты по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Андрея Корнилина Ольга Касимова заверила членов ОП УО в том, что к 1 сентября готовы не только школы, но и детские сады, ссузы и вузы региона.

«Озвучу ряд проблемных вопросов, связанных с подготовкой образовательных организаций к началу учебного года. Во-первых, хотелось бы получить информацию, за счет каких средств финансируется содержание постов охраны в школах. Дело в том, что из регионального и муниципальных бюджетов деньги на покрытие этих расходов не выделяются, и по этой причине средства вынуждены собирать с родителей учащихся. В то же время на директоров школ зачастую накладываются штрафы за нарушение закона, не допускающего «поборы». Возникает неразрешимая ситуация: руководители образовательных учреждений не могут оказаться от охранных услуг, при этом бюджетного финансирования не получают, а привлекать средства за счет учеников не имеют права. Во-вторых, сохраняет актуальность задача борьбы с организованными преступными группировками, часто проводящими свои собрания на территориях образовательных учреждений, особенно в пригородной зоне и сельской местности. В-третьих, на стадионах или вблизи зданий многих школ, ссузов и т.д. обитают стаи диких собак, несущих для детей потенциальную опасность», — заявил Андрей Корнилин.

Поддержав коллегу, члены профильной комиссии ОП УО отметили необходимость вернуться к обсуждению вопроса обеспечения безопасности учащихся образовательных организаций на одном из ближайших заседаний Общественной палаты.

На вопрос члена Палаты Ирины Скворцовой о наличии освещения на школьных территориях Ольга Касимова ответила утвердительно, при этом отметив, что проблема в данной сфере все равно имеет место, поскольку, возвращаясь с дополнительных занятий в вечернее время, дети проходят по темным улицам и дворам. В связи с этим Ирина Скворцова и член Общественной палаты России от ОП Ульяновской области Нина Дергунова выступили с инициативой обсудить в региональной Палате вопрос о возможности возврата области к поясному времени, т.к. в настоящее время (по московскому времени) почти весь год темнеет слишком рано.

Далее Ольга Касимова подняла тему обеспеченности школ учебниками на 2015-2016 уч. г. Она подчеркнула, что по состоянию на 25 августа на их приобретение выделены финансовые средства в размере более 102 млн. руб., что позволило закупить 316714 экземпляров — 97% от общей потребности. Довольно большие объемы закупок были осуществлены не в рамках конкурсных процедур: 7% от общего числа учебников приобретены в ходе организованных благотворительных акций, еще 6% — за счет сформированного межшкольного обменного фонда. Стопроцентный показатель оснащенности достигнут в 18 муниципальных образованиях, еще в 6: Барышском, Вешкаймском, Инзенском, Новомалыклинском, Сенгилеевском и Цильнинскомй районах – он оставляет от 94% до 98%, однако к 29 августа 2015 г. все недостающие книги поступят в школы.

В качестве комментария Нина Дергунова подчеркнула, что задача полного обеспечения школьников учебниками и прекращения практики сбора денег с родителей на нужды школ в целом для регионального Министерства образования и науки является первостепенной. Андрей Корнилин, в свою очередь, попросил пояснить, как обстоят дела в библиотеках коррекционных школ. На это Ольга Касимова уведомила, что, несмотря на дороговизну учебников для детей-инвалидов, все учащиеся будут обеспечены ими в полном объеме.

Следующим пунктом повестки дня стал анализ результатов сдачи выпускниками из Ульяновской области Единых государственных экзаменов в 2015 г. Ольга Касимова сообщила, что в кампании этого года приняли участие более 6 тысяч одиннадцатиклассников, сдавших в общем счете свыше 15 тысяч экзаменов на около 200 пунктах проведения ЕГЭ. В период организации и в ходе Единых госэкзаменов были обеспечены работа официального регионального портала (www.uledu.ru), на котором с 1 января по 1 июля зарегистрировано 644 тысячи посещений, и телефона «горячей линии» (8422) 27-78-03, на которую только в период с 10 мая по 1 июля поступило около 2000 тысяч устных обращений.

«Одним из отличий экзаменационной кампании 2015 года стала апробация модели допуска учащихся к сдаче ЕГЭ на основании результатов итогового сочинения — с ним успешно справились 99% выпускников. Анализ результатов ЕГЭ показал, что в 2015 г. улучшилась успеваемость участников ЕГЭ по 5 учебным предметам: по физике на 11,1%, по географии — на 8,2%, по истории — на 6,8%, по химии — на 5,9%, по литературе — на 5,3%. На порядок выросло качество знаний выпускников по большинству учебных предметов (за исключением информатики и биологии). При общем сокращении на 15% количества ребят, набравших 100 баллов по итогам ЕГЭ (таковых в 2015 году в регионе 47), возросло количество тех, кто получил от 80 баллов и выше: по математике (профильный уровень) — на 4,64%, по физике — на 2,72%, по истории — на 1,86%, по географии — на 1,96%, по немецкому языку — на 0,67%, по французскому языку — на 30,91%, по обществознанию — на 3,02%», — рассказала Ольга Касимова.

По словам докладчика, успеваемость участников ЕГЭ по 7 учебным предметам из 13 сдаваемых в форме ЕГЭ снизилась, по сравнению с 2014 годом, поскольку увеличилась доля выпускников, не справившихся с экзаменационными заданиями. В их числе как участники ЕГЭ по обязательным учебным предметам (русский язык — снижение успеваемости на 0,5%, математика (профильный уровень) — на 13,5%), так и предметам по выбору: информатике, биологии, английскому и немецкому языкам, обществознанию.

