На прошедшем 25 февраля 2016 года очередном заседании Комиссии Общественной палаты Ульяновской области по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления был рассмотрен проект программы «Стратегия развития жилищно-коммунального комплекса в Ульяновской области до 2020 г.». По итогам мероприятия участники пришли к общему выводу о необходимости значительной доработки документа.

Открывая заседание, председатель Комиссии ОП УО по развитию социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления Вячеслав Ярош сообщил, что особое внимание он и его коллеги намерены уделить тем разделам Стратегии, где обозначены направления развития в сферах управления многоквартирными домами, капитального ремонта общего имущества в МКД, ликвидации аварийного жилищного фонда и обращения с твердыми коммунальными отходами.

Заместитель Министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Сергей Носков напомнил о принятии 26 января 2016 г. Распоряжения Правительства РФ №80-р об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года. В середине прошлого года по инициативе Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова профильное ведомство занялось разработкой аналогичного документа регионального уровня. «Мы собрали предложения экспертов, ветеранов отрасли, компетентных общественников и сформировали программу, содержащую план действий до 2020 г. и механизмы реализации поставленных задач – она получилась примерно в три раза объемнее Распоряжения №80-р. Ключевыми направлениями, отраженными в проекте Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса в Ульяновской области до 2020 г., стали формирования активных и ответственных собственников многоквартирных домов, развитие предпринимательства и привлечение частных инвестиций в сферу ЖХК, повышение энергоэффективности отрасли», — пояснил он.

О стратегических планах в сфере управления многоквартирными домами рассказала заместитель руководителя Главной государственной инспекции регионального надзора — начальника Управления регионального государственного жилищного надзора Ульяновской области Татьяна Картузова. Она отметила, что в 2015 г. в регионе стартовал процесс лицензирования управляющих компаний. По итогам года лицензии получили 154 УК, при этом планируется, что в период 2016-2020 гг. на рынок будут выходить порядка 20 новых лицензированных организаций ежегодно.

По словам Татьяны Картузовой, в Стратегии планируется отразить предложения изменить срок действия лицензии УК, не имеющих в управлении многоквартирных домов, с 6 месяцев до 1 года, усилить требования к уставному капиталу, материально-технической базе, финансовому состоянию лицензируемых управляющих организаций. «Не менее важно определить новый механизм проверок УК, ужесточить их ответственность за нарушение правил содержания и ремонта МКД. Необходимо также совершенствовать правила заключения договоров управления многоквартирными домами. Это позволит избежать случаев, подобных тому, как одна из управляющих организаций г. Ульяновска включила в договор управления пункт, согласно которому собственники обязаны предоставить ей право использовать общее имущество МКД по своему усмотрению – например, сдавать его в аренду или под размещение рекламы», — считает Татьяна Картузова.

В качестве комментария Вячеслав Ярош предложил обозначить в Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса в Ульяновской области до 2020 г. дополнительные требования к управляющим компаниям в части обеспечения безопасности проживания в многоквартирных домах, а также ведения работы с собственниками в целях борьбы с парковками в неустановленных местах. «Считаю, что в документе нужно отразить и вопросы, связанные с перспективой создания в регионе государственной управляющей организации, о чем неоднократно говорил Губернатор», — добавил он.

Заместитель директора Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области Елена Золотова проинформировала о целях региональной государственной политики в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Она отметила, что первые взносы граждан на капремонт стали поступать на счета уже в 2012 г., что позволило провести работы в 100 МКД. В областную программу капитального ремонта 2015 г. вошли уже 222 дома, в 2016 г. – 287, при этом в будущие годы вплоть до 2020 г. темпов снижать не планируется, а главная задача – исполнить программу с целью повышения доверия населения.

«Вероятно, в Стратегии будут учтены наши предложения о внедрении возможности открытия спецсчетов управляющими компаниями для сбора и аккумуляции средств собственников на проведение капремонта и развитии системы кредитования, чтобы граждане получили право инициировать ремонтные работы гораздо раньше установленного региональной программой срока и затем постепенно их оплачивать», — сообщила Елена Золотова.

