24 апреля с отчетом перед Общественной палатой региона выступила заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Екатерина Уба. Являясь главой Министерства образования и науки, большую часть выступления она посвятила рассказу об основных достижениях отрасли в 2013 г. и актуальных задачах на текущий год, а также ответила на вопросы членов ОП.

Открывая слушания, Екатерина Уба заявила, что приоритеты образовательной политики в регионе в 2013 году определялись исходя из нескольких факторов. Первый из них – демографическая ситуация. Статистика показывает, что за последние 10 лет количество учащихся в Ульяновской области заметно снизилось: с почти 142 тысяч в 2004 г. до 108 тыс. в 2014 г. Особенно заметна эта проблема на селе, где ее следствиями являются сокращение рабочих часов и, соответственно, заработной платы учителей и падение качества образования школьников. Не меньшую озабоченность министерства вызывает недостаточная доступность дошкольного образования, которое, согласно новому федеральному закону введено в перечень обязательных для предоставления населению услуг.

По словам докладчика, сеть СОШ в Ульяновской области во многом не соответствует особенностям расселения граждан. Кроме того, в отдельных деревнях и селах средние школы являются единственными социокультурными центрами, вокруг которых концентрируются жители всех возрастов, и в этом случае необходимо предпринимать все меры для их сохранения. Развитие системы образования затрудняет и отсутствие в регионе прогноза потребности в специалистах по отраслям экономики на ближайшие 4-5 лет.

«Вступление в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» повлекло за собой принятие 13 региональных нормативных правовых актов в 2013 г. Во исполнение майских указов Президента РФ Владимира Путина 2012 года была увеличена заработная плата учителей, достигнувшая в среднем величины 19335 рублей. Разумеется, среди педагогов есть те, кто и сегодня получает меньшую сумму – в основном, это учителя малокомплектных школ, работающие на неполную ставку, — проинформировала Екатерина Уба. – Значительных достижений мы добились в сфере дошкольного образования. За прошедший год из федерального, регионального и муниципальных бюджетов на его развитие был направлен почти миллиард рублей, что позволило обновить материально-техническую базу и ввести новые ставки воспитателей в уже работавших детских садах, а также ввести в эксплуатацию новые. За 2013 г. в области появилось более 2,5 тысяч мест для детей в возрасте от трех до семи лет, а очередь в детсады, составлявшая в 2012 году порядка 6000 человек, сокращена в 2 раза».

В своем отчете заместитель Председателя Правительства региона затронула вопросы модернизации общего образования. Как отметила Екатерина Уба, почти 3 млрд. рублей (включая федеральное софинансирование в размере 1,2 млрд. руб.) были потрачены на приобретение для школ современной компьютерной техники, проведение сетей для высокоскоростного Интернета, обновление пищеблоков, ремонт актовых и спортивных залов. Параллельно создавалась сеть базовых школ – сегодня в Ульяновской области их насчитывается 101, — которые стали ресурсными базами для СОШ соответствующих городских и сельских районов и могут выступать в качестве центров дистанционного обучения. О повышении качества образования свидетельствуют лучшие, по сравнению с предыдущими годами, результаты ЕГЭ ульяновских школьников, рост числа отличников и «хорошистов» и т.д.

«Значительные изменения претерпевает и система дополнительного образования. Требования времени диктуют, что учреждения ДО должны трансформироваться из «клубов по интересам» в современные базы профориентационной и воспитательной деятельности. Осознавая эту потребность, власти региона уже открыли несколько молодежных и подростковых академий: ядерную, медицинскую, авиационную и т.д. Вероятно, аналогичные учреждения должны охватить и другие отрасли: экономику и финансы, IT, архитектуру и ландшафтный дизайн. Координировать их деятельность призван Ульяновский областной Дворец творчества детей и молодежи. Министерство образования и науки старается не пропускать ни одного федерального конкурса на получение субсидий. К примеру, несколько дней назад была подана заявка на привлечение финансирования в размере 1 млрд. руб. для развития системы профессионального образования. Победителями конкурса станут всего 10 регионов России, и мы очень надеемся, что Ульяновская область окажется в их числе», — продолжила Екатерина Уба.

Докладчик охарактеризовала задачи, стоящие перед ней и ее коллегами в ближайшее время. Среди них: сбор и анализ лучшего российского и мирового опыта в сфере образования, расширение деятельности по повышению квалификации педагогов, переход на электронный документооборот в школах, проведение аттестации педагогических кадров, ликвидация к концу 2015 года очереди на получение мест в детских садах для детей в возрасте 3-7 лет. В сфере молодежной политики Екатерина Уба, как курирующий ее зампред, будет добиваться увеличения бюджетного финансирования на данное направление, а также решения проблемы обеспечения жильем молодых семей. Приоритетными направлениями для отрасли культуры станет модернизация сети профильных учреждений, улучшение их материально-технической базы и кадровой обеспеченности.

Вторая часть слушаний прошла в формате «вопрос-ответ». Взяв слово, заместитель председателя Общественной палаты Ульяновской области Татьяна Сергеева заметила, что успехи, достигнутые регионом в сфере образования, население, безусловно, радуют. Она обратила внимание докладчика на тот факт, что во многих средних школах учебные программы не выполняются до конца в связи с частыми случаями отмены уроков по различным причинам, в результате чего учащимся приходится добирать недостающие знания у репетиторов. Татьяна Сергеева также поинтересовалась, каким образом в образовательных учреждениях ведется воспитательная работа.

«Проблема неисполнения учебных программ, к сожалению, действительно имеет место. В современном законодательстве зафиксировано, что образовательные организации  являются юридическими лицами, ответственными за качество предоставляемых услуг. Поэтому в случае отмены каких-либо учебных занятий пропущенные уроки должны возмещаться детям в полном объеме. Контроль за выполнением программ осуществляет профильный департамент регионального Минобра, однако отслеживать данный вопрос во всех школах одновременно его специалисты не в силах. В свою очередь, Министерство образования и науки Ульяновской области старается не назначать никаких мероприятий, требующих участия школьников или их педагогов, на утреннее и дневное время, чтобы обеспечить приоритет учебному процессу. Что касается воспитательной работы: на всех курсах повышения квалификации учителям объясняют, что ей должно уделяться порядка 10 часов в неделю. В этом учебном году сформирована региональная программа развития воспитательной компоненты в школе. Она была направлена во все муниципалитеты, чтобы местные образовательные учреждения на нее основе разработали собственные аналогичные документы», — сообщила Екатерина Уба.

В дополнение председатель Общественной палаты Тамара Девяткина упомянула о необходимости восстановления в СОШ инспекторского и внутришкольного контроля, согласно требованиям которого директор образовательной организации должен лично посетить не менее 270 уроков в год, а завуч – не менее 360. По ее мнению, реализация контрольных мероприятий способна предотвратить случаи срыва уроков, невыполнения учебных программ или воспитательных мероприятий и многие другие проблемы.

«Вызывает беспокойство, что, гонясь за инновациями в школе, мы забываем о любви к детям. Ни компьютер, ни интерактивная доска никогда не заменят живого общения с учителем, а именно последнего ребятам очень часто не хватает. По моим наблюдениям, около половины школьников сегодня имеют психологические проблемы, испытывают трудности при общении со сверстниками. В то же время школьные психологи чаще всего исполняют чисто номинальные функции, а во многих СОШ их нет вовсе», — поделилась руководитель Комиссии ОП по социальным вопросам Людмила Ляшенко.

Согласившись с ней, Екатерина Уба объяснила причины сложившейся ситуации тем, что некоторые учителя неспособны пройти «испытание рублем» и не желают вести с ребятами работу, выходящую за пределы простой передачи знаний. Осознавая это, региональное Министерство образования и науки намерено грамотно распределять финансовые средства, чтобы педагоги, отдающие все свое время заботе о детях, за свой труд получали больше, чем те, кто отсиживают время «от звонка до звонка». Год от года актуализируется и задача обновления кадров, ведь только молодые специалисты, для которых владение информационными технологиями является естественным навыком, способны найти с современными школьниками общий язык.

В завершение мероприятия член Общественной палаты региона Юлия Володина поинтересовалась судьбой школьных музеев, которые располагаются в образовательных учреждениях, подлежащих оптимизации. «Приведу в пример музей школы в селе Полбино Майнского района, который не нужен ни главе поселения, ни муниципальной администрации. Если не принять меры, после оптимизации школы большинство экспонатов пропадут бесследно, как это произошло со многими музеями закрывшихся промышленных предприятий», – заявила она. Отвечая Юлии Володиной, Екатерина Уба заверила, что поручит своим коллегам изучить ситуацию и сделать все возможное для сохранения экспозиции школьных музеев.

Подводя итоги встречи, Тамара Девяткина поблагодарила докладчика за содержательное выступление, пожелав ей успехов в решении актуальных для региональной системы образования проблем и реализации задач, поставленных на текущий год.