Темой прошедшего 20 апреля 2016 г. заседания Комиссии региональной Общественной палаты по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности, молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства стала работа психолого-педагогических служб в образовательных учреждениях Ульяновской области. О ее актуальности члены ОП УО заявили в связи с имевшими место в начале года случаями избиения студентки в здании общежития Карсунского технологического техникума и школьницы из г. Инза, вызвавшими в регионе широкий резонанс. В обеих ситуациях правонарушителями стали несовершеннолетние девушки, учившиеся вместе с пострадавшими, при этом сотрудники образовательных учреждений не смогли предотвратить злодеяния.

О деятельности психолого-педагогических служб в школах и учреждениях СПО Ульяновской области, профилактике правонарушений, совершаемых подростками и молодежью, и возникающих в этих сферах проблемах на заседании профильной комиссии ОП УО рассказал главный специалист-эксперт Департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики регионального Министерства образования и науки Сергей Жданов. По его словам, в общеобразовательных организациях сегодня работают 187 педагогов-психологов, из них 79 – в г. Ульяновске. Работу психологов в областном центре объединяет образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр «Росток». В 2015 г. его специалистами по «телефону доверия» проведено 238 консультаций, из них 58 для взрослых и 180 — для детей и подростков в возрасте от 9 до 12 лет.

Для проведения комплексного обследования детей с ограниченными возможностями здоровья функционируют одна центральная и четыре территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (г. Ульяновск, г. Барыш, г. Димитровград, с. Тагай), которые в 2015 году осмотрели 8991 ребенка, что на 3620 больше, чем в 2014 г. Психолого-педагогическую и медико-социальную помощь такие дети получают в четырех специализированных центрах: ОГБОУ «Развитие», ОГБОУ «Центр патологии речи», ОГКОУ «Доверие» и МБОУ «Росток».

«Социально-психолого-педагогические службы созданы во всех профессиональных образовательных организациях Ульяновской области, при этом в 20% из них отсутствуют ставки педагогов-психологов. Всего за прошлый год социально-психолого-педагогической помощью охвачено 986 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1320 студентов, состоящих на профилактических учетах, и 820 – из группы «риска», а также 6676 студентов из семей, находящихся в социально опасном положении, из малообеспеченных и неполных семей», — проинформировал Сергей Жданов.

Далее он отметил, что благодаря пристальному вниманию, уделяемому профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в Ульяновской области за последние 10 лет наблюдается снижение подростковой преступности почти в 3 раза (в 2005 г. – 1335 преступлений, в 2015 г. – 467). На 36,1% уменьшилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, на 58,1% — число грабежей, на 68,2% — разбоев, на 21,2% – угонов автотранспорта и т.д. Самыми распространенными преступлениями, совершаемыми подростками и при их участии, (более 64% от всех уголовных дел) сегодня являются кражи.

«За 2015 год выявлено и поставлено на профилактический учет 899 несовершеннолетних и 26 групп с антиобщественной направленностью. Основные виды административных правонарушений, совершаемых подростками, – это нахождение в состоянии опьянения или распитие спиртосодержащей продукции, мелкие хищения и хулиганства, курение в общественных местах, административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков», — добавил докладчик.

Говоря об основных проблемах деятельности психолого-педагогических служб, Сергей Жданов отметил, что в числе таковых малая нагрузка школьных психологов, многие из которых работают на 0,5-0,25 ставки, отсутствие для них отдельных помещений, невысокая компетентность молодых специалистов. Вызывает тревогу и тот факт, что лишь в Ульяновске и Димитровграде психологи работают во всех средних школах, а большинство СОШ в других муниципалитетах данных кадровых единиц не имеют.

Заместитель председателя Комиссии ОП УО по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности, молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства Андрей Корнилин задал несколько уточняющих вопросов. «Хотелось бы узнать, имеется ли в регионе единый центр, координирующий деятельность психологов в образовательных учреждениях, и насколько эффективна работа «телефона доверия» в центре «Росток», все ли учащиеся и родители о нем знают», — заявил он. На первый вопрос от референта департамента профессионального образования и науки Министерства образования и науки Ульяновской области Татьяны Беловой он получил отрицательный ответ. Что касается «телефона доверия», Сергей Жданов заверил, что он указан во всех школах и профессиональных образовательных организациях.

О ситуации в сельских районах на примере Инзенской СОШ №4, директором которой она является, сообщила член Общественной палаты Виктория Царева. «В нашей школе более 700 учащихся и имеется ставка психолога – чуть больше 6 тысяч рублей. Помимо основной работы, данный сотрудник периодически посещает несколько близкорасположенных малокомплектных сельских школ, которые за ним закреплены. Подобная система совмещения является единственно возможной для небольших образовательных учреждений, которые по объективным причинам не могут располагать собственными специалистами», — считает она.