Директор Департамента методологии и организации социальных выплат и жилищных субсидий Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области Александр Адонин, в свою очередь, напомнил присутствовавшим, что с 1 января 2016 года собственникам жилья в возрасте 70-80 лет предоставляется льгота по взносам на капитальный ремонт в размере 50%, а гражданам старше 80 лет – 100%.

Вячеслав Ярош озвучил свои критические замечания в адрес региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2044 годы. «Буквально на днях я побывал в г. Новоульяновске и выяснил, что из 19 домов, обозначенных в программе 2015 г., работы завершены лишь в двух, при этом у жильцов имеется ряд претензий к их качеству. В селе Криуши, включенном в городской округ, ни один МКД не был включен в программу капремонта, а, как мы знаем, большинство домов там — ветхие двухэтажки. Не намного лучше ситуация в других муниципальных образованиях. Нередки, к примеру, случаи затягивания сроков проведения дефектовки МКД», — заявил он.

Начальник экспертно-аналитического отдела Министерства строительства, ЖКК и транспорта региона Александр Царегородцев подчеркнул, что в качестве ключевой задачи в области строительства и ввода в эксплуатацию нового жилья в проекте Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса до 2020 г обозначено выполнение целевых индикаторов, установленных на федеральном уровне. На 2016 г. данный показатель составляет 12940 кв.м., на строительство 8,5 тыс. кв.м. аукцион уже объявлен, на оставшиеся площади это будет сделано до конца первого квартала. Целевой индикатор на 2017 год – 13860 кв.м. нового жилья, и в настоящее время с администрациями муниципальных образований прорабатываются вопросы об объявлении аукционов для приобретения квартир.

По словам Сергея Носкова и специалиста департамента ЖКХ Министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области Даниса Гарифуллина, в проекте Стратегии отмечена необходимость к 2020 году искоренить образование несанкционированных свалок, первыми шагами к чему станет разработка программы по обращению с твердыми бытовыми отходами и выбор регионального оператора для ее исполнения. «Считаю, что основной задачей должно стать создание полноценной отрасли в сфере обращения с ТБО со своей инфраструктурой, перегрузочными площадками, мусороперерабатывающими предприятиями. Сегодня в области разрабатывается дорожная карта реализации проекта «Пятилетка благоустройства», и мне кажется, что в этот документ должны быть включены как мероприятия по сбору и утилизации мусора, так и другие стратегические направления работы блока ЖКХ», — поделился мнением член Общественной палаты г. Ульяновска Лев Левитас. Согласившись с ним, Вячеслав Ярош упомянул, что сегодня услуги по утилизации отходов населению области фактически не оказываются – их заменяют простым захоронением ТБО. Он также обратил внимание на сопутствующие экологические проблемы: сброс мусора в водоемы, загрязнение почв, — негативно влияющие на здоровье населения.

В заключение Сергей Носков и сотрудник регионального Министерства строительства, ЖКК и транспорта Алексей Никитин подняли тему организации похоронного дела, обозначив приоритетные направления работы до 2020 г. В их числе создание ассоциации предпринимателей, работающих на рынке данных услуг, и определение для них прозрачных правил игры. В дополнение Вячеслав Ярош порекомендовал представителям ведомства усилить контроль над стоимостью погребальных услуг и распределением мест захоронения, а также на развитие кремации и необходимость свести на нет случаи незаконных партнерских отношений профильных фирм со структурами полиции и скорой помощи.

Подводя итоги заседания, участники пришли к выводу о необходимости дальнейшей совместной работы над проектом Стратегии развития жилищно-коммунального комплекса в Ульяновской области до 2020 г. и его повторного рассмотрения в региональной Палате. «С моей точки зрения, основной недостаток документа – отсутствие целей проведения тех или иных мероприятий, т.е. понимания со стороны разработчиков, к чему нужно прийти в итоге. Кроме того, считаю, что из текста Стратегии нужно исключить слова «надеемся», «возможно» и им подобные. Она должна быть понятной обычному человеку и давать четкое представление о том, что ожидает жителей региона через 5 лет», — подчеркнул председатель Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике Геннадий Антонцев. Его мнение о необходимости в каждом пункте документа отвечать не только на вопрос «что делать?», но и «зачем?» единогласно поддержали и члены профильной комиссии Общественной палаты.