«2015 год стал новым этапом в совершенствовании содержания проведения ЕГЭ по математике. Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования, могли выбрать уровень сдачи экзамена в соответствии со своими образовательными интересами и потребностями: базовый – для получения аттестата, профильный – для продолжения обучения в вузах, в перечень вступительных испытаний которых включена математика. Однако, как показывает анализ итогов экзаменов, участникам ЕГЭ трудно дался этот выбор, чем частично и объясняется резкое снижение результатов по сравнению с 2014 годом», — пояснила Ольга Касимова.

Говоря о тех, кто не справился с экзаменационными заданиями по обязательным предметам, директор Департамента дошкольного, общего и дополнительного образования регионального Минобра отметила, что таковых в 2015 г. было 184. В их числе: 95 выпускников вечерних (сменных) и открытых общеобразовательных школ г. Ульяновска, 4 выпускника заочной формы обучения МОУ «Инзенская СОШ №2», 1 выпускник 2009 года г. Димитровграда. 84 выпускника дневных общеобразовательных учреждений (1,5%) завершили обучение без аттестата.

Рейтинговый анализ результатов экзаменационной кампании позволил определить 25 лучших общеобразовательных организаций и 25 школ-«аутсайдеров». В число наиболее успешных вошли 11 учреждений образования повышенного уровня (гимназий и лицеев) и 14 СОШ, 7 из которых располагаются в сельской местности. 10 общеобразовательных организаций: Многопрофильный лицей № 20, Физико-математический лицей № 38, гимназии №№ 1, 33, 34, 79, Мариинская гимназия, Лингвистическая гимназия г. Ульяновска, Городская гимназия г. Димитровграда, Новомалыклинская СОШ — второй год подряд входят в перечень лучших по итогам ЕГЭ.

В заключение Ольга Касимова упомянула о том, что усовершенствованная система контроля за порядком проведения экзаменов позволила выявить 41 нарушение, из них 6 допущены организаторами, 35 – участниками ЕГЭ.

«Хотелось бы получить информацию о характере нарушений при проведении ЕГЭ, зафиксированных в 2015 году, а также о дальнейшей судьбе 10 ребят, которых удалили с экзамена», — обратилась к докладчику с просьбой председатель Комиссии Общественной палаты по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности Татьяна Твердохлеб. Для нее и коллег Ольга Касимова пояснила, что в числе наиболее распространенных нарушений – случаи разговоров между организаторами ЕГЭ в ходе экзаменов и их намеренное невнимание к случаям списывания. Одиннадцатиклассники, отстраненных от экзамена вследствие допущенных нарушений, поступили в ссузы региона на основании аттестатов, полученных по окончании 9-го класса.

Далее Татьяна Твердохлеб поинтересовалась, оплачивается ли труд педагогов, участвующих в проведении ЕГЭ, за проделанную работу. По словам Ольги Касимовой, закон предусматривает подобную схему поощрения, однако на практике она невыгодна для самих учителей, т.к. в случаях получения платы за содействие в проведении экзаменов эти дни не будут засчитываться на основной работе, что скажется на величине зарплаты. Оптимальным решением может стать создание в Ульяновской области независимого центра сдачи ЕГЭ с постоянными сотрудниками, как это уже сделано в ряде регионов России.

«Проводилось ли когда-либо анкетирование ребят и их родителей по вопросам проведения Единых государственных экзаменов?», — спросила затем Нина Дергунова и, получив положительный ответ, порекомендовала делать подобные опросы ежегодно на выходе из пунктов сдачи ЕГЭ.

В завершение дискуссии Татьяна Твердохлеб обратилась к представителям Министерства образования и науки с просьбой озвучить проблемы, при решении которых ведомству может оказать содействие Общественная палата. В качестве первоочередной задачи Ольга Касимова назвала необходимость строительства в области как минимум 13 новых школ. «На возведение и оснащение каждой понадобится порядка 800-900 миллионов рублей, и таких денег в региональном бюджете нет. На сегодняшний день разработана проектно-сметная документация на строительство двух СОШ: в микрорайоне ул. Репина в г. Ульяновске и Кузоватовском районе, и уже в следующем году мы будем искать средства на реализацию проектов. Кроме того, новые школы нужны в быстро растущих микрорайонах «Запад-1» и «Запад-2» областного центра и в г. Димитровграде. Мы будем очень рады поддержке Общественной палаты Ульяновской области в данной сфере», — заявила она.

Подводя итоги заседания, члены ОП УО вернулись к вопросу о необходимости проведения заседания Палаты на тему обеспечения безопасности в образовательных учреждениях региона в новом учебном году. В целях подготовки к нему решено направить запрос в Министерство образования и науки для получения данных о том, в каком объеме были заложены средства в бюджет Ульяновской области на 2015 г. на охрану детских садов, школ, техникумов и т.д. и сколько денег было выделено по факту, а также выполняются ли требования по обеспечению безопасности образовательных организаций в сельской местности. Кроме того, члены Палаты намерены обратиться в администрацию г. Ульяновска с просьбой предоставить информацию о том, какая организация в 2015 году исполняет муниципальные контракты на отлов безнадзорных животных, какова сумма контракта, а также о динамике численности бездомных животных в областном центре и количестве выловленных животных в 2015 году.