Кафедрой социологии и политологии УлГУ, а также Общественной палатой Ульяновской области был проведен опрос жителей г. Ульяновска с целью выяснить их осведомленность о системе бесплатной юридической помощи. Весной 2012 года исследование осуществляла кафедра социологии и политологии УлГУ, выборка составила 400 человек. 11 марта 2013 года опрос провела региональная Общественная палата Ульяновской области, выборка — 300 человек.

   В результате выяснилось, что большинство опрошенных горожан (более 60%) не осведомлены относительно существования закона «О бесплатной юридической помощи на территории Ульяновской области» (2013 год).

   Наибольшее число респондентов считают, что бесплатную юридическую помощь вправе получать граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания (83,9%) и лица, достигшие возраста семидесяти лет (78,3%). В числе других категорий граждан, которые, по мнению жителей г. Ульяновска, могут получать подобную услугу: лица, чьи доходы ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения (65,6%), жертвы насилия в семье (64,5%), беременные женщины и женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам (67,9%), неработающие пенсионеры (63,9%), ветераны труда (62,2%), дети-сироты (62,5%), члены многодетных семей и одинокие родители (68,6%), инвалиды III группы (66,2%).

   39,9% респондентов неправильно ответили на этот вопрос, считая, что помощь могут получать все (17,9%), социально незащищенные граждане (0,3%), а 21,7% затруднились с ответом. Следовательно, с законом о бесплатной юридической помощи они не знакомы.

   По данным опроса 2012 года выяснилось, что в той или иной степени нуждаются в предоставлении бесплатной юридической помощи 41,8% граждан, а 51,9% такая помощь не нужна.

   Большинство (61,5% в 2012 г., 55,5% в 2013 г.) опрошенных не знают, как обратиться за бесплатной юридической помощью. Однако в 2013 году число осведомленных увеличилось на 8,8 %, а количество тех, кто не имеет об этом представления, наоборот, сократилось на 6%.

   Основная масса опрошенных за бесплатной юридической помощью не обращалась как в 2012 (81,4% респондентов), так и в 2013 году (80,9% респондентов). При этом за год число обращавшихся за подобной услугой выросло на 3,4%.

   К ключевым вопросам, по которым люди обращаются в систему бесплатной юридической помощи, можно отнести: проблемы в сфере ЖКХ (2,5%), семейные проблемы (1,9%), помощь в оформлении документов (1,3%), вопросы начисления пенсии (0,9%), дорожно-транспортные происшествия (0,7%) и т.д. 

   По данным опроса 2012 года (отметим, что проценты подсчитаны от числа тех респондентов, которые обращались в систему бесплатной юридической помощи, то есть от 11,3%), большинству (64,4%) проблемная ситуация была разъяснена, 17,8% были перенаправлены в организацию, которая сможет помочь. 15,6% граждан полученная информация никак не помогла.

   Значительное число опрошенных (по данным опроса 2012 года — более 60% из 11,3% обратившихся) в основном удовлетворены общением с сотрудниками организаций, предоставляющих бесплатную юридическую помощь, разъяснением ситуации, полученными практическими рекомендациями. Около трети респондентов удовлетворены частично.

   Хотелось бы отметить, что по данным опроса 2012 года, свыше 90% граждан (из тех, кто уже обращался за помощью юристов) скорее всего, вновь обратятся за подобной услугой.

   Таким образом, результаты исследования показали, что большинство жителей г. Ульяновска (свыше 60%) не осведомлены относительно организации системы бесплатной юридической помощи в городе. Многие (38,5%) слышали о существовании закона «О бесплатной юридической помощи», но не знают, как и куда обратиться за подобной услугой (55,5%). По этой причине более 4/5 из всех опрошенных (80,9%) в систему бесплатной юридической помощи не обращались. Те, кто имеет опыт ее получения, в большинстве своем (свыше 60%) удовлетворены результатом, а также непосредственно работой сотрудников профильных организаций. Те, кто уже знают о существовании бесплатной юридической помощи и имеют соответствующий опыт, скорее всего, вновь обратятся за ней в случае необходимости (свыше 90% респондентов).

   Полный отчет по итогам опроса опубликован во вложенном файле.

 

 

 

Документы