Комментируя замечание Виктории Царевой о необходимости активизировать проведение обучающих программ для педагогов-психологов и социальных педагогов, Татьяна Белова заверила, что подобные занятия в регионе проводит ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области» (бывший Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования). «Что касается профессиональных образовательных организаций, важными направлениями работы психолого-педагогических служб являются постинтернатное сопровождение детей-сирот, а также профилактика попыток суицида, самовольных уходов и правонарушений. К сожалению, в Карсунском технологическом техникуме, студенткой которого является девушка, пострадавшая в ходе избиения, на тот момент работали низкоквалифицированные специалисты, изучавшие психологию заочно или дистанционно. Сегодня ситуация в техникуме находится под контролем Центра образования и системных инноваций Ульяновской области, Центра социально-психологической помощи «Семья» г. Ульяновска, а также общественного воспитателя, работающего на территории Карсунского района», — рассказала она.

Как отметила Татьяна Белова, из 34 учреждений СПО 20 имеют в штате педагогов-психологов, 28 – социальных педагогов. Наличие профильных специалистов определяется количеством учащихся – если их менее 300, полная ставка профессиональной образовательной организации не выделяется. «Уверена, что сложившуюся систему необходимо реформировать, чтобы педагоги-психологи полноценно работали в каждом учреждении СПО, независимо от числа студентов», — озвучила свою позицию представитель Минобрнауки. С ее доводами согласились члены региональной Палаты Рамиль Покров, Павел Ильин и Андрей Корнилин.

На вопрос последнего о том, как организовано взаимодействие с малокомплектными школами, Татьяна Белова ответила, что деятельность преимущественно осуществляется в виде выездов специалистов ульяновского центра «Семья» в муниципальные образования в составе Областного агитпоезда «За здоровый образ жизни и здоровую счастливую семью». Учитывая то, что с каждым ребенком или подростком специалисты-психологи работают около полутора часов, в день удается провести порядка 5-6 консультаций, чего явно недостаточно. Центр «Семья» имеет свои филиалы в каждом МО, но дипломированных психологов среди их сотрудников нет.

«Считаю, что оказывать нуждающимся полноценную психологическую помощь только по «телефону доверия» практически невозможно, необходимо индивидуальное общение. Поэтому соглашусь с Викторией Царевой в том, что в сельской местности оптимальным вариантом является закрепление за педагогом-психологом нескольких близкорасположенных школ при наличии основного места работы в крупной СОШ. Важно обратить внимание и на задачу сохранения в регионе профессиональных кадров» — отметила председатель профильной комиссии ОП УО Татьяна Твердохлеб.

Главный специалист отдела реализации системных образовательных проектов ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области» Татьяна Дикарева, в свою очередь, заявила, что корнем проблемы является то, что долгое время образовательные учреждения были ориентированы преимущественно на реализацию образовательной функции, а задача воспитания подрастающего поколения отдвигались на задний план. По ее мнению, психологов, работающих в средних школах и учреждениях СПО, нужно целенаправленно ориентировать на решение личностных проблем детей, подростков и молодежи.

Услышав от Татьяны Дикаревой, что большинство студентов, изучающих психологию, не стремятся проходить практику в образовательных организациях, предпочитая те структуры, где они не столкнутся с проблемными ситуациями, Татьяна Твердохлеб выступила с предложением через Министерство образования и науки региона рекомендовать УлГУ и УлГПУ имени И.Н. Ульянова направлять учащихся профильных специальностей вузов набираться опыта в СОШ и учреждения профессионального образования.

Подводя итоги дискуссии, члены Комиссии региональной Палаты по развитию образования и науки, поддержке инновационной деятельности, молодежных инициатив, развитию добровольчества и волонтерства пришли к общему мнению, что рассмотрение темы ввиду ее актуальности должно быть продолжено на одном из следующих заседаний. Татьяна Твердохлеб обратилась к каждому из коллег с просьбой посетить 2-3 школы по месту жительства, чтобы лично изучить ситуацию, а Андрей Корнилин порекомендовал обратить особое внимание на кадровую обеспеченность учреждений, наличие планов работы педагогов-психологов и узнать, как выстроено их взаимодействие с Министерством образования и науки Ульяновской области и структурами соцзащиты. «В завершение хотелось бы еще раз озвучить рекомендации в адрес органов власти о необходимости усилить межведомственное взаимодействие в данной сфере и задуматься о создании единого координационного центра для всех педагогов-психологов региона», — подчеркнул